Натянуть антенну

Генрих сделал глубокую двойную затяжку, какую обычно делают там, где туго с сигаретами, а в руке уже - бычок, обжигающий пальцы. Одна из забайкальских привычек, оставшихся на всю жизнь- докуривать до нельзя. Зная тему нашего разговора, попытался стать не на шутку строгим :
-Ввиду того, что речь будет идти о тонких материях, рассказываю в этот раз  сам:
 В моем сержантском блокноте зафиксирован  забавный  случай из жизни военных радистов. Был у нас ЗИЛ с радиостанцией Р-118, что стоял на передающем. Водителем - Кучин Володя из Подмосковья, Домодедово. Большая такая будка с окошками. Не у Володи будка, а кунг у автомобиля. Оббитая жестью, а внутри железяка - шкаф, в которой полно всяких элементов и вентилятор. Мощность ее 1 кВт в режиме манипуляции. Это много, поэтому вентилятор шумит, дуя на электроды во время работы. С такой мощностью радиоволна диапазона КВ огибает земной шар многократно. Стол вдоль правого борта и лежанка справа.
 Погрузились на платформы, закрепив стальными тросами машину, направляемся на учения.
 Я – командир экипажа, младший сержант. Экипаж 4 человека: водитель и нас радистов, включая дизелиста,- трое (двое молодых, салаг неопытных). Ехали в Джиду. Вы знаете Джиду? Нет! Тогда - тихо!. Это вниз, под Байкалом, т.е на западе, более 50км от Борзи.
 Едем долго и далеко, как для зимы. Добираться в мороз более 50 градусов! В помещениях холодно, а здесь, практически на улице постоянно. Командир эшелона предоставил выбор: теплушка  или – кунг нашей радиостанции. А так как все равно нужно было выставлять охрану из экипажа, то мы решили расположиться в будке (кунге). Будка не отапливается во время перемещения на платформе.
 Задача стоит такая: выгрузиться, добраться своим ходом до указанного места (степное плоскогорье с небольшими сопками), развернуть радиостанцию и выйти в эфир на заданной частоте. Кто сделает это первым, отмечается в приказе по части. Для этого, по прибытию, как минимум, требовалось установить антенну передатчика и запустить дизель.
        В дороге я простужаюсь и заболеваю (похоже - грипп), поднимается температура, горю. Передвигаться практически не могу. Температуру замерять нечем, но очень высокая, весь горю, до потери памяти. На каком-то полустанке пацаны бегут в привокзальный магазинчик и покупают бутылку спирта питьевого, ценой 5 рэ 87 коп. Или 6-87? ..Короче - не важно! Добрались.
Все нормально, но как поставить антенну? Обычно говорят:
- натянуть.
 Мы давно никого не натягивали. А тут - т-а-к-о-е!!!
  Торопимся, время поджимает. Решаю ставить широкополосную штыревую, 10м ее высота, командирская станция в Чите, считаю достаточно для связи. Самая скорая антенна для развертывания.
 Установить и  связаться со штабом! Немедленно!
 Частоты и позывные даны. Выгружаемся, дизелист кочегарит агрегат,
а мы - два радиста, и я - начальник станции занимаемся антенной. Но как ее установить. Земля – не - земля, а смесь гравия в ледяном слое. Всё промерзло на несколько метров вглубь Земли. Колышек с растяжкой не забить.  Будучи с бодуна, решение приходит почти моментально. Даю ребятам команду поднимать ее, держать и ссать прямо в основание. От выпитого ранее спирта и температуры у меня мочи было за троих. Как раз приспичило, видимо и решение на ум пришло из-за этого, припекло. Когда все оправились под штырь поочередно, в направлении по ветру, дабы не забрызгать друг и друга , держим еще пару минут и отпускаем.  Стоит, ветер не сдувает. Тросики с колышками болтаются на ветру на нем без дела.
         А ветер дай Боже, забайкальский, какой-нибудь баргузин. Человека сдувает.  Штырь – стоит! Прикреплен аки сваркой.
Время идет, норматив установлен: кто быстрей! И мы не одни. Связь устанавливают и по УКВ и телефонисты.
Свершилось. Выходим в эфир первыми жжж цщ цщ де...ЩСА?….ЩСА5 ОК 
            Задачу выполнили первыми из всех средств связи полигона. Докладываю по проводу   капитану.  Подходит через короткое время капитан, интересуется, как это мы первыми при таком морозе получились.

Ну ему и рассказываю о нашем методе установки штыря, что и как. Показываю и стоящий 10-метровый штырь с болтающимися  растяжками, поржали. Он чухает затылок и говорит:
- Боже. а как я командиру доложу?
          Хлопает по плечу и уходит (как тот трактор на картошке), сказав, чтобы молчали о том, как всё сделали. Ну, и не доложил о нас как о первых. А ведь обещали отпуск за победу. (Молчу 40 лет! )

. Принимаю  полную кружку разбавленного спирта  тогда ,закусываю  черным хлебом , устраиваюсь на  топчан  в кунге, да так до отъезда и сплю. Нас и не трогают и не подходят. Провалялся уж и не помню сколько, короче, до отъезда.
 
В никаком приказе о нас ни слова, а мыслишки в наших головах роились по этому поводу. Тайную надежду лелеяли. Я понимаю: как такую находчивость отразишь в нем?
Правда, отпуск я все равно заработал, но это другая история.



Послесловие
Стандартная технология?
- на раз поссать!
 
           -Сегодня по подписке на сайте «ИЗВЕСТИЯ.НАУКА» приходит сообщение о статье Сергея Лескова « ЧЕМ УЧЕНЫЕ ИЗ РОССИИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ».
"... Звериная серьезность губит науку, озорство и остроумие идут на пользу На этой годовщина неделе запуска первого искусственного спутника Земли -. Вот случай из истории космонавтики В начале 1960-х во время испытаний межконтинентальной ракеты Р9 была замечена течь кислорода из шланга.. .. Очень опасно, возможен пожар Руководитель испытательного центра Леонид Воскресенский, в котором Королев души не чаял, взял двух инженеров, пошел к ракете Вдруг вся группа спряталась за сарай Вышли -. и Воскресенский своим беретом заткнул течь Дали команду на старт -. ракета ушла в космос. Оказывается, Воскресенский помочился на любимый берет, заставил то же самое сделать инженеров - и замерзшая мочевина, где много азота, загерметизировала течь. После старта ученый нашел в степи берет, отстирал и носил еще много лет ".
http://inauka.ru/leskov/article103691?subhtml
          -Я сделал выводы, что не мы одни такие умные,- солдаты. Есть еще и ученые, они  тоже -  умные! 


Рецензии