Премудрости Соломона - 7. Воспитание детей

             7. Бог любит живущего с премудростью…(родители и дети)

Каждый новый человек рождается на земле, образовываясь в утробе матери от семени мужа, которое происходит  в «услаждении» пары.

 Таково и подобно начало  появления  на земле и сын пастуха, и сын царя.

Зачатие, развитие и рождение каждого нового человека  одинаково.

 Вход в эту жизнь у всех людей един.

 Вскормлены все дети одинаково – материнским молоком и в заботах родителей о его здоровье.

Этим все люди от рождения уравниваются между собой.

« И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. И я в утробе материей образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах; ибо ни один царь не имел иного начала рождения : один для всех вход в жизнь и одинаковый исход.» (Прем. 1-6) .

Но по мере взросления ребенка, он попадает под влияние родителей с разной степенью духовного развития.

Для ребенка в этот момент, не важна степень материального благополучия его родителей – больше игрушек или меньше, не столь существенно.
 
Для формирования духовности человека, его миропознания и определения его будущего места в жизни, очень важно родительское понимание цели жизни и их духовное развитие.

Воспитание будущей личности, происходит под духовным воздействием родителей.

Именно в результате этого, и происходит разделение людей по степени развития в них духовности. 

Счастлив ребенок, родившийся у разумных родителей, которые понимают, что счастье их ребенка в развитии у него любви к Богу, а через это и приобретение мудрости, так необходимого для будущей жизни. 

В первые месяцы жизни ребенка для него важны не дорогие пеленки и одеяла, а таинство крещения в христианской Церкви, когда реально претворится его смерть и рождение в Господе Иисусе  Христе, стать рожденным вновь водою и Святым Духом в Царство Божье
(Ин. 3.5).
 
Ответственность за совершение этого таинства Церкви полностью ложится на родителей.

 И в этот момент происходит разделение вновь родившихся на земле – на крещённых в православного христианина и не крещённых.

Таким образом, несмотря на одинаковый способ рождения, что объединяет людей, в дальнейшем происходит их духовное разделение под воздействием воспитания и вероисповедания родителей.

Развитие в ребенке мудрости, зависит от степени мудрости самих родителей.

 Если они живут в любви к Богу, то они получили мудрость и могут передавать её своим детям, тем и закладывают дорогу счастливой жизни своему чадам.

В Книге Премудрости Соломона о «духе премудрости» говорится:

«Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею; драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золото – ничтожный песок, а серебро – грязь в сравнении с нею.  Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее не угасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство  через руки ее; я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими, но я не знал, что она – виновница их. Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом,     посредством  даров учения» (Прем .7.7-14) .

Из этого откровения следует поучение родителям, как можно раньше приобщить новоявленного ребенка Господу Богу.

Именно в таком шаге передача от родителей своему любимому дитяти «мудрости» в любви к Богу, а вместе с нею «все блага и несметное богатство через руки её».

Наверное  этим  надо руководствоваться мамам и папам, вместо непосильной суеты и мыслей о накоплении богатства для будущего счастья ребенка.

Но приобщить ребенка к Богу, это только начало пути его разумного понимания дарованной  ему жизни на земле.

 В этом вопросе ответственна  роль родителей – передача ему понимания, что все происходящее в этом мире по Промыслу Божиему.

 Господь  есть «руководитель к мудрости и исправитель мудрых» (Прем. 7. 15) .

Постепенное понимание ребенком, что «все в руке Его и мы и слова наши», даст ему четкие ориентиры на дальнейшую его жизнь.
 
«Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания.» (Прем. 7.15-16).
 
Дарованная  Божественной любовью мудрость, поможет ребенку в его обучении об устройстве материального мира, познание различных наук, разработанных человечеством.

«Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и середину времени, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремление ветров и мысли людей, различия растений и силы корней.» (Прем. 7.17-20) .

Вполне допустимо спросить: ребенка обучают учителя в школе, причем здесь необходимость его крещения?

Конечно же, существует незримая связь между новым православным христианином и Любовью Бога к нему.

 Именно эта Любовь будет вести крещеного ребенка к истокам мудрости и знаний.
 
Вы никогда не задумывались над тем, почему в школе есть отлично успевающие дети, которых учителя хвалят, а есть дети с трудом преодолевающие знания.

 Есть конечно и некрещеные талантливые дети, но это скорее исключение, что подтверждает  правило.

Во всяком случае, если ребенок принят в Церковь, у него будет меньше проблем в приобретении школьных знаний,  как азы будущего ума  и  мудрости.

Конечно, нам не дано понять Промысел Божий, в отношении какого либо человека или ребенка, но, все же, основываясь на многовековых откровениях православного христианства, лучше ребенку дать шанс, чем родительской волей лишить его.

Шанс, получить из рук Божиих Его любовь, у ребенка есть, а значит перед ним будет открыта дорога в премудрость, которая «художница всего».

«Премудрость художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные,   чистые, тончайшие духи.»
(Прем . 7.21-24) .

Освоение ребенком двадцати двух качеств души, что и есть Библейское определение мудрости, большая радость для него, родителей и окружающих его людей.

Скажите, в какой школе, и по какой методике ребенку можно привить такие духовные качества как: тонкий, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый,   твердый,  беспечальный?

Думается,  что не все люди, от которых зависит обучение детей, такие тонкие определения мудрости  употребляют в своих размышлениях.

Вселить в своего ребенка «дыхание силы Божией» (Прем.7.25), что и есть премудрость, является родительской ответственностью за его будущую жизнь.

 Осчастливить ребенка мудростью, даруемой Богом, значит помочь ему «сквозь все проходить  и проникать».

«Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей  сквозь все проходит и проникает.

 Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.

 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.» (Прем . 7.24-26) .

Рождение ребенка, означает для родителей, в свою очередь, и определенные обязательства перед будущими детьми своего сына или дочери.

То духовное воспитание, которое ребенок получит от родителей, является отблеском света для следующего поколения людей – внуков и правнуков.

Поэтому осчастливив мудростью, данною Божественной любовью своего ребенка этим родители, как бы протягивают руку помощи следующему поколению людей.

« Она (т.е. мудрость ) – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые  души, приготовляет  друзей Божиих и пророков ; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.» (Прем. 7.27-30) .

Божественная Притча, как бы предполагает, что родители облачены счастливой возможностью передачи своей мудрости из рода в род, от ребенка к внукам.

Таким образом весь род мужа и жены будет «жить с премудростью» и любим Богом.

Муж и жена, их дети и внуки составляют маленькое звено из четырех поколений – родовая ветвь – супруги, их дети, внуки, правнуки.

 Подобная ветвь  рода, которую родители при жизни на земле могут увидеть и воспитать, есть основа построения человеческого сообщества.

Если род любим Богом, то последующие его поколения, также защищены мудростью, которая является защитой от злобы и суеты мирской жизни.

«Она (т.е. мудрость ) прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд ; в сравнении со светом она выше ; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.»
 (Прем. 7.29-30) .

Гармония будущего закладывается первыми.

 Если муж и жена любят друг-друга они и есть гармоничная пара - весь род их гармоничен.

Если муж и жена наделены любовью Божией мудрости – весь род их будет защищен этой мудростью, счастлив и прекрасен.

Создано
Юрий Дремов
п.Развилка
31.12.2011г.


Рецензии