Гауди

Антонио Гауди-и-Корнет родился в июне 1852 г. в городе Реус (неподалеку от Барселоны) в семье котельных дел мастера. В 1873-1877 гг. он обучался в Высшей технической школе архитектуры в Барселоне, одновременно осваивая декоративные ремесла  в мастерской Пунти. Уже в юности будущий архитектор испытал огромное влияние местного испанского барокко, мавританского стиля и готики. В дальнейшем в творчестве Гауди можно найти множество архитектурных цитат, но они использованы так тонко и так незаметно  в океане авторской фантазии, что не ассоциируются с подражательством. Своеобразие  новаторства Гауди  состояло в том, что прогресс строительной техники (в частности появление железобетона) он использовал в своих сооружениях для имитации органических форм природы, подражая сложным конфигурациям и линиям, свойственным скалам, деревьям, раковинам.

Гениальный дар и переливающаяся через край творческая фантазия проявились в первых же реализованных архитектурных проектах  Гауди – доме для владельца кирпичных заводов Мануэля Висенса-и-Монтанера (проект - 1878 г., строительство - 1883-1885 гг.) (http://proza.ru/2011/12/30/315) и доме Диаси де Кихано «Эль Каприччио» (1883-1885) (http://proza.ru/2011/12/30/316).

Проекты молодого Гауди привлекли внимание крупного мецената Кондэ де Гуэль, поручившего ему строительство своего дворца в Барселоне (1885-1889). Задача была весьма непростой. На участке всего 18 на 22 м  Гауди удалось претворить в жизнь настоящий шедевр с точки зрения пространственного решения - здание со сложнейшим внутренним объемом, дающим ощущение такого простора и глубины, как если бы речь шла о настоящем дворце больших размеров. Оформление внешнего фасада дома своими строгими формами напоминает итальянское палаццо эпохи Ренессанса. Внутреннее пространство дворца организовано вокруг  просторного вестибюля бельэтажа, который наподобие внутреннего двора, поднимается до уровня четвертого этажа и завершается куполом. Неуемная творческая фантазия архитектора проявилась  в исключительном многообразии декора потолков, окон, дверей и других элементах  интерьера, безукоризненно выполненных  лучшими мастерами-ремесленниками того времени.

В 1887 г. Гауди  получил заказ от своего друга и земляка Жуана Грау - епископа города  Асторга на строительство новой резиденции. Гуади с увлечением взялся за работу, воплотив в этом здании свое горячее увлечение готикой (http://proza.ru/2011/12/30/318). Однако в 1893 г. после смерти Грау, между архитектором и Советом Епархии возникли непреодолимые разногласия. Гауди подал в отставку. В результате строительство завершил другой архитектор, полностью изменивший тип кровли.

В 1883 г. Гауди был назначен главным архитектором строительства храма Святого Семейства, над которым трудился потом до конца своих дней, но который так и не успел завершить. (Строительство храма продолжается до сих пор; его окончание планируется на 2026 г.). По словам архитектора, он хотел создать образ рая, «когда исчезнут углы и материя щедро предстанет  в своих астральных округлостях, и солнце проникнет сюда со всех сторон» (http://proza.ru/2011/12/30/325).
 
Работая над строительством храма, архитектор не оставлял и других заказов (http://proza.ru/2011/12/30/321). В 1903 г. он завершил создание единственного в своем роде  парка Гуэль. Неожиданные точки обзора, открывающиеся с лестниц криволинейного очертания, разнообразные по форме постройки, в отделке которых широко использована цветная майолика, покрытия, напоминающие кровли пагод, и многое другое придавали парку необычайную декоративность. О постройках парка можно сказать, что они словно созданы самой природой. Украшающие их мозаики из осколков стекла, битой посуды и бракованных изделий каталонских мастерских подобны сюрреалистическим  картинам и коллажам будущего.

Из городских доходных домов, спроектированных Гауди во второй половине его жизни, выделяется дом Мила (http://proza.ru/2011/12/30/326), возведенный в Барселоне по заказу коммерсанта Пера Мила-и-Кампса.

В июне  1926 г. во время прогулки Гауди попал под трамвай и через три дня скончался.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии