Конец месяца

 Конец октября
Моя жизнь поменяла ритм – с понедельника вернулась на работу. За три дня я выбрала оптимальный маршрут от дома до двери офиса, до минимума свела общение в интернете.
Стабильность - это замечательно, но... Каждое утро на остановке я встречаю коллег из соседнего отдела или из здания администрации, с которым нас соединяет стеклянный переход. Сонно здороваемся, садимся в теплый вагон трамвая. В обед - они же, только уже активно жестикулирующие. Гул голосов, бряцание ножей-вилок, внезапный взрыв хохота. И снова до вечера общение на трех языках. Звенящая пустота внутри, когда уходит последний посетитель. Обгоняя друг друга, мы торопимся занять места в полупустых трамвайных вагонах.
Кто может точно сказать, когда радость от стабильности начинает перерастать в раздраженность и напряжение?
И вот через две недели возвращаюсь домой пешком в любую погоду.  Огромную дешевую (по мнению сослуживцев) столовую меняю на маленькое кафе на соседней улице, в котором всего несколько столиков, удобные стулья с высокими спинками и  уютные диваны по углам. Сумку и куртку складываю в угол, дымящийся кофе и тарелочку с чем-нибудь вкусным приносит кельнер. В кафе уже знают: маленькая чашка, два пакетика сахара, сложный бутерброд с чем-нибудь мясным на угловой "столик на одного". Очень редко добавляю к этому кусок торта. Посетителей не так уж много в этот час. Обязательно приношу с собой книгу: здесь никому нет дела, на каком языке я читаю и что именно.
Сегодня у меня  "Пляж" Гарленда. Последняя глава, в которой неутешительное будущее героев просматривается шаг за шагом, почему-то занимает пятую часть романа.  Я грею руки о чашку и бреду по горячему песку вместе с героями.
Краем глаза замечаю, что за столиком в  противоположном углу устраивается мужчина,  перед ним на стене рекламная фотография за стеклом. Интересно, что он на ней так внимательно рассматривает? Толстые стекла очков, аккуратно зачесанные седые волосы, тросточка у стены – один из тех, про кого можно сказать "ему за 70". Лет через 20-25 мои ровесники-мужчины будут выглядеть так же. Те, кто доживут...Поднимаю глаза на фотографию и понимаю, что в ней он видит как в зеркале входную дверь.
Звук падающей трости отвлек мое внимание от последней страницы. Напротив мужчины усаживается женщина, наверно его ровесница. Она кладет руку на столик, и он покрывает сверху своей ладонью маленькую кисть. Пляж, Таиланд, Вьетнам - все это мгновенно теряет для меня всякий интерес. Привычка последних лет примерять все "с точки зрения видоискателя" оказывается сильней желания дочитать наконец-то сегодня книгу.
В последнее время я перестала находить что-то удивительное в том, что в Европе пожилые пары часто обедают или просто пьют чай-кофе в небольших кафе. С нашим менталитетом и привычкой считать, что это НЕВЫГОДНО, местное население сначала удивляло, но не долго. Почему же сейчас я смотрю внимательно на этих двоих? Наверно из-за того, что женщина улыбается. Глаза... Ее глаза светятся с той минуты, как он коснулся ее ладони.
Когда тебе двадцать, ты не задумываешься, тот ли этот человек, чью руку ты держишь, с которым хотел бы встретить свою старость. А много позже, когда это понимание приходит, изменить уже ничего невозможно.
"Как ты сегодня?" - спрашивает она четко и довольно громко. Он снимает свою руку с ее ладони, подносит привычно к уху, затем, как бы спохватившись, опускает обратно. "Я тебя хорошо слышу!"- почти кричит он. Она улыбается.
Кельнер приносит ей дымящийся кофе.
 "Давай поменяемся, ты же знаешь, я не пью горячий" - она начинает переставлять чашки, и мужчина с неохотой убирает руку.
Прислушиваться к чужому разговору, даже если он очень громкий, считается  неприличным. Но вот смотреть на них, делая вид, что только что отвлеклась от книги, мне никто запретить не может. Смотреть и думать о своем. Достраивать-домысливать  в голове возможные варианты и сюжетные линии. Собирать "мозаику" из обрывков слов и жестов.
"Я что-то тебе принес" – мужчина  достает из пакета, который висит на спинке соседнего стула, розовый гербер.
"Ты же знаешь, я не смогу его взять с собой" - она на миг погрустнела, а потом взяла цветок в руку.
"А пусть он побудет с нами тут" - он обхватил пальцами стебель, а потом осторожно разжал, скользнул по цветку вниз и ее пальцы скрылись под его ладонью.
Мне пора уходить, через 10 минут заканчивается обеденный перерыв, и я  почти бегом возвращаюсь на свое рабочее место. Через мгновение поток посетителей отвлекает своими проблемами. Но, шагая домой мимо уже закрытых дверей кафе, почему-то внезапно вспоминаю, как улыбнулась женщина в первый миг их встречи...Прелестные старички.

Конец декабря

В декабре вдруг выпал снег. Как писали потом в газетах: «Двадцать лет не было такого снегопада». Почему-то зимой снег и в Германии всегда выпадает неожиданно. За одну ночь весь город изменился до неузнаваемости - разноцветье крыш и серая суровость мостовых стали ярко-белыми.
Стою на трамвайной остановке, смотрю, как крупные хлопья снега попадают в свет фонаря. "Пусть будет заснеженным Рождество" - шепчу, выглядывая из-под зонта. И уже знаю, что будет продолжение строки. Но трамвай вдруг не приходит совсем, и я шагаю по неочищенному тротуару. Через полчаса мысли заняты совсем другим, но вечером строка становится началом и концом стихотворения.

Пусть будет заснеженным Рождество -
Узор на окнах не акварельный,
Мерцание свеч, аромат от ели,
И дома уютно и очень тепло

Твоя ладонь на плече моем..
Коснусь щекою любимых пальцев.
Сейчас закончится этот танец
И мы останемся здесь вдвоем.

Мелодии древнее волшебство...
Негромкий смех.... И волна желанья...
Твои глаза...И мое признанье....

Пусть будет заснеженным Рождество.

Днем дорожку тротуара перед зданиями попытались расчистить от падающего снега. В кафе сегодня многолюдно, но я быстро нахожу место и замечаю, что за соседним столиком греет руки о чашку еще один постоянный посетитель, а рядом со знакомой уже мне тростью стоит большой черный зонт, с которого натекла лужа. Шапка "а-ля Шерлок Холмс" завязана под подбородком.
 Я жду, когда мне принесут мой заказ и вижу, как открывается входная дверь.  Молодой человек пропускает перед собой женщину, отряхивающую зонт от мокрого снега. Она оглядывается по сторонам, замечает «а-ля Шерлок Холмс»  и садится рядом с ним
 "Тяжело идти по снегу?" - в его голосе слышится волнение. Она кивает, снимает перчатки, слегка улыбается кельнеру. Веселая компания в углу заглушает ее ответ. Все разговоры сегодня вокруг одного - кто и как добирался до места работы или учебы. Радостное возбуждение и в голосах не слышно раздраженности. Это ведь только первый день снегопада.
"Смотри, что я сегодня принес", - мужчина понизил голос, но все равно каждое его слово четко слышно вокруг.
Я внезапно улыбаюсь, вспомнив, как в прошлый четверг какое-то подобие гигантской ромашки вызвало искренний восторг у женщины. Интересно, чем он удивит ее сегодня? Слегка поворачиваю голову и вижу, как он из внутреннего кармана куртки достает пряник в виде сердечка.
Женщина поднимает на него глаза. Но улыбки в них нет. Он кладет пряник на столик между ними,  и  какое-то время они сидят молча. Внезапно он снимает обертку с пряника и разламывает его напополам.
Мой кофе медленно остывает. Смотрю на тонкий дымок над чашкой, а вижу празднично украшенную площадь в центре города с большой французской каруселью. Вот встретились две семьи на рождественской ярмарке, и пока родители разговаривают, дети разламывают большой пряник с веселым мишкой. Юноша выбирает для своей замерзшей спутницы сладкий подарок из висящих над головой продавца : "Мой воробушек", "Моя киска", "Самая сладкая"... Наконец решительно указывает куда-то в угол и продавщица с улыбкой протягивает ему сердечко с очень простой надписью "Моя любимая" и я вижу, как розовеют щеки девушки. Интересно, а какая история у этих, из кафе? В том, что она есть, сомневаться не приходится.
Внезапно женщина отодвигает свою чашку:"Я во вторник уезжаю на неделю к дочери в Йену. Обычно они всей семьей приезжают к нам, но сейчас она хочет показать меня какому-то врачу из ее больницы". Она поднимает глаза, и я слышу, как он громко шепчет: "Я буду скучать". Сквозь шум в кафе не разобрать, что она ответила.
Декабрь пролетел быстро. Завтра Рождество и я с нетерпением жду конца рабочего дня. В кафе очень тепло и кофе кажется каким-то особенно ароматным, а может это вкус булки с корицей создает такое настроение наступающего праздника?
Женщина больше не приходит. Мужчина садится теперь лицом к двери и смотрит на каждого входящего.
Пора уходить. Ставлю свою чашку на стойку и вдруг слышу, как он мне говорит: "Счастливого Рождества". "Вам тоже", - отвечаю я. Ничего нет удивительно в том, что незнакомые люди желают друг другу сегодня счастья.

Конец января

Рождество, Новый год – кажется, это было уже так давно. Заканчивается холодный февраль. За выходные снег исчез с улиц. Еще через пару дней просохли те участки дороги, где старые каменные мостовые вплотную прижимаются к современному асфальту. До весны еще далеко, скоро серый февраль и обманчиво-холодный март. Но уже сейчас оживление на велосипедной дорожке, а это самая главная примета наступления долгожданного тепла.
С мыслью о том, что "сладкое портит остатки фигуры" доедаю кусочек шоколадного торта. "Мемуары Ришелье" (по уверениям издателей "книга без купюр") читаются неожиданно легко.
В кафе тихо. Поэтому когда хлопает дверь, отвлекаюсь на мгновение от чтения. Кофе уже остыл. Или просто сегодня нет такой необходимости в горячем?

Я никого не жду. И никто не ждет меня.
Наверно это неправильно.
Мне некому улыбнуться и сказать: „Ну как ты сегодня?"
И я не буду ломать голову над тем, куда девать этот подаренный цветок, как та женщина, которая приходила в кафе.
И вообще мне грустно, что она больше не появляется.
А сегодня он не пришел тоже...

04.02.2011 Лейпциг


Рецензии