Путь Неблизкий, ч. 2

          Я очнулась, лежа на лавке. Не раскрывая глаз, услышала голос Агнеши:
          "Не гневайся, господин советник, гоcпожа моя княжна устала с дороги. Не нужно ее тревожить."
          Ей ответил взволнованный голос Евфимуса:
          "Прикажи если чего надобно. Из-под земли добудем."
        Открывать глаза не хотелось, вставать тем более. Агнеша с Тимой раздели меня, принесли воды, стали обмывать, как мертвую. А может я умерла? Все-таки открыла глаза, увидела соломенную крышу, дубовые балки, тени, бледные лица. Лучше бы умереть.

          Назавтра, после бессонной ночи, и думать не хотелось ни о каком вставании, ни, тем более, о дороге. Милая моя, верная Агнеша пошла за меня просить и вернулась с полным согласием, а так же с известием, что, похоже, заправляет всем вовсе не Евфимус, а варяжский десятник князя Волоши. От такой новости стало мне совсем худо: если о князе Волоше говорили в Руссе дурное, то о его варяге слухи ходили страшные, непонятно как такое чудовище земля носит. И теперь моя жизнь зависела от того, чьим именем пугают в Руссе детей. Я вспомнила о Мечиславе, а вдруг он все же решится меня отбить? У него две сотни пик. Он может разодрать этих Словенских щенков в клочья. А это, в свою очередь, означает, что погибнет и вчерашний юноша с бархатными глазами. Мне вдруг захотелось его увидеть, неприменно, как можно скорее, и я велела собираться в путь.

          Пока грузили поклажу, да устраивались в возке, я его не видела, но как только мы миновали ворота крепости, в десяти шагах от возка появился всадник, и я едва его узнала. Тот же шлем, тот же конь и совсем другое лицо, жесткое, сухое, хмурое, со сведенными челюстями и крепко сжатыми бледными губами. Мне стало страшно и жалко, и я поняла, что мой юный воин и есть ненавистный варяжский десятник, вон и шлем на нем невиданный, и волосы длинные. Хоть плачь. Я подложилa себе под спину княжьих подарков помягче и стала смотреть в щель опущенного полога, как едет он, опустив голову, как блестят его глаза в прорезях шлема, как держит он поводья в левой руке. Иногда он пропадал из виду, но всякий раз возвращался, и я снова смотрела на него и не могла наглядеться.
          К вечеру подъехали мы к небольшой деревне, стоящей у самого леса. Я так устала за бесконечный тот день, что еле дошла до низкой хаты, где Тима постелила мне на ночь, и провалилась в сон, как в темный бездонный колодец. Проснулась я поздно и уж думала, что станут меня бранить за нескорый наш отъезд, но вроде бы никто никуда не спешил. Завтрак поели чинно, вещи снесли в возок, а мы все сидели по лавкам в гадкой хате с тараканами по стенам и выходить нам не велели. Но как-то все таки выехали, когда солнце стояло уже высоко, и я ехала верхом, а рядом со мною отец Михаил исходил бешеной злобой. "Щенок варяжский! Да я б его на ремни порезал!" Так я узнала, что словене решили изменить маршрут и почему-то отказались ехать лесом. Что, в их землях и леса нет? Мне лес как раз понравился, золотыми березами, горящими, как свечи на ветру, темными строгими елями, алым орешником, дрожащей в листве паутиной. Но не мне же выбирать маршрут, правда?
          Агнеша дразнила отца Михаила: "Вряд ли, отче. Говорят, десятник на мечах уж больно хорош, прямо что-то особенное."
          "Молчи, ляшское семя! Да я таких хороших пустыми ножнами под лавку загонял! Где ж это видано, чтоб на нашей же земле словене русичам дорогу указывали?"
          "Больно ты гневлив, отец. Грех Божьему человеку эдак-то вскипать," - спокойно отвечала Агнеша.

         Что-то случилось с ней после отъезда из Руссы, она как-будто еще похорошела, посмелела, что-ли, стала свободною. Не то, что я, прямо как птица в клетке.
          "Ну да ничего, - не успокаивался отец Михаил, - я ему еще патлы пообрываю. Он у меня еще кровью срать будет, недоносок."

         Тут уж я не выдержала:
        "Ступай себе вперед, отче. У меня от твоего крику звон в голове идет."
         "Тьфу, бесовское отродье," - он и вправду плюнул и полетел вперед. Сотник он и есть сотник, хоть в рясу его наряди, хоть в юбку.

         Между тем мы выехали на бескрайнюю равнину, где поднялся ветер, просто бешенный, и Тима принесла мне голубой шелковый шарф, чудо какой красивый. Я повязала его на голову, так что длинные его концы вились по ветру. Мне хотелось петь и плакать, и пуститься вскачь по каменистой равнине с золотой, приглаженной ветром травой, под синим бескрайним небом, в ослепительном солнечном сиянии. А Тима так и сделала, пригнувшись к самой гриве, пустила своего вороного вскачь, а за нею увязался светловолосый ладный словен, и конь его, рыжий в больших белых пятнах, за вороным не поспевал. Агнеша смеялась в лицо поровнявшегося с нами Евфимуса: "Смотри, советник, уморит наша девка твоих солдат!" и Евфимус улыбался ей в ответ и глаза его светились от счастья: "А что, в Руссе соколов приручают?" Я и не знала, а оказалось, что да, держат в Руссе охотных соколов и все стали говорить об охоте, а мне страшно захотелось, чтоб и мой десятник ехал с нами рядом и говорил о пустяках.

         Я увидела его только к вечеру, когда остановились мы на ночлег в уютной низине и развели костры. Мы с отцом Михаилом, угрюмым и молчаливым, сидели у своего, русичского огня и ели отдельную от всех еду. Мой десятник сидел прямо напротив меня, и я видела его лицо, освещенное пламенем костра, и во всякий момент казалось мне оно другим: печальным, замкнутым, усталым, юным, каменным, милым, суровым, а когда он поднял на меня глаза, всего один раз, его лицо показалось мне влюбленным.

          В тот же вечер я впервые услышала его голос. Мы еще устраивались в возке, когда он подошел к нам и, стараясь звучать мягко, тепло, сказал:
         "Не надо ли чего госпоже моей княжне?"
         Я ахнула беззвучно, закрыв ладонью рот, закачала головой.
          "Нет, спасибо." - спокойно перевела Агнеша.
          "Покойной ночи," - попрощался десятник, и снова мне показалось, что он говорит, старательно выбирая слова и звук своего голоса, будто боится меня спугнуть.
          "Как его имя?" - прошептала я Агнеше на ухо.
          "Хендер," - и все-то она знает!
          "Хендер!" - окликнула я, и так мне понравилось его имя, будто ветер шумит в весенней листве, будто свежий ручей бежит по камням.
          "Госпожа?.. " - послышалось совсем рядом.
          Я сняла с головы самый любимый мой голубой шарф, просунула руку за полог:
          "Не откажись принять от меня малый подарок, господин десятник."
          Чуть помолчав, он ответил: "Спасибо, княжна, не нужно."
          "Возьми, не обижай," - настаивала я.
          Он взял шарф, его пальцы коснулись моих, и как-то так само получилось, что руки наши сомкнулись. На одно только мгновение. За которое я умерла и воскресла, и захотела умереть снова. Он поблагодарил и попрощался, но я уже не могла ему ответить. Я сышала, как он вернулся, устроился рядом с возком. Чуть дыша, я приподняла полог и и увидела его лежащим на земле, совсем рядом, и лицо его белело в темноте. Я опустилась на свою постель, нашла руку Агнеши и прошептала в ее сторону: "Я люблю его," и она сразу ответила: "Как такого не любить."
           Мне казалось, я слышала его дыхание в ночи, за пологом возка, и дышала с ним заодно и, прижав к губам коснувшиеся его пальцы, вдыхала его запах, запах ночи и леса, костра и железа,  кожаного седла, и того, чему нет названия. Горячие волны поднимались в моей груди, и вспомнился отчего-то рассказ Агнеши, а ночь не кончалась. В темном, жарком возке нечем стало дышать и захотелось откинуть полог и спрыгнуть на землю, на сухую траву, туда, где белело его лицо и ветер рассыпал его волосы.

          А утром случилась беда. Пропал отец Михаил. Собрал вещи и уехал, и слова не сказал. Нет, правильно, конечно, что не сказал, в хорошем бы я оказалась положении. И без того Евфимус прямо говорил об измене, а я припомнила Мечислава с его претензиями и испугалась не на шутку. Но рядом с Евфимусом стоял Хендер и глядел на меня тепло, внимательно, будто утешая, и я знала, что он не даст меня в обиду ни Евфимусу, ни кому другому. Милый, милый Хендер. У Мечислава двести пик. Сколько нужно, чтоб от твоего отряда и следа не осталось?

          Мы продолжали путь по ветренной равнине и увидели вдали огромное, чудесное озеро, синее, словно море. Впрочем, откуда мне знать? Я и моря-то никогда не видела. Рядом ехал Евфимус, рассказывал о своих путешествиях в земли греческие и иные, Агнеша слушала внимательно, пугалась в положенных местах, смеялась да ахала. У меня от их трескотни голова пошла кругом, и после обеда я отправилась в возок, надеясь, впрочем, что Хендер опять поедет следом, и я смогу на него глядеть. Как бы ни так, даже не показался.

          К вечеру прибыли мы на озеро, в рыбацкую деревню, всю завешенную сетями и пропахшую рыбой, само собой. Я захотела неприменно идти купаться, но вода оказалась холодной, чистый лед. Я велела принести мне стул и села на берегу, смотреть как темнеет водная гладь, да первые звезды отражаются в озере, словно в зеркале, и такая тишь, такой покой, будто мы одни на свете. Эх ты, отец Михаил, княжий ты сотник, сукин ты сын! Кому ты верен? Явно, что не мне.
         "Княжна," - послышалось за моей спиной, но я уже знала, что это он, знала по тому, как замерло сердце. Он присел рядом на корточки, заглянул мне в лицо.
          "Прикажешь ужин сюда подать или пойдешь к костру? Тревожно мне, когда ты одна."
          "Пойдем," - я протянула ему руку, и он подал свою, жесткую, большую на удивление ладонь, подхватил мой стул, понес следом за мной к костру. А там уже Тима подавала разрезанную на куски бледную курицу, хлеб и сыр, но есть не хотелось, а хотелось, чтобы Хендер сел рядом, и он так и сделал. Сел, покрутил в руках краюху хлеба, положил, поглядел на меня снизу ввер, будто чего-то ожидая.  Огонь отражался в его глазах и в звеньях его кольчуги. Шарфа моего на нем не было. Я решила, что он хранит его для своей подруги. Жены, может быть?

         Агнеша ушла спать, следом ушел и Евфимус, одна Тима осталась, да мы с Хендером. Я вспомнила об отце Михаиле и чуть не разревелась от обиды.  Он коснулся моей руки и сказал тихо:
         "Не нужно бояться, княжна. Мы защитим тебя. Со мною самые лучшие князевы дружинники. Не успеешь оглянуться, как будем мы в Словенске."
          Ты меня защитишь? От двух сотен Мечиславовых пик? А кто защитит тебя?
          "Я не боюсь. Мне обидно, что отец Михаил со мною так-то... бросил меня! Ведь он мне как отец. Духовный наставник, к тому же. Поди, в Словенске все язычники? - Хендер кивнул растерянно. - Вот видишь! Как я буду там одна? Я ведь и так всю жизнь одна!"
         Неожиданное горькое открытие повергло меня в отчаяние и слезы потекли по щекам.
          "Мой отец все сына ждал, и мать наконец-то понесла, и все говорили, что неприменно будет сын. А она разродиться не смогла и умерла, а меня даже не пустили с ней проститься... Тогда отец принялся меня сватать, то в Полот, то к ляхам, а нынче вот в Словенск. Хоть когда б у меня спросили чего я хочу, может я хочу в Руссе остаться или в монастырь, а может мне кто другой люб!"
         Хендер уже стоял передо мной на коленях в полной панике и уговаривал меня растерянно и по-детски:
         "Княжна, в Словенске все по-другому будет, ты увидишь! И князь совсем другой человек. Ты о нем дурного не слушай. Он будет добр к тебе, он тебя не обидит и другим в обиду не даст."
          Правая половина его лица терялась в тени, а левая, ярко освещенная костром, казалась нарисованной на черном бархате, ненастоящей в своей огненной, взволнованной красоте. Маленькая коричневая родинка на щеке, вторая такая же на шее, бледные мелкие веснушки на носу, мне на погибель...
          "И Словенск тебе понравится, даже мне понравился, прямо с первого взгляда. И люди там хорошие, друг к другу добры, дружины много, оттого чин да порядок. И тебя, княжна, все будут там любить, а как иначе?"
         Милый, какой же ты милый, мой Хендер.
         "А правду ли говорят, что князь Волоша обращается в морского змея и плавает по реке?"

          Хендер даже рот открыл, да глазами захлопал, а потом уж рассмеялся, закинув голову, совершенно по-детски, с ямочками на гладко выбритых щеках, Господи, спаси и помилуй! Он сел, откинувшись назад, на правый локоть, вытянув длинную ногу к костру, а другую согнув в колене, уронил крупную кисть на колено, зашевелил пальцами в такт рассказу.
          "У князя две варяжские ладьи, со змеиными головами на носу и на корме. Это такой военный варяжий обычай, чтоб страху нагнать и беду отвести. Может оттого та сказка и пошла, про змея? Я на большей ладье кормчим был когда-то. И вправду, по всей реке ходили, до Альдейги. А могли бы и дальше, до озера, тоже Альдейга зовется. А еще дальше течет река, широкая и пригожая, не знаю ее имени, но в самом узком месте три ладьи бок о бок пройдут, легко. Впадает та река в море, и если идти по нему  на запад, то дойдешь до устья другой реки, а на той реке стоит город Полот, помнишь ты говорила? Вот, я там был, хороший город, богатый, торговый и укреплен хорошо. А если в устье не заходить, то по морю можно дойти до данов, а еще дальше – в земли бриттов, но там я не был никогда. Однако, с князем пошел бы. Может он и тебя бы взял, всякие земли повидать?"
         Он рассматривал что-то на ладони и я спросила: "Что там у тебя?"
           Он протянул мне ладонь и я увидела божью коровку. А еще увидела большие бледные мозоли и не удержалась, потрогала пальцем сухую жесткую кожу.
          "Это от меча?"
          "Нет, княжна, от весла," - ответил он и, видя мой изумленный взгляд, рассмеялся снова.
         "Я сколько себя помню был гребцом. На Веллихен, ладье моего отца. Веллихен – по-свейски, а по-словенски Черный Глаз. Оттого такое имя, что на парусе черный глаз рисовали, а щиты красили белой краской и тоже черный глаз рисовали посередине. Впрочем, ты, княжна, мой щит видела? Теперь представь, таких же тридцать с каждого борта, красиво и страшно. Шестьдесят гребцов и все до одного воины, да места на Веллихен хватало еще на сорок, может быть, людей, значит всего сотня воинов. Но это врядли. Столько мужчин и во всем Акере не наберется."
          Глядя в огонь, он рассказал мне о своей деревне, затерянной где-то у северного лютого моря, о его отце и братьях, о поездках в Полот и торговый варяжский город Бирк, о неудачном штурме неприступной крепости Алаборг, о гибели всей его дружины.
          "Дальше ничего не помню, ни как в плен попал, ни как вели меня на ладью, очнулся уже в море. - Лицо его передернулось болезненно и помертвело, застыло. - Привезли меня в Альдейгу, потом в Словенск, вот и вся история."
          "А что остальные? Из твоей деревни?" - спросила я и тут же пожалела.
         "Не знаю, княжна. В Альдейгу меня одного привезли, остальные либо погибли, либо в Алаборге в плену остались."
          Я глядела на его грустное лицо и мне хотелось плакать и хотелось закрыть глаза, и чтобы эта ночь никогда не кончалась.
        "Три года прошло? Может еще кто жив. Как стану княгиней, пошлю в Алаборг посольство. Поедешь? Может выручим кого."
        Он вскинулся, весь подался вперед, глядя мне прямо в глаза, дерзко:
       "Ты и вправду это сделаешь, госпожа моя?" - и голос его дрогнул.
        Я сказала ему тогда: "Мы в ответе перед нашими людьми."
        Его лицо окаменело. Он легко встал, вежливо наклонил голову, попрощался негромко, спокойно и пропал в темноте. А я осталась у костра одна, и сразу стало холодно.

Часть 3
http://www.proza.ru/2012/01/02/414


Рецензии
Алекс, как же интересно увидеть глазами княжны Хендера!
Теперь мы можем узнать все ее тайные мысли.
Жаль, открыть их герою мы не можем, он был бы очень счастлив.
А порадовать Хендера хотелось бы, у него так мало радости в жизни.
Не удивляйтесь, у меня всегда появляются закулисные, внесюжетные мысли)

Любовь с первого взгляда у обоих! Это такое чудо.
Но я княжну понимаю. Вы нарисовали образ мужчины, который меня саму сильно волнует)
Широкие плечи, длинные волосы, мужественность, ну как можно не полюбить Хендера? Так Агнеша и сказала княжне.

Жаль Тиму, но без потерь роман был бы сказкой.
А тут нет ничего сказочного, ничего - только жизнь...настоящая жизнь.

Хороший прием Вы задумали - от разных лиц показать одну и ту же историю.

И очень трогательной показалась надежда княжны на то, что доблестный воин в шлеме, которого она увидела в крепости - и есть князь.
Хотелось поверить в это и мне, но ведь я уже знала горькую правду.

Я решила почитать о русичах. Хочется сориентироваться получше.
Князь Волоша - словен, а Переяслава - не могу точно понять...

Спасибо, Алекс, за то, что Вы не лаконичны)
Боже упаси Вас укоротить себе язык)

Тереза Пушинская   02.01.2012 15:27     Заявить о нарушении
Алекс, Вы уже знакомы с этим автором
http://www.proza.ru/avtor/mayers

Он внешне - Ваш Хендер.

Тереза Пушинская   02.01.2012 16:12   Заявить о нарушении
Татьяна, ваши внесюжетные, закулисные чувства - это источник такого тонкого удовольствия! Мне тоже было жаль, что Хендер не знает как другие люди относятся к нему, в нем так много желания быть любимым, ему так не хватает тепла, но он при этом сам не позволяет людям приблизиться, отталкивает их своей видимой холодностью. Кому из нас не приходилось встречать таких людей в реальной жизни. Как часто мы принимает необщительность за грубость или излишнюю надменность, холодность, недоброжелательность?
Если верить "Повести временных лет" в набеге князя Олега на Константинополь участвовали руссы и словене, которые описаны там как два разных народа. В результате набега мирный договор вознаградил их по-разному, словене получили больше, если мне не изменяет память. Из этого я заключаю, что князь Олег был предводителем словен, а не руссов. Но, как не смешно, я лучше знаю историю Британии, чем моей собственной страны :( И не слишком верю "Повести временных лет."

Юноша Шелковое Сердце - замечательный автор и тонкий, понимающий читатель. Но, мне кажется, что для Хендера он слишком красив :)
Честно говоря, он написан с испанского футболиста Фернандо Торреса... Ну вот, мой самый главный секрет Вам известен!

С улыбкой,
Алекс

Алекс Олейник   03.01.2012 07:00   Заявить о нарушении
Фернандо Торрес! Конечно, я не знаю такого футболиста, но найду его в Интернете и полюбуюсь.
И все же Хендер мне кажется красивым.

Спасибо за ответ, Алекс, становится все интереснее и интереснее с Вами. Честно говоря, я еще ни у кого из авторов на сайте не узнала так много, как у Вас.

Тереза Пушинская   03.01.2012 16:46   Заявить о нарушении
Посмотрела я на этого Фернандо. Я согласна. Хороший парень)

Тереза Пушинская   04.01.2012 01:25   Заявить о нарушении
Милый мальчик, правда? :)

Алекс Олейник   04.01.2012 01:31   Заявить о нарушении
Да) Он и не красив, и не некрасив. Он - то, что надо. Он - Хендер.

Тереза Пушинская   04.01.2012 01:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.