Беседы о нашем, девичьем Мария Эбнер - Эшенбах

«Женщины – декоративный пол. Им не о чем говорить, но все, что они скажут, очаровательно».
О.Уайльд


Считается, что женщины живут больше чувствами, чем разумом, и по жизни их ведет скорее интуиция, чем доводы рассудка. Однако именно она из века в век помогает им  справляться с проблемами и невзгодами не менее успешно, чем изощренный мужской ум. Многие женщины не могут точно выразить словами, почему они думают и поступают так или иначе, что не мешает им вполне удачно проходить свой путь.

Тем не менее, встречаются женщины, не только изучающие и понимающие жизнь, но и способные чеканно и изысканно формулировать свои мысли. С одной из таких удивительных женщин, классиком афоризма, австрийской писательницей Марией Эбнер - Эшенбах  (1830 - 1916) мысленно встретилась и побеседовала сотрудница журнала «Экспромт» Эрлена Оболенская.
Вот их беседа.

Э.О. – Уважаемая госпожа Эшенбах, в наше вполне эмансипированное время многие женщины стремятся прежде всего реализовать себя в профессии, откладывая создание семьи на все более поздний срок. Вы прожили большую часть своей жизни в 19-ом веке, когда главным событием, целью и содержанием в жизни почти каждой женщины было замужество. Наверное, мои современницы многое в жизни теряют. Что Вы думаете о браке?

М. Э-Э. – Многие браки представляют собой состояние, в котором двое не могут долго выдержать ни друг с другом, ни друг без друга.

Э.О. – Состояние почти безнадежное. А ведь считалось, что браки совершаются на небесах. В чем проблема?

М. Э-Э. – Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны.

Э.О. – Видно, так оно и есть. Возможно, супруги должны быть более сдержаны и скрытны, чтобы со временем не раздражать друг друга?

М. Э-Э. – Даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу.

Э.О. – Да, многое приходиться держать при себе в общении даже с близкими людьми. Но ведь бывают же случаи, когда супруги живут вместе долгие годы. Разве это не свидетельство счастливого брака?

М. Э-Э. – О том, правильно ли поступили двое, поженившись друг с другом, нельзя судить даже на их серебряной свадьбе.

Э.О. – Да, судить о чужом браке вообще трудно. Иногда приходится видеть, что совершенно ничтожные грубияны, бездельники и алкоголики живут за счет своих жен да еще издеваются над ними, а жены все это терпят. Почему?

М. Э-Э. – Иные жены питают к своим мужьям такую же слепую и загадочную любовь, как монашенки к своим монастырям.

Э.О. – А может ли женщина так повлиять на мужа, чтобы он исправился?

М. Э-Э. – Женщина, которая не в состоянии влиять на своего мужа, – это гусыня. Женщина, которая не хочет на него влиять, – это святая.

Э.О. – Какой же выход? Возможно, вступать в брак следует не по страстной любви, а по трезвому расчету, как советовал нам великий Монтень?

М. Э-Э. – Вступить в брак по рассудку значит в большинстве случаев употребить весь свой разум на совершение самого безумного поступка, какой только возможен.

Э.О. – По рассудку – плохо, без рассудка – опасно. Может, вообще не выходить замуж, а ждать большого и светлого чувства. Но в наше прагматичное время многие вообще не верят в любовь.

М. Э-Э. – В ревматизм и в настоящую любовь не верят до первого приступа.

Э.О. – А когда этот приступ нагрянет, женщина какое-то время может диктовать влюбленному свои условия?

М. Э-Э. – Наибольшую власть над мужчиной имеет женщина, которая не отдаваясь ему, способна заставить его поверить, что он любим.

Э.О. – К сожалению, эта власть очень недолговечна. Ведь немало представителей сильного пола мнят себя Дон-Жуанами и ведут себя соответственно.

М. Э-Э. – Многие из тех, кто считает себя Дон-Жуанами, – всего только фавны.

Э.О. – Может быть, эти мужчины, как, впрочем, и многие женщины, ищут не сильных чувств, а новых впечатлений, как наркоман – новой дозы наркотика?

М. Э-Э. – За новыми впечатлениями больше всех гоняются те, кто не знает, что делать со старыми.

Э.О. – Увы, это так! Но есть еще мужское тщеславие, заставляющее этих фавнов считать себя Дон-Жуанами.
 
М. Э-Э. – Что бы стало с могуществом женщин, если бы не мужское тщеславие!

Э.О. – Именно это качество мешает им ценить ум в женщинах. Ведь согласитесь, что мужчины часто недолюбливают и избегают неглупых женщин.

М. Э-Э. – У умной женщины миллионы природных врагов: все глупые мужчины.

Э.О. – Возможно, недалекие дамы обладают особым очарованием?

М. Э-Э. – Очарование – это излучение внутренней гармонии.

Э.О. – О, гармоничные люди чрезвычайно редки. Часто видишь столь дисгармоничные пары, что диву даешься: что он или она нашли в своем малопривлекательном спутнике. Возможно, у них не было выбора. Но человек всегда волен выбрать свободу.

М. Э-Э. – Тот, кто верит в свободу воли, никогда не любил  и никогда не ненавидел.

Э.О. – Вы так думаете? А христианство говорит нам, что каждому  человеку Бог даровал свободную волю. Впрочем, жизненный опыт это не всегда подтверждает. Действительно, часто люди не могут уйти, хотя и понимают, что их не любят, и положение это безнадежно.

М. Э-Э. – Безнадежная любовь делает мужчину жалким, а женщину – заслуживающей жалости.

Э.О. – Разве любовь, даже безнадежная, не делает людей лучше? Разве желание завоевать чью-то любовь не заставляет людей порой совершать подвиги?

М. Э-Э. – Ничто не делает нас такими трусливыми и бессовестными, как желание быть любимыми другими людьми.

Э.О. – Что Вы говорите! Впрочем, иногда люди действительно совершают во имя любви  недостойные поступки. Они, таким образом, доказывают свою преданность любимым, которые далеки от морального совершенства.

М. Э-Э. – Большая часть людей требует больше любви, чем заслуживает.

Э.О. – Это верно. Как у нас говорится: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Однако любящая женщина может, вероятно, долго удерживать уже охладевшего к ней мужчину около себя, если не будет ему ни в чем  перечить, а только поддакивать. Ваше мнение?

М. Э-Э. – Не противоречат обычно тем, кого больше всего любят, и тем, кого меньше всего уважают.

Э.О. – Причем, подчас это одни и те же люди. Ведь, как правило, любят одних, а уважают других. Любят серых мышек, а уважают друзей. Только друзья могут по-настоящему оценить наши достоинства и воздать нам должное, не так ли?

М. Э-Э. – Даже самый скромный человек думает о себе лучше, чем думает о нем самый лучший друг.

Э.О. – Как это печально! Неужели мы так плохи в глазах наших ближних?!

М. Э-Э. – Хочешь знать, что говорят о тебе знакомые? Послушай, что они говорят о людях, которые лучше тебя.

Э.О. – Честно говоря, лучше этого никогда не знать. К тому же мнением людей не очень близких можно пренебречь.

М. Э-Э. – Мы так суетны, что придаем значение тому, что думают о нас люди, которым мы не придаем значения.

Э.О. – Это верно. Но бывает же иногда настоящая дружба, встречаются искренние друзья.

М. Э-Э. – Искренних друзей очень мало. Да и спрос на них невелик.

Э.О. –  Почему так происходит? Разве истинный друг не самое ценное, что может приобрести достойный человек за всю свою жизнь?

М. Э-Э. – По-настоящему хороший человек может иметь столько друзей, сколько хочет, но не всегда тех, которых хочет.

Э.О. – Да, не всегда мы имеем возможность выбирать людей по своему вкусу. Можно за всю жизнь не встретить близких себе по духу, и это обрекает нас на одиночество, несмотря на большое количество знакомых, которых, за неимением лучшего, многие называют друзьями. Иногда приходится видеть умных и талантливых людей, имеющих довольно примитивных приятелей, или женящихся на пустых и глупеньких кокетках. Как Вы думаете, они не видят, с кем имеют дело?

М. Э-Э. – Трудно считать дураком человека, который восхищается нами.

Э.О. – Конечно, если это восхищение искреннее. Но часто люди льстят, чтобы чего-то добиться от нас. И на это способен самый недалекий человек.

М. Э-Э. – Льстец завоевывает наше расположение, даже если мы ничуть не верим его лести.

Э.О. – Возможно, это слабость, за которую человек потом расплачивается. А ему тогда кажется, что все дело в невезении.

М. Э-Э. – Неудачи других кажутся нам совершенно естественными, но вот почему нам не везет – этого мы понять не можем.

Э.О. – Конечно, наши неудачи – это безусловная несправедливость. Ведь мы знаем, что заслуживаем лучшего.

М. Э-Э. – В молодости мы полагаем, что справедливость – минимум того, что мы вправе ожидать от других. В зрелом возрасте мы убеждаемся, что это максимум.

Э.О. – Да, и этот максимум для многих практически недостижим. Не о такой жизни мы мечтали в юности!

М. Э-Э. – Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал.

Э.О. – Кто не мечтал, тот, по крайней мере, не знал разочарований. Очень горько терять свои радужные иллюзии.

М. Э-Э. – Сколько бы мы не платили за свои прекрасные иллюзии, мы не остаемся в убытке.

Э.О. – Да, мечтая о прекрасном, мы какое-то время были счастливы. Будет, что вспомнить в старости.

М. Э-Э. – В старости мы больше тоскуем о мечтах нашей молодости, чем о ее счастье.

Э.О. – Это потому, что с возрастом изменяются ценности?

М. Э-Э. – В молодости мы учимся, в старости понимаем.

Э.О. – Всегда ли приходит понимание? Часто видишь стариков упрямых и вздорных, совершенно неспособных к восприятию меняющейся жизни.

М. Э-Э. – К старости ум просветляется или окостеневает.

Э.О. – Если ум просветляется, то есть надежда достигнуть мудрости и стать чище и добрей, не так ли?

М. Э-Э. – Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты!

Э.О. – Иногда люди, слывущие добрыми, отнюдь не обладают даже здравым смыслом.

М. Э-Э. – Иные считают, что у них доброе сердце, а это всего лишь слабые нервы.

Э.О. – Да, быть по-настоящему добрым иногда очень непросто. А всегда ли надо прощать людей, нанесшим нам непоправимый вред? Вот великий суфий Инаят Хан считал так: «Прощение – прерогатива Бога. Смертному человеку предоставляется возможность прощать только тогда, когда другой человек попросит его об этом». Что Вы скажете?

М. Э-Э. – Всегда следует прощать: раскаявшегося – ради него самого, нераскаявшегося – ради себя.

Э.О. – Да, так, вероятно, проще. Если получается. Но иногда  на душе скапливается столько обид и горечи, что трудно жить.

М. Э-Э. – Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой.

Э.О. – Но иногда человек бывает совсем одинок и опускает крылья. Возможно, ему просто не хватает терпения. Наш великий классик Л.Н.Толстой любил повторять: «Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать». Как Вы считаете?

М. Э-Э. – Спокойно ждать мы приучаемся лишь тогда, когда ждать уже нечего.

Э.О. –  Пожалуй, Вы правы. Тогда что Вы посоветуете человеку, впавшему в уныние?

М. Э-Э. – После каждого падения снова стремись в высоту! Либо разобьешься насмерть, либо у тебя вырастут крылья!

Э.О. – Уважаемая  госпожа Эшенбах, разрешите поблагодарить Вас за Ваши мудрые  и точные ответы, которые наверняка помогут нам лучше справляться с нашей непростой жизнью.


Рецензии