Передача образов. Психология

    Образы (чувств, мыслей, поведения) первоначально воспринимаются в детском бездумном возрасте в среде близкого окружения. Там же складываются представления и убеждения (истинные, здоровые или ложные, нездоровые).

    К подростковому возрасту родители перестают быть единственным авторитетом: накапливаются знания и опыт из общения, литературы, фильмов и т.д. Проявляются личные склонности, симпатии, способности личности. Новое поколение пересматривает  взгляды своих предков. Дети принимают положительные и восстают на отрицательные результаты действий родителей.

    Например, если родители мало работают, так что дети многого лишены по сравнению со сверстниками, то они решают сами  в будущем работать больше. Если родители много работают и не уделяют детям достаточно внимания, то дети принимают установку в будущем меньше работать и больше заниматься семьей. Если родители придерживаются "золотой середины", то дети довольны и копируют этот образ как могут.

    Но большинство людей привыкает жить, придерживаясь своих крайностей. Кого-то из детей это устраивает, и они идут по стопам родителей. Другие же, как будто стараясь исправить эти отклонения, впадают в противоположные крайности. Например, в семье стяжателей материальных благ может появиться свободный художник или артист. Как протест против показного пуританства возникает "свободная" любовь. У родителей, с презрением и брезгливостью относящихся к низам общества - бомжам, алкоголикам, преступникам, закономерно появляется потомок - наркоман, проститутка, вор. Гордящиеся образованием и презирающие "простых" людей имеют все шансы к появлению ребенка, бегущего от учебы. А из среды малограмотных тружеников выходят ломоносовы. Нередко юноши и девушки выбирают в друзья тех, кого не переносят их родители.

    Но без знания "золотой середины", истинных ( "истина приходит с неба") образов поколения могут долго метаться по жизни - из одной крайности в другую. Например, дочь алкоголика может решить, что все зло в вине, и выйдет замуж за "нормального" парня. Но он постепенно начинает пить и превращается в алкоголика. Почему? Почему сын алкоголика, убежденный трезвенник, отличается неадекватным ( как говорят, "ненормальным") поведением, является энергетическим вампиром, порой применяет насилие к ближним? Потому что дети из дисфункциональных семей приучены к нездоровым образам. Поведение в семье дочери алкоголика способствует пьянству мужа. Чтобы стать нормальными людьми, недостаточно вести трезвый образ жизни. (Существуют специальные группы взаимопомощи для восстановления  взрослых детей алкоголиков, где они учатся правильным образам.)

   Герой рассказа Ги де Мопассана "Гарсон, кружку пива!" в детстве испытал сильное потрясение от увиденного избиения матери пьяным отцом. Но привычным и понятным для него был способ управляться с проблемами с помощью алкогольного забвения. От проблемы опасной агрессивности, сопровождающей пьянство, он устранился, отказавшись от обычной человеческой жизни (семья, работа).

    Герои современного фильма, интеллигентные люди, жили на скромную учительскую зарплату. Дочь поссорилась с ними, считая их неудачниками. Увлеченная идеалами рекламируемой "красивой" жизни, она захотела получить от жизни "все и прямо сейчас". Связавшись с наркоторговлей, девушка угодила в тюрьму. Там у нее было время все обдумать. Истинные идеалы, на которых ее воспитали родители, помогли ей осознать свои ошибки, исправиться и повести за собой других оступившихся людей.

    И родители, и дочь поднялись на более высокую ступеньку любви и мудрости. Родители стали лучше понимать людей, совершающих ошибки и преступления. Дочь стала больше понимать, любить и ценить родителей.

    Лимбический отдел ЦНС, куда записываются образы, - это долговременная память, работающая и через десятки лет после реальных событий. Достаточно нажать на "спусковой крючок", чтобы вызвать у человека неожиданную и необычную реакцию, связанную с далеким прошлым.

    Образы усваиваются также в стрессовых, трудных ситуациях, при длительном воздействии. Так, переживший голод всю оставшуюся жизнь бережно относится к продуктам, старается наесться впрок. Долго прожив с кем-то рядом, человек страдает при смене обстановки. Один подросток, спрятавшись в шкафу, вынужден был наблюдать, как бандиты мучили и убивали его родителей, причем, главный из них сидел в кресле и курил трубку. Став взрослым, молодой человек набрасывался на мужчин, курящих трубки, пытаясь их убить. В остальном он был совершенно нормальным человеком.

    Если человек усвоил неправильные образы, то нужны:
1) серьезные события, потрясения, стимул, чтобы он захотел их изменить;
2) знания о правильных образах, общение с носителями правильных образов, помощь;
3) значительные внутренние усилия и время, чтобы заменить старые образы на новые.      ( август 2010г.)


Рецензии
"если родители мало работают, так что дети многого лишены по сравнению со сверстниками, то они решают сами в будущем работать больше. Если родители много работают и не уделяют детям достаточно внимания, то дети принимают установку в будущем меньше работать и больше заниматься семьей. Если родители придерживаются "золотой середины", то дети довольны и копируют этот образ как могут." - а ведь верно!
"Гордящиеся образованием и презирающие "простых" людей имеют все шансы к появлению ребенка, бегущего от учебы. А из среды малограмотных тружеников выходят Ломоносовы." - тоже похоже на правду!
"Почему сын алкоголика, убежденный трезвенник, отличается неадекватным ( как говорят, "ненормальным") поведением"? Да, это не обязательно насилие, но явная неадекватность бывает.
"Если человек усвоил неправильные образы, то нужны:
1) серьезные события, потрясения, стимул, чтобы он захотел их изменить;" - да, и есть тому примеры!

Светлана Сидорова-Мустафина   07.01.2012 10:48     Заявить о нарушении