С Новым 2012 Годом и Рождеством Христовым!

     На фото: Поздравление друга автора из Парижа Галины Наумовой (http://www.youtube.com/watch?v=UNG_iOHGX2o).
     Галина создала удивительный проект "Книгу Знаний". "Книга" позволила Галине реализовать себя через общение с выдающимися людьми человеческой цивилизации последнего столетия и через "Книгу Знаний" обогатить читателей разговором (интервью) с этими значительными и скромными людьми.
     "Книга" нашла свое признание и переведена на 20 языков и издана во многих странах, в том числе и в Китае. И вот "Книга" переведена скрупулезно и точно Галиной на русский.

     "Книга" несет в себе простую мысль "''Homo homini Deus est'' -  ''Человек человеку Бог''"...

     Татьяна Вольтская: ''Книга знаний'' представляет собой собрание интервью с выдающимися представителями разных сфер знания, культуры, политики и религии. Это и основатель структурализма французский антрополог Клод Леви-Стросс, и лауреат Нобелевской премии русско-бельгийский химик и физик Илья Пригожин, и американский экономист  Джон Кеннет Голбрайт, считавшийся либеральной совестью Америки, и генетик и критик цивилизации Эрвин Чаргаф, и крупнейший специалист по конфуцианству  профессор Гарварда Ту вай Минг, и мексиканский писатель   Карлос Фуэнтес, и американский историк Артур Шлессингер, и легендарный музыкант лорд Иегуди Менухин, и нобелевский лауреат по литературе польско-литовский поэт Чеслав Милош,  и бывший президент Чешской республики Вацлав Гавел, и теолог и известный  философ  религий Раймундо Паниккар, и другие люди, оставившие, по мысли составителей, заметный след в культурном развитии человечества. Эта книга – часть уникального интернационального и интердисциплинарного проекта, проходившего под эгидой ЮНЕСКО: ''Интеркультурная визуальная библиотека XX века''.
     "Работа заняла целое 10-летие" - говорит Галина Наумова.      
 
     СпасиБо!

     P.S.

     Галина Наумова: Проект  был первоначально задуман как телевизионный, но в  конечном итоге для нас было важно сделать его в формате книги, потому что именно в этом формате он доходит до тех людей, которых это действительно,  по-настоящему интересует.

     Татьяна Вольтская: Галя, может быть, остановимся на том, как вы встречались с этими людьми. Это абсолютно  разные люди, наверное, какие-то были особенности? Вот когда вы пришли к Леви-Строссу, почему это самая яркая  оказалась встреча?

     Галина Наумова: Безусловно,  Леви-Стросс производит грандиозное впечатление своей естественностью, простотой.  Это нужно сказать обо всех  участниках, многие из которых перешагнули  за 90-летний рубеж.  Единственный,  кто еще из 90-летних (теперь уже столетних)  жив, это Оскар Нимайер.  Ему  сегодня 103 года, он по-прежнему   находится и работает с своем  замечательном  бюро  на Авенида Атлантика  в Рио  де Жанейро, которое выходит  на пляж Копакабана.  Когда мы оказались в этом  бюро, я поняла смысл его творчества,  его архитектуры. Я просто выглянула  в окно и увидела на пляже самых красивых женщин в мире. Если вы представите себе архитектуру Нимайера, это как раз линия  женского тела.  И вот встреча с ним была одной из самых ярких,   потому что он собрал   к  нашему приходу всю свою семью, как  у Маркеса - там были дети,  внуки, правнуки, праправнуки в колясках. Был огромный стол и была необыкновенная   атмосфера тепла. Это было уже  достаточно давно,  потому что мы два раза встречались со всеми участниками.  Первый раз  - чтобы с ними познакомиться, посмотреть друг другу в глаза. Как вы понимаете, им  уже ничего не нужно, их  заинтересовала идея и вопросы, а вопросы были, что называется,   ''последние'' вопросы.

     Татьяна Вольтская:  Из ''Книги знаний'' - фрагмент беседы с Адонисом, крупнейшим из ныне живущих поэтов арабского мира.

     '' - Что остается  искать поэту в современном   рационализированном мире?
- Любовь и поэзию  как причину существования.  Я  думаю, что поэзия и любовь это два элемента наиболее востребованных   для нашего понимания жизни... Таким образом,   любовь не только жизненно необходима в смысле метафизическом, она и в физическом  плане является важнейшим элементом нашего существования. Только любовь, к сожалению, тоже   переживает сегодня кризис или регресс''.

     Галина, вы говорили о ''последних'' вопросах, которые вы задавали выдающимся умам современности. Что это были за вопросы?

     Галина Наумова:  Вопросы, конечно, были разные, потому что области   знания тоже разные. Мы просто перелопачивали  огромные  библиотеки не только для того, чтобы  знать жизнь и творчество, но и просто читали книги. Константин фон Барлёвин   это первое лицо, один из  ведущих антропологов с мировым именем.  Мы работали в паре, это не первый наш проект, это был наш  диалог, потому он плавно перешел  в диалог с участниками. И  как раз   принцип  ''сократовского диалога'',   не конечная цель, а вот эта мудрая  беседа, обмен мнениями со стремлением найти какое-то зерно истины.

     Татьяна Вольтская: Какие  же вопросы все-таки были, если вернуться к ним?

     Галина Наумова: Человек,  как  ''Homo economicus''  и человек, как анималистическое существо,  марширует по планете, а  его божественная сущность (называй ее, как угодно) куда-то исчезает и в разных  формах это проявляется. Юлия Кристева  как раз выделяет эту тему как потерю психического пространства,  попросту души,  особенно в западном мире,  и необходимость противостоять этим процессам технократизации мира,   такому практическому  элементу, прагматизму, материализму -   то есть слова  такие, которые навязли уже в сознании,  но  мы прекрасно понимаем, о чем идет  речь, и о том,  как бороться с этим.   А бороться, это как раз ''револьт'', термин  Юлии  Кристевой -  восставать, не соглашаться, сомневаться во всем и проверять все. Ту  же самую демократию, которая   практически стала фасадом во всем мире.   Размышления, сомнения и, в первую очередь, работа над собой. Поэтому  этот вопрос был одним из самых главных - вопрос о потере  сакральности, вопрос о технократизации мира, как разные ученые,  особенно естественники.... Они, конечно, по-разному отвечали на этот вопрос,  но, наверное, самым  агрессивным (и понятно - почему)  был  Эдвард Тейлор, которого мир  обвиняет  в ужасах Хиросимы. И  тут вопрос  возникал об ответственности ученого  за плоды его труда.  А он говорил: ''Нет, я только физик, я совершенно не имею никакого отношения к политике''. С другой стороны,  другой естественник, открыватель генома человека   Эрвин Чаргафф, который ушел из генной инженерии,   был уверен в том, что человек не в стоянии осознать результаты   тех экспериментов, которые  он проводит с геном человека, с генной инженерией.   Он  это миру передал  и   ушел  из ''Columbia University'', где он  50 лет преподавал и работал в группе, которая потом получила Нобелевскую премию   (не  он  - опять-таки,   характерно).  Вот такие разные мнения. Вопрос    было очень много. Скажем, с Филиппом Джонсоном мы говорили об архитектуре,  о его увлечении  нацизмом.    Такие   запретные темы, на которые  большой художник, архитектор говорил  очень открыто. Вопросы в чем-то повторяются, но они направлены индивидуально на каждого участника, с учетом его творчества и его особенностей.

     Татьяна Вольтская: Из ''Книги знаний'' - фрагмент беседы с Раймоном Паниккаром, одним из крупнейших религиозных философов современности, он отвечает на вопрос о том, кто из интеллектуалов наложил отпечаток на прошлый век.

     ''Наша жизнь  управляется не политиками, не мыслителями,  не великими  державами, и это не они  держат мир, чтобы он не развалился. Самые  великие - это самые кроткие, самые неизвестные, анонимные герои, и  поэтому они могут жить с такой нескрываемой  радостью.  Им не нужен подиум, но  именно они несут на своих плечах  всю тяжесть страданий человечества, и делают это как само собой разумеющееся''.

     Это был фрагмент из ''Книги знаний''. Каждому ее участнику задавался вопрос о будущем человечества, – говорит Галина Наумова.

     Галина Наумова:     Довольно печальная  перспектива,   за исключением Ильи Пригожина. Будущий  естественник, он был абсолютным поэтом.  Смысл всего  проекта состоял все-таки  в поиске бога, какой-то надежды на будущее - нам очень хотелось  услышать от великих людей какое-то слово,  чтобы ободрить будущие поколения.   Вот  Клод   Леви-Стросс на вопрос о том, имеет ли человеческая жизнь    смысл, ответил уничтожающим ''нет!''. Раймундо Паниккар говорит: ''Нет,  человеческая жизнь имеет смысл, потому что ''Homo homini Deus est'' -  ''Человек человеку Бог''.
     (http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24394710.html)


Рецензии
Ответственность несет не тот , кто открыл научный факт, а тот, кто использует его- нужно в целях добра .

Александра Куликова   05.05.2013 20:28     Заявить о нарушении
Александра!
Полностью согласен в Вами...
Познанье Выше имени и званья
Но выше всех познаний воспитанье
Коль воспитанье сил не обретут
Природные достоинство замрут
Фердоуси
То есть Вы вторите восточной мудрости о том кто и как использует знания, так как само пользование знаниями зависит от воспитания человека...
СпасиБо!

Константин Царенко   06.05.2013 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.