Архимандрит Николай. Возможность Богопознания

Архимандрит Николай (Погребняк): В Рождестве Христовом для людей открывается возможность Богопознания
Православная газета. Екатеринбург. №1 (658) / 26 декабря ‘11
Беседы с батюшкой

Беседа с благочинным церквей Балашихинского округа архимандритом Николаем (Погребняком) в эфире телеканала «Союз»


– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Александр Сергиенко. Наш гость – благочинный церквей Балашихинского округа архимандрит Николай (Погребняк). Тема беседы – вера и разум. Батюшка, скажите, вера и разум – это взаимоисключающие или взаимодополняющие понятия?

Пути разные – результат один

– Безусловно, взаимодополняющие, но лежащие в разных плоскостях. Представить себе, что человек верует и неразумен, просто невозможно. Представить себе, что человек мудр и не верует, – это тоже абсурд: куда же девался его ум, что он не может открыть для себя истинной веры?

– То есть можно сказать, что человек приходит к вере, умом поняв: «Бог есть»?

– Исторически так и было. Мы знаем, что Рождество Христово как раз демонстрирует это совершенно чудное явление, когда уверовали те, кто в простоте сердечной, не мудрствуя лукаво, просто увидели чудо, пришли к Вифлеемской пещере и преклонили колени в умилении перед яслями, где лежал Богомладенец. Они увидели и почувствовали сердцем, что это Сын Божий. Вера вифлеемских пастухов – если угодно, вера в чистом виде.

Но были и другие люди, которые пришли поклониться Богомладенцу. Это восточные мудрецы, волхвы, которые не знали традиции Единобожия, занимались астрологическими исчислениями и исследовали, если можно так сказать, природу тварного мира разумом, то есть с позиций тогдашней науки. Им было очень важно узнать, что это за новое явление, что за звезда? Вычислили, поняли и пошли искать Бога. И на самом деле нашли Его, ведь те дары, которые они Ему принесли, это свидетельство понимания сущности чудесного явления Рождества; это путь ума, безусловно.

Вот эти два пути нам иллюстрируют, что прийти к сознанию Бога можно и так, и так, но результат один и тот же.

– А можно ли понимать, что Бог есть, но при этом не верить?

– Апостол говорит: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». Они прекрасно знают, что Он есть, но не хотят признавать Его Богом. Ведь вера на самом деле это не просто доверие к какому-то трудно проверяемому факту, а все-таки еще и образ жизни, образ общения, это еще и дела веры, то есть вера, которая без дел, мертва есть.

– Вначале было Слово... «Слово» по-гречески – «логос», а насколько логичен Бог?

– Логос – это не только слово, это еще и премудрость, это еще и ум, не так ограничено значение этого слова у греков. Коль скоро это так, то, конечно, Премудрость Божия, представленная в Слове, совершенно однозначно говорит, что законы, по которым живет мир, созданы Богом, они мудры и по-своему логичны. В принципе, человек, который этим инструментарием научно пользуется, размышляя, придет к выводу, что тварный мир – это не случайно соединившиеся в каком-то хаотическом движении молекулы, из которых произошло живое существо. Закону логики поддается и то, что весь мир – Творение. Хотя, конечно, это не Божественная Премудрость, а, я бы сказал, робкая попытка познать механизм функционирования законов Божественных.

– Тогда все философы, даже древнегреческие, должны были подходить к этому выводу?

– А они вплотную подходили. Помните такой момент – как-то апостол Павел увидел в языческом городе множество капищ, посвященных языческим божествам, и на одном из жертвенников было написано: «Неведомому Богу»? В житии священномученика Дионисия Ареопагита рассказывается, что в беседе с философами апостол как раз и объяснял, что это за неведомый Бог, Который должен был родиться, Который будет править миром, и он, апостол Павел, Ему поклоняется – этому пока неведомому им Богу. И ведь поверили, дошли до Него разумом, хотя были весьма и весьма образованными людьми.

– Один мой учитель рассказывал, что пришел к выбору через логику. Он изучил наиболее известные религии, посмотрел, что ему предлагается, и остановился на Православии путем логического отбора. В связи с этим вопрос: может ли Бог к Себе привести человека через логику?

– Неисповедимы пути Господни, и сказать, что есть какой-то безошибочный способ прийти к Богу, на самом деле неправильно. Многие из ученых ХХ века пришли к Богу именно путем логических размышлений, они понимали, что таким гармоничным, таким удивительно логичным мир не может быть сам по себе, и здесь нужен Творец – Творец Премудрый.

Но разного рода религиозные воззрения все-таки не дают самого главного представления о Боге, не открывают той Божественной любви, главной нашей ценности, в которой мы можем возрастать до бесконечности, учиться познавать Бога, пусть не до конца, но приближаться к познанию Истины.

– Приход к вере – плод определенных усилий или стечение обстоятельств, когда человек даже не стремился что-то познать?

– И так, и так бывает. Я знаю многих умных и образованный людей, которые все жизнь бились в поисках Бога, понимая прекрасно, что этот логично построенный мир сотворен, то есть есть Творец. Но Бог – это не только надмирная сила, но еще и Тот, к Кому можно лично обратиться. И до самой старости стучались и, в конце концов, достучались. А иногда бывает у человека какая-то большая скорбь, беда, и он не видит другого выхода, кроме как обратиться к Тому, Кто может помочь, утешить, к Тому, Кто любит, к Тому, Кто понимает. И открывает для себя Божественную любовь сразу, с первой страницы общения с Богом. Не премудро устроенный мир, не логические законы существования тварного мира, а именно безграничную всепобеждающую любовь. Но если человек так вот открыл эту страницу, а потом, когда беда миновала, равнодушно захлопнул книгу познания Бога, ушел на сторону и стал жить, как жил раньше, по законам греха, что тут ждать?

Есть момент, когда нужно просто поверит

– Порой человек в своих логических исканиях куда-то углубляется и начинает размышлять, что происходит с душой человека, что было в прошлом, что будет в настоящем. То есть размышляет о вещах, которые непосредственно не влияют на его духовную жизнь...

– Размышлять о судьбах мира вроде и неплохо: когда человек размышляет, он все-таки приходит к мысли, что и ему там какое-то место должно найтись. Помни о смерти, и не согрешишь, то есть, зная, что будет, видя свое послесмертное пребывание в жизни вечной, понимаешь, что оно должно быть все-таки не таким, каким оно будет, если мы живем в грехе. А так на самом деле, по большей части, мы изобретаем деревянный велосипед. На самом деле надо войти в опыт Церкви, в святоотеческий опыт общения с Божественной Премудростью, который многое откроет.

– А не отталкивает ли людей отсутствие, на первый взгляд, логики в суждениях святых отцов, в рассуждениях ныне живущих людей?

– Ну, в рассуждениях ныне живущих людей бывает маловато логики. Как сказал один западный философ, и он совершенно был прав: есть момент, когда нужно просто поверить. Когда невозможно на основе личного опыта или на основе лично познанных законов логики выстроить какое-то сложное умопостроение, касающееся бытия Божия. Иногда приходится поверить невидимому, чтобы осуществилось ожидаемое, – вот так немножко перефразируем апостола Павла. И если мы впускаем в свою жизнь, в логическое познание элемент веры, доверия, то оказывается, что это действует гораздо эффективнее.

– Что такое настоящая вера и чистый, незамутненный разум?

– Очень трудно представить человека, живущего в современных условиях с чистым, незамутненным разумом. Есть масса вещей, который нам знать абсолютно не нужно, но которые, так или иначе, в наш разум входят, расходуя его потенциал. Настоящая вера – та степень доверия Богу, когда человек не сомневается не только в бытии Божием, но и в Божественной любви, в Промысле Божием. Жизнь сонма новомучеников и исповедников Российских – это ведь примеры глубочайшей веры. Какая надежда была у них на то, что что-то в их жизни изменится, когда уже расстрельный приговор вынесен? Но они все равно не отрекались от Бога. И когда сегодня случаются такие ситуации – наша вера проверяется; дай Бог, чтобы мы всегда оставались верными Господу. К чему, собственно говоря, и готовит нас Церковь, наш личный опыт. Ведь любое испытание, любая победа над собой – это стяжание любви к Богу, верности Ему и доверия к Нему.

– В чем разница между логикой и скептицизмом?

– Скептицизм – очень редкое явление в мировой философии, которое, подвергая все сомнению, на самом деле отрицает и возможность спасения: мир во зле лежит – все, значит, никакой надежды на то, что все будет хорошо, нет. А раз так, то следующий шаг, логически вытекающий из этой неверной посылки, – надо пользоваться моментом и жить в свое удовольствие. И многие живут сейчас, к сожалению, именно так. Но жизнь-то не заканчивается, если можно так сказать, гробовой доской, это только начало следующей, важной и иной, жизни нашей. Понять, поверить и жить так, чтобы наследовать эту вечную жизнь, трудно, но реально при любых соблазнах и при любой ситуации, подталкивающей нас к скептическому отношению к вечности.

Нормальная логика все-таки не дружит с таким мрачным явлением, как скептицизм. Потому что и опыт существования человечества, и жизнь на Земле вселяют надежду, что, несмотря на все глобальные сложные процессы, это все-таки проявление Промысла Божия. И очень многие это понимают.

Свет спасения

– Что значит выражение «свет разума»?

– Свет разума – это то, что связано с Боговоплощением. Люди, не имевшие возможность познать Бога, получают возможность прийти к Нему именно как к сияющему Свету разума. В Рождестве Христовом для людей открывается возможность Богопознания, спасения не только как предсказанное в неизвестном далеком будущем явление, а уже осуществившееся. То есть воссиявший свет познания Бога – свет спасения, свет, в котором мы и живем как христиане.

– Как гордыня мешает Богопознанию?

– Гордость – это грех, который может человека погубить (потому и называется смертным грехом) – когда человек пытается строить свою жизнь, свое общение с другими людьми, с миром духовным в том числе, рассчитывая только на свои силы, на свой очень ограниченный разум. Здесь опасность такая, что человек за истину примет какую-то заведомую ложь, обман. А таких вокруг масса, кто предлагает нам различные нехристианские учения и всякого рода мистические восточные направления – они, возможно, и интересны, но в плане спасения не только бесполезны, но и губительны. Потому что, увлекшись этим, человек может забыть о спасении своей души, не вступить в те отношения с Богом, которые его к этому спасению приведут, – не покаяться, не исправить свою жизнь, а попытаться ее устроить с помощью различных способов так, чтобы ему было удобно и комфортно.

Тайну Своего бытия и Своего действия в этом мире Господь открывает нам через Церковь, через ту традицию, которая зиждется на Божественной любви, на той возможности общения с Богом, которая приносит реальные плоды. Человек гордый не войдет в Церковь, не придет к сыновнему общению с Богом. Масса примеров, как горделивый ум мешал общению с Богом; мы знаем великих людей, которые ушли от веры Христовой, и участь их весьма незавидна.

– Как Бог просвещает разум человека?

– Когда мы об этом Его просим. Мы наделены свободной волей, и в пределах этой воли, которую нам Господь дал, можем выбирать. И, если действительно хотим и об этом просим, то нам это открывается. Уровень образованности не очень влияет на веру, и здесь, наверное, очень важно, чтобы вместе с определенной суммой знаний человек получал бы и воспитание в традициях веры Христовой, веры Православной, в традициях хороших и добрых, которые, собственно говоря, человека и сделали человеком, а не просто механизмом, обладающим какой-то информацией. Можно завести компьютер, в который влезет информации намного больше, чем в человеческую голову, но он не будет источником добра, не сможет прийти к вам на помощь, с ним можно интересно поиграть, но нельзя его полюбить, нельзя ему доверить свою душу, нельзя спросить у него совета, он не утешит.

В поиске Бога

– Говорят, душа человека по своей природе христианка и стремится к Богу, а заложено ли в человеческом разуме изначальное стремление к Всевышнему?

– У нас есть механизм, который доказывает нашу причастность к Божественной любви в той ее форме, в которой мы можем и должны стремиться познать Бога. У нас есть совесть – голос Божий, в нас звучащий. Независимо от того, верует человек или нет, она все рано есть, и ее механизм включается, и это самое важное доказательство. А что касается заложенного в человеческом естестве стремления познания Бога, то каждый человек ставит и пытается разрешить для себя вопросы о своем месте в мире, о своем предназначении, о вечности и жизни вечной. Это поиск Бога.

– Бывало ли так, что человеку прийти к Богу мешал разум?

– Наверное, поврежденный разум, который порабощен какими-то греховными страстями, в том числе, конечно, и гордостью. Но чаще всего очень умные и образованные люди не бывают закоренелыми атеистами.

– Какими знаниями православный христианин должен наполнять свой разум?

– Знакомиться с тем опытом общения с Богом, которым обладали святые. Кроме того, конечно, вхождением в знания и общением с той прекрасной, мощной, очень жизнеутверждающей и очень полезной в обиходе православной культурой, какова наша культура вообще. Наша классическая литература – это литература вся православная, пусть даже там нет и речи о Боге.

– Как отличить знание истинное от ложного?

– Один из признаков – спасительность этого знания, полезность. Мера доброты, мера любви к ближнему, любви к другим людям, мера полезности не только лично для себя – это может быть признаком правильного направления познания. Для изучения каких-то наук нужно иметь определенный код доступа, в вопросах веры этого нет. Главный код доступа к вере – это та мера любви, которую ты в себе можешь взрастить. И если она в тебе есть, то все открывается, даже самым простым и не очень образованным людям.

– Что же тогда такое безумие?

– Безумие как медицинский диагноз – это одно, но, исходя из того, о чем мы говорили, это все-таки неумение, невозможность общения с Премудростью Божией, когда человек пытается строить планы, невзирая на то, что ему открывает, показывает и подсказывает любящий его Бог.

– Как правильно использовать те знания, которые человек получил, должен ли он выносить их на всеобщее обозрение и передавать их другим людям, или, наоборот, лучше держать их в себе?

– «Нашел – молчи, потерял – молчи» – это совсем не христианская поговорка. Конечно, ту пользу, которую могут принести знания, мы должны передавать другим, это наш долг, наша обязанность. Обязанность, которую мы должны исполнять ради Бога. Потому что любое совершенствование, любое обладание и достояние Божие – это то, что мы должны отдавать и преумножать, вспомните, например, притчу о талантах. И, прежде всего, польза должна быть не личная, не корыстная, а польза для других людей. Невозможно быть умным человеком и эгоистически использовать полученные знания, это совершенно абсурдно.

– Но ведь встречаются примеры, когда человек свои знания направляет против Бога и против других людей.

– Масса таких примеров, но это пронизано насквозь самим грехом, то есть той мерой поврежденности природы, когда человек уже не владеет в должной мере разумом своим. Ведь совершенно понятно, что ум не может быть злым – зло безусловно противоположно и противонаправленно действию благодати Божией. Если мы пытаемся этот вектор направить в сторону разрушения, в сторону зла, мы не с Богом, мы не с Творцом, мы не по созданным Богом законам действуем, а против них. А к чему это может привести, как не к крушению и трагедии личной – и, к сожалению, очень часто к беде и печальным последствиям в жизни и других людей, и даже для существования всего рода человеческого. Понятно, что любая война, любая техногенная катастрофа – это действие такого рода.

– Разумом обладает каждый человек, а как он им воспользуется – это уже свобода выбора?

– Свобода выбора, свобода воли нашей, которую мы можем использовать, к сожалению, очень часто не по назначению. Когда человеку кажется, что свобода – это вседозволенность, он обязательно впадает в грех, обязательно становится рабом греха. Быть порабощенным грехом очень нетрудно: плыви по течению и приплывешь куда-нибудь... туда, где лучше бы не оказываться, в лучшем случае, в сточную канаву.

Господь благословит всех, дорогие друзья, и будем учиться пользоваться тем великим даром, который дает нам Господь, – разумом, который без любви к Богу и ближнему, без этой прекрасной составляющей, просто-напросто не будет действовать. Храни вас всех Господь.

 Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

+++

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52165


Рецензии
Спасибо, Борис!
С Новым Годом Вас! Пусть добрым он будет...
А по поводу сути изложенного, позволю добавить вот что.

Пока человек только думает-размышляет об этих вещах, верит, не верит, сомневается, ищет и т.д. - это первый этап Богопознания, самый первый, и второй может не наступить. Это еще не настоящее религиозное ЧУВСТВО. (можно сравнить первый этап с влюбленностью, но мы же знаем, что чаще всего это еще не любовь!)
Истинное же религиозное ЧУВСТВО вмещает в себя всё: и стихийно-интуитивную веру, и социальный разум. НО... оно возникает, укрепляется и расцветает ТОЛЬКО тогда, когда мы что-то конкретно делаем ради Христа: идем в темницы, в больницы, к страждущим, немощным, отдаем им часть души, времени, телесно-физических сил, когда видим глаза несчастных детей или умирающих от рака людей, но согретых любовью Христовой, радующихся приходу сестричек милосердия, батюшки.

ЧУВСТВО БОГА появляется, когда видишь рядом подвижников - во имя Бога. Людей самоотверженных, непоколебимых в своей дороге - дороге милосердия и бескорыстной любви... Нет слов, чтобы описать то ЧУВСТВО БОГА, которое при этом в тебе, грешном, появляется. И тогда не нужны никакие рассуждения и доказательства!

Может быть, написать подробнее об этом в виде открытого Вам письма? Если не возражаете.

С теплом и благодарностью

Екатерина Щетинина   02.01.2012 14:21     Заявить о нарушении
Вы правы, Катерина...
Напишите...
(Правда, есть ещё и монахи-затворники)))

Борис Пинаев   02.01.2012 19:51   Заявить о нарушении
Наверное, это уже третья ступень.
Но перепрыгивать вторую не стоит. Непосильный подвиг брать на себя...

Екатерина Щетинина   03.01.2012 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.