Не смешите мои ногти

Я часто вспоминаю свои уроки пения в общеобразовательной школе.
Пение...какой-то побочный и безликий предмет,потому что мы ходили на него не для того,чтобы получить знания,а для того,чтобы самовыразиться.И чем больше хамства по отношению к учителю в твоём самовыражении,тем ты больше вырастаешь в своих глазах,а в глазах сверстников так вообще-крутой чувак!

А учительница маленькая хрупкая,но с сильным резким голосом.Одним словом гавкучая,как собака.Силы характера у неё не хватало,чтобы усмирить 30 дураков,и она с помощью крика поднимала свой авторитет.Я когда-то слышала,что если человек громко говорит или кричит,то ему кажется,что его не слышат.

У неё длинная юбка,аккуратные стоптанные туфли,серый свитерок и химия на голове.На лице выражение недотраханности и одновременно полной задолбанности от всего и от самой себя в том числе.Сразу было видно,что она не любит ни свой предмет,ни нас,ни себя.И на работу в школу пришла тоько потому,что семью чем-то кормить надо.И она достойно терпела наше фальшивое пение хором,наши смешки,особенно с последних парт,наши постоянные отпрашивания,а некоторые набирались совести даже и не отпрашиваться.А ей было всё равно,и она не старалась вникать.

Она всегда носила в сумочке цитрамон.От стрессов и постоянного нервного напряжения её часто мучали головные боли.И дети её раздражали.Да её вообще всё раздражало.

А потом она куда-то ушла.И на её место пришёл дядька с баяном.Дядька был сильный,высокий и усатый.Мы всем классом дружно почувствовали с первого же урока,что он в обиду себя не даст.Вообще люди психологически более склонны подчиняться большому человеку.А он был именно большой.И так легко поднимал свой баян,как игрушку.

На следующий урок все внезапно и одновременно завели себе тетрадки для пения.Песенники.Их нужно было вести аккуратненько,потомучто в конце четверти мы получали оценку за ведение тетради,которая в обязательном порядке должна быть обёрнута.Чтобы получить пятёрку,у тебя должны быть все песни,независимо от того,был ты на уроке или нет.Дядька любил шутить:"Единственная уважительная причина,по которой тебя нет на уроке пения-это твои похороны.Все остальные причины неуважительные."
Пение было в пятницу 6 уроком.Само расписание так и шепчет:прогуляй музыку!Ну прогуляй.

А дядька брал наш классный журнал и смотрел,как мы посещаем другие предметы.И не дай бог ты был в этот день на алгебре или биологии,а до пения не досидел (голова,живот,мне плохо-не проходило.Он ставил двойки без колебаний.И был у него ещё один армейский прикол-когда звенел звонок на урок,после учителя в класс никто уже не мог зайти.Он закрывал дверь на замок.
А вообще он был добрый и мы его полюбили.Он возился с нами,организовывал концерты ко дню Учителя,к 8 марта,к Новому году.Оказалось,что он не только любит детей,но и любит играть на гитаре и на фортепиано.он каким-то чудом создал из нескольких классов двухголосный хор.Мы пели на 2 голоса "Опять оь меня сбежала последняя электричка","Всё пройдёт и печаль и радость"И эти два голоса прослушивались.А сколько раз был КВН!А как мы ставили Новогоднюю сказку и наш класс занял первое место.
Однажды мы пришли на урок музыки,как всегда вовремя.И нам сказали,что сегодня урока не будет по уважительной причине.Учитель умер.Он даже здесь остался верен сам себе.
Подробностей нам не сообщали,говорили,будто выпил лишнего,затем заснул и не проснулся.Любил детей и любил выпивку.Мне стыдно,но я даже не помню,как его зовут.

В музыкальную школу я пошла уже в сознательном возрасте.И гитару сама выбрала.Чего хочет ребёнок,который выбирает музыку?Во первых-внимания.Он не настолько груб,не так вульгарен,как многие его сверстники.Когда-то мы с моей одногруппницей,будучи студентами наблюдали за абитуриентами.И пытались определить по выражению лица,по манере держаться,на чём играет человек.И пришли к следующим выводам:

ПИАНИСТЫ:
У нас с пианистами тёплые отношения не складывались.Наши лекции проходили в большой аудитории,в которой было 4 ряда парт.И как-то само собой аудитория разделилась на две части невидимой чертой.одна половина была негласно для пианистов,а другая -для всех остальных.Когда мы готовились к сдаче общего фортепиано,мы могли задать им дибильный и безграмотный с их просвещённой точки зрения вопрос.Они снисходительно садились за фортепиано и прочитывали тебе с листа то,над чем ты бился месяцами.Когда они говорили "Народники..."-это звучало с аристократическим чистоплюйством.

СКРИПАЧИ:
До того,как прожить со скрипачкой 6 сессий подряд в одной комнате,я скрипку любила.Скрипачи обладают тонким музыкальным вкусом.Но при этом в жизни они совершенно не адекватны.Понять их может разве что человек,воспитанный вместе с ним на одних ценностях.Они имеют колоссальную работоспособность и выдержку.Ещё бы!!!Выбрать такой космический инструмент,на котором можно играть(!) без ладов!самомнение у них просто зашкаливает.иногда открыто,иногда завуалировано.Я не встречала ни одного тупого скрипача.Для того,чтобы выбрать этот инструмент,нужно обладать высоким уровнем интеллекта.С чем я вас и поздравляю.
ДУХОВИКИ:
У меня ассоциируются с хулиганством.Почему,не знаю.Прямолинейные вспыльчивые,где-то хамовитые.В музучилище среди духовиков успеваемость была самая низкая.только они имели наглость выходить курить возле центрального входа.Мы прятались,во всяком случае.А поступив в Консу-я обнаружила иных духовиков.Эти были практичнее и состоятельнее.Они питались в кафе,мы приносили бутерброды из дому.Мы жили у бабок,иногда по 5 человек в комнате,они снимали квартиры.Они сдавали сессию раньше всех и уезжали первыми домой.На лицо было наличие стабильного заработка.И мои суждения о духовиках изменились.мне всегда хочется спросить,да не знаю,у кого.Почему у вас такие большие губы?От природы или от работы?
И второй вопрос,где взять столько здоровья,чтобы бухать и курить такими дозами ,а потом ещё иметь силы дУУ-УУть?
БАНДУРИСТЫ:
На них приятно смотреть и слушать на сцене.Они похожи на красивых раскрашеных куколок.Все эти бусы,сорочки,сапожки,многоголосное пение,преобладание красного цвета в нарядах.Артистичные и яркие.В основном на бандуру идут девочки.Но и мужчин бандуристов я тоже видела.Они как мужчины-повара.Если взялись,то все должны быть от них в шоке!А ещё это нужно любить!
Если родители отдают мальчика на бандуру,стоит ли этим заниматься для себя?Захочет ли мальчик сделать её своей профессией?На бандуре нужно либо хорошо играть,либо вообще не играть.Это вам не гитара!
БАЯНИСТЫ
Баян-это инструмент,у которого неограничены писал для органа. баян тембрально похож на орган.А почему-то на баян идут одни селюки.Моя мама и брат учились в музыкальной школе по баяну.Я видела,что можно вытворять с этим инструментом,если он попадает в хорошие руки.На этом инструменте можно играть не только народные побегушки.А переложений сколько для баяна!Для кого?Я пробовала однажды играть на мамином баяне.Поняла,что сил у меня не хватит,ни мех тягать,ни сам баян поднимать.
БАЛАЛАЙКА
Я в своей жизни знаю очень немного балалаечников.Их можно пересчитать по пальцам.И балалайку слышала только в исполнении Архиповского.Мне очень понравилось.Ми-ми-ля,Блинов,Андреев...всё на этом мои познания заканчиваются.А этого недостаточно,для того,чтобы дать полную характеристику.Ну всё мне в вас нравится.Только б вы не лезли,сука,к гитаристам!

ДОМРА:
Здесь вообще тёмный лес.К тому же предвзятое отношение.Я даже не знаю,под какую гребёнку вас причёсывать.Сказать,что вы не правы-значит ничего не сказать.Вы знаете,о чём я.Вам я уделю наибольшее внимание.У меня не получится изложить деликатно свою мысль.Потребуется ювелирная подгонка намёков,полутонов,каких-то мягких приёмов.Я так не умею и не хочу.Буду прямо:в хвост и гриву,если интересно.Многих из вас я не люблю,а некоторых даже презираю!

Антипатия к преподавателям этого инструмента(я подчёркиваю,ИМЕННО К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ,А  НЕ К САМОМУ ИНСТРУМЕНТУ) у меня возникла,как только я узнала,что у меня домра будет доп.инструментом.Куча вопросов,зачем,если я не хочу?Как это влияет на мою специальность?А потом выяснилось,что всех гитаристов садят на альты и тенора,чтобы затыкать дырки в оркестре народных инструментов.
Мне не нравилось,что возможности инструмента ограничены до предела,на нём нельзя было сыграть аккомпанемент.Как бы ты виртуозно на нём не играл,нужно как минимум сопровождение.По сути-это большой минус.Я из под палки занималась,переучивала свою правую руку держать медиатор,а левая ужасно закрепощалась.А больше всего мне было жалко времени.Я могла за это время выучить что-то по своей специальности.Меня удивило,что нужно было играть пьесы из сборника для скрипки за первый класс.При чём здесь скрипка,если я учусь на домре.А потом я поняла,что для вас это обычное дело!Играть Шрадика,Вивальди,Чайковского...Почему вы так безбожно шуруете скрипичную программу?

Может вы думаете,что это красиво звучит?ВЫ глубоко ошибаетесь и скрипачи меня в этом поддержат единогласно.Одинаковый строй ни о чём не говорит.вы понимаете,что ту-ду-ду-ду и уеееееу это диаметрально противоположные понятия.А ещё больше меня поражает ваша с балалаечниками наглость.
Мы все не сомневаемся,что ваша любовь к инструменту так велика,что вы от избытка столь неожиданно перепрыгнули на другой.
- по звуку;
-по размеру;
-по форме;
-по строю;
-по репертуару;
-по стилю;
-по посадке;
-по постановке;
-по звукоизвлечению
Инструмент.Гитара...
Вопрос следующий:Что в чёрном ящике?

Вам больше не нравится играть на домре?
Вы разучились на ней играть?
Вы не можете заставить других на ней играть?

Давайте вместе разбираться,а то у меня уже так наболело,что сил нет сдерживать своё негодование.

Вы прошли долгий путь,прежде,чем стать специалистом.
5-7 лет муз.школы
4 года муз.уч.
5-6 лет консерватории(большинство из вас имеет высшее магистерское образование)
И так 15 лет жизни.Для того,чтобы досконально изучить свой инструмент,научиться на нём играть и преподавать его.Получается,вы потратили время зря,что ли?

Вы наверное так не считаете,потому что я уже который год наблюдаю,с каким энтузиазмом вы переносите все нюансы,касающиеся игры на домре,на гитару.Вы делаете это уверенно и вас совесть не мучает.Как бы не так!

По-порядку: у вас правая рука и у нас правая рука.Медиатор-и-пальцы.Ни мизинец, ни безымянный пальцы не должны опираться на панцирь.Такая опора,в некоторой степени, сковывает движение кисти правой руки и затрудняет игру. Кроме того, появляется дополни­тельный шорох от трения пальцев о панцирь. Позд­нее исправлять постановку руки будет очень труд­но.Правая рука, примерно около локтя, опирается на край корпуса домры выше нижнего порожка,так,чтобы паль­цы находились над панцирем.Ваш мизинец торчит.
А наш мизинец в игре на гитаре участвует редко,но это совсем не значит,что его нужно выставлять торчком или крючком.Это то,что бросается в глаза всем!
Вы переносите домровую постановку на гитару.А зачем?Вы уродуете ребёнку руки.Они становятся зажатыми.А при дубовых руках игра на инструменте будет сухой и бездыханной.И будет напоминать забивание гвоздей в пол или бросание гороха об стенку,если вам больше нравится такое сравнение.Горох по стенке напоминает вас,берущих консультации у гитаристов.Вам из года в год объясняешь,что вы совершаете непростительные ошибки,работая с детьми таким образом.Вы задумчиво киваете головой,как слоны и продолжаете в том же духе.

Вам известно,что существуют такие понятия в гитарной школе,как положение правой руки,угол удара по струне,флажолеты,пиццикато,стаккато,восходящее и нисходящее легато.
А ещё мы перемещаем правую руку,в зависимости от того,насколько хотим изменить тембр.от розетки к грифу или ближе к подставке.Для того,чтобы рука могла свободно двигаться,она должна быть предельно расслаблена.А вы своей домровой постановкой отрезаете все пути отступления!
Скажите,а что вам мешает вместо 10 минутных переговоров коридоре с гитаристом преподавателем взять у них несколько частных уроков,чтобы вы хоть немного имели представление,ЧТО вы преподаёте.А сколько литературы!!!А в интернете сколько информации!Любой,даже самый недобросовестный студент,знает,где искать.Попробуйте и вы очень удивитесь,сколько интересного вас ждёт впереди.Только имейте ввиду,сама информация вас преподавать не научит.Применять её нужно по ситуации.
Как вы уже заметили,у гитары гриф намного толще домры.Если вашей левой руки хватает для того,чтобы его обхватить,это замечательно.А на гитаре?Если ученик с первых уроков не усвоит принцип правильной постановки(а правильная она именно тогда,когда большой палец находится на средине грифа),то он и дальше будет пороть косяки и не понимать,почему у него не звучат 1 и 2 струны,почему у него ограничена подвижность левой руки. В конце концов,почему у него не получается сыграть элементарную гамму до мажор в быстром темпе.Не верите?А попробуйте сами!Возьмите в руки инструмент и постарайтесь с первого раза сыграть то,что вы требуете от детей.
А!!!Так вы ещё и инструмент в руки не берёте.У вас весь урок сплошная болтовня и показывание на пальцах.Хлоп-топ-гоп!А показать что-то достойное?Балалайку!Я наблюдала за вами.9 из 10 ведут урок с одним инструментом.Почему не берём,простите?Не умеем?
И,кстати,сколько раз я присутствовала на ваших открытых уроках,и почему-то никогда не слышала,чтобы вы играли гаммы.Двухоктавные,трёхоктавные,гаммы в позициях,терциями,секстами,октавами.В библиотеке целый шкаф гитарной литературы.Одного Пухоля 30 экземпляров.И все они новые.Потому что ими никто не пользовался.Неужели кроме 8 этюда Каркасси нельзя играть другие этюды.Из года в год.Вам не надоедает?Нам -да!Вы наверное думаете,что на гитаре можно играть только "Нiч яка мiсячна".А впечатление складывается,что так и есть,потому что я от вас уже 12 лет ничего нового не слышала.
Ну признайтесь,либо лень,либо не знаете.И не умеете.А мозги напрячь влом.А на инструменте ничего не показываете по одной позорной причине.Вы боитесь,что дети вас засмеют.
Вы обманываете,детей,обманываете родителей,обманываете себя,в конце-то концов.Потому что преподавая гитару таким образом,вы совершенно не развиваетесь,как педагог,и с каждым днём ещё больше увеличиваете своё незнание.При этом вы деградируете и в своей сфере,потому что у вас остаётся меньше времени,чтобы совершенствовать мастерство на своём инструменте.

Вы теряете способность к самокритике,ежегодно выпускаете некомпетентных специалистов.Псевдо-гитаристов.Большинство из которых не поступит в ВУЗы,а будут довольствоваться подзаборными песенками из трёх аккордов.Вы становитесь приспособленцами,а такая система преподавания развивает в людях только потребительство и самообман.

Думаю,каждый из вас подозревает о моей правоте.Обидно только одно,что с каждым годом ваше преподавание обретает мощную инерцию.
Чтобы мне не говорили,а в карьере преуспевают хитрецы.Приведу пример из своей практики.

Алевтина,преподаватель домры идёт в младшие классы общеобразовательной школы,
чтобы сделать набор на гитару.Желающие поднимают руки,их оформляют в музыкальную
школу.Алевтина говорит:"У тебя ещё ручки слишком маленькие для гитары,поиграешь годик на домре,а потом освоим с тобой и гитару".Всё честно.
А год-понятие резиновое.Хорошо,если попался поддатливый ребёнок,умеющий безболезненно и быстро переключить внимание.Если он способен увлечься-это вообще замечательно.Но изначально ведь вы делали набор на гитару.Пускай это будет на вашей совести.Прошёл год и ребёнок спросил вас:"А когда же мы будем заниматься гитарой?"Вы ему:"Поиграешь ещё годик".Если всё хорошо складывается,вы продолжаете дальше его учить на домре.А бывают настойчивые дети,чьи просьбы придётся выполнить иначе они бросят музыкальную школу вообще.Скрипя сердцем вы сдаётесь,но с одним условием:гитару вы будете учить вместе с домрой.За год обучения у вас есть неплохая база.Он знает,где пишутся нотки,умеет считать до 4.Добросовестно посещает уроки сольфеджио.А вы...со все присущим вам энтузиазмом начинаете ему впаривать свою гитарную безграмотность.Если я не права,давайте дождёмся академ.концерта и посмотрим.
Ваш ученик,такой нарядный и красивый играет на сцене.У него в руках домра.Он уже знает,как с ней обращаться.Играет чистенько,ровненько,с концертмейстером сыграненько.На него смотреть одно удовольствие.Слушать тем более.Большой плюс вам,как педагогу.Домру вы преподаёте несравненно хорошо!
А потом всех ждёт сюрприз.Он берёт в руки гитару(читать шёпотом).
Объявка.Тишина в зале.Ребёнок начинает играть.Сыграл-поклонился-ему похлопали.
1.М.Каркасси:Этюд № 7.
Простенький этюд.Его наверное не играл только чёрт лысый.Размер 4/4.Бас-3 аккорда в гармоническом расположении,бас-3 аккорда в мелодическом расположении на арпеджио.В словаре написано:Арпеджио-"Как на арфе".Если вы слышали,как звучит арфа,то почему ваш ребёнок играет арпеджио на апояндо?
2.Б.Мокроусов:"Одинокая гармонь".
Где мелодия,где бас,где аккопманемент?Нотки аккомпанемента записываются штилями вниз,их нужно немного спрятать,а мелодию наоборот - выделить.Паузы должны звучать.Очень раздражают гудящие басы.Именно гудящие,а не звучащие.А звучать он должен ровно ту длительность,которая указана в нотном тексте.А у вас вся пьеса это одно большое упражнение на стаккато.А о том,что там ритенуто в конце-знаю только я.И вы его тоже проигнорировали.
3.В траве сидел кузнечик.
Да что ж такое-то!Почему всю песенку дитё проиграло одним пальцем???Это всё равно,что прыгать на одной ноге!

Вы позволите задать вам несколько вопросов?
1)Как можно извлечь звук из струны,держа пальцы правой руки параллельно струнам?

На самом деле можно всё.Можно играть и ногами и носом.Человек такая скотина,что привыкает ко всему.Жизнь его заставит и он приспособится,пройдя через ваши издевательства.Вы провели титаническую работу-сделав возможным невозможное.

2)Зачем вы позволяете ребёнку сидеть и играть в положении нога на ногу?
Так сидит абсолютное большинство детей и не стоит думать, что это положение безобидно. Скрещенные ноги практически верная гарантия нарушения артериального кровоснабжения и в недалёком будущем это и становится причиной таких недугов как варикоз ног.И сидя таким образом плечи ребёнка находятся на разном уровне.Продолжительное сидение с перекошенной спиной может привести к серьёзным заболеваниям позвоночника.Вы что и урок так ведёте?Молодцы!Сами небось развалились на стуле.Или ходите по классу с гордо поднятой головой,ещё и покрикиваете.А у ребёнка спина одна.И здоровье даётся один раз.
И можете не стучать по дереву,проблемы будут,независимо от того,хотите вы этого или нет.

Если бы я была медиком,то поставила бы нашей системе преподавания диагноз:Хроническая гитарная дистрофия.По этой причине я не люблю ходить на ваши академ.концерты.Из 20-30 номеров 3-5 на что-то похожи,а остальные ведь слушать невозможно.У ребёнка который играет неграмотно,во время игры появляется бестолковое выражение лица.А руки отбить нужно вам,а не ему.Устаёшь от бесконечного "ту-ца-ту-ца"болит башка и вместе с ней душа.Становится тошно и противно.И хочется спросить:зачем я училась этому 15 лет?Ваши ученики получают на академах по 10-12 баллов,а там 6 ставить не за что.Вам родители носят подарки,цветы с конфетами и торбы.Благодарят вас за работу.И вы хотите сказать,что это правильно?
Благодаря вашему недообразованному и недоначитанному преподаванию наш инструмент теряет свои индивидуальные особенности,превращается в проститутку.Ученики музыкальных школ,да и студенты муз.училища тоже не имеют понятия о самых известных гитарных композиторах.И вы тоже не имеете.
Перед выходом на сцену мои дети объявляют свою программу самостоятельно.
-Во-первых,они учатся говорить на публику.Учатся представляться.
Сначала фамилия,имя ученика.
Потом программа:автор-произведение.Мне когда-то задали вопрос,после моей неудачной объявки:"Кто первый появился Бах или менуэт?"При многократном повторе учатся говорить без а... е...

-Во-вторых,хочешь-не хочешь,а ты учишься ПРАВИЛЬНО объявлять порядок произведений.

Для младших классов:
1.Этюд;
2.Обработка народной песни;
3.Пьеса.

Для детей старше 3 класса:
1.Полифония;
2.Крупная форма;
3.Пьеса.

Многие практически не соблюдают этот порядок.А ведь в этом есть определённый смысл.Первым лучше играть этюд,чтобы разогреть руки,а пьесу лучше играть в конце,чтобы оставить яркое впечатление.

У нас каждый преподаватель держит в руках бланк с программой своих учеников и объявляет всё за него.А спросите у своих учеников дня через 2-3,что он сдавал.50% задумаются,50% назовут произведения,но не вспомнят авторов.

Поэтому считаю свой метод правильным.По крайней мере,от того,что у ребёнка будут на слуху фамилии Иванова-Крамского,Джулиани,Сора,Каркасси-вреда уж точно никакого.


Рецензии
Вначале хорошо, даже весело местами. Потом, после домры, как то не очень.

И еще в домру вклинивается повтор балалайки, а потом снова домра. Это наверное глюк.

С уважением,

Лука Стоев   06.01.2012 12:39     Заявить о нарушении
На самом деле мои возмущения касаются домристов и балалаечников,которые безбожно переметнулись не в свою сферу.Преподаю гитару 12 лет.Больно смотреть,как умирает инструмент,как превращается в дешёвое подобие.Это не глюк,это так хаотично и выглядит,как я написала.Спасибо за отзыв.

Ольга Шевченко   06.01.2012 18:48   Заявить о нарушении