Глава пятая, перманентно-накрученная

В середине недели у нас была экскурсия в город Луксор. Накануне я с большим трудом легла и уснула, и поднялась, очень сильно недоспав, нахохленная и растерянная. И весь день оказался странным, каким-то очень просторным и, наверное, самым важным за всю эту поездку. Может быть, именно за этим я и ехала сюда? Сначала нас очень долго возили по Шарму, пока не подобрали в микроавтобус туристов из ещё одного отеля. Потом мы так же долго ждали в аэропорту непонятно чего: этот маленький рейс задержался за милую душу, как порядочный…  Затем короткий перелёт, когда не успеваешь раскрыть компьютер, как уже снова просят пристегнуться. По прилёту на место я в ожидании гида напрочь замёрзла, несмотря на тёплый свитер, и мне уже ничегошеньки не хотелось. В общем, это явно было не лучшее утро в моей жизни…

Гид наш оказался весьма симпатичным молодым человеком, прекрасно владеющим русским языком, который с самого начала поездки по городу в поданной нам машине и до самого обратного самолёта просто не закрывал рта. Ожившие исторические факты и занятные истории, интересные рассказы и шутки с прибаутками лились из него рекой.  Конечно же, на эту поездку выпало было слишком много «свободного» времени. Разумеется, несколько включённых в программу заездов – на каменную и папирусную фабрики – были откровенно лишними. Но то главное, что должно было состояться, всё равно от меня не ушло. Потому что сама эта жизнь устроена так, что никуда не денешься: если уж ты выбрал себе какое-то направление, то достаточно просто двигаться в эту сторону, и тогда то, что тебе суждено пережить, рано или поздно непременно тебя найдёт. А, точнее, найдёт как раз ВОВРЕМЯ. На самом деле, ведь в лотерею можно выиграть обещанный приз, а можно не получить ничего. И никто заранее не скажет тебе, какой билет окажется счастливым. Но для того, чтобы попробовать приманить к себе удачу, нужно, по крайней мере, этот самый билет купить. Ну, хотя бы один. А дальше уже всё зависит от твоей природной – или выпрошенной у Судьбы – везучести. И счастье это такая штука, которая, видимо, всё-таки неизлечима, если уж повезло его однажды как-то нажить.

Так вот, в программу этого дня устроителями экскурсии были включены два шоп-тура, три визита по историческим местам и посещение одного чуда света. Сперва нас привезли в гористую местность, восхитительно нарядную и торжественную в сиянии утреннего солнца, и показали полуразрушенный дворец царицы Хатшепсут. Нам долго рассказывали про особенности изображений, которыми были покрыты все стены дворца, очень наглядно, по ролям разложили историю её семьи и правления, пустили по лестнице наверх, где пожилой служитель музея в галабее и чалме поманил меня пальцем и стал безмолвно водить за собой по площадке, указывая взмахами руки на то, что заслуживало внимания в смысле съёмки. Я наделала кучу кадров и была очень благодарна ему: если бы не взятая им на себя добровольно роль экскурсовода, да разве бы я обратила сама внимание на эти каменные подробности? Но дядька просто-напросто был на своём месте, и он любил тот дворец, которому служил…  Вслед за этим мы отправились в Долину царей смотреть фараонские гробницы. Под рассказы о ядовитых стенах усыпальницы Тутанхамона, чья могила была раскопана археологом Картером самой первой, и красках, сохраняющих цвет и фактуру за счёт их фантастического качества и прилежности мастеров отделочных работ (было же у людей время в неспешные века… Кто бы сейчас так стараться стал!) я осмотрела первое захоронение, с интересом побродила по второму, где когда-то покоился четвёртый по счёту Рамзес, и спустилась в самое нижнее. Рамзес Первый залегал так глубоко, что из нашей группы даже не все решились его навестить. Но, внимательно поизучав картинки, которыми были расписаны стены и потолки всех трёх келий, я убедилась, что оно того стоило.

Потом нас привезли на пристань, погрузили на маленькую яхточку и повезли кататься по Нилу. Сделав несколько кадров симпатичной белой цапли, выискивающей что-то съестное среди прибившегося к берегу мусора, я отдала фотоаппарат Ирине и стала просто смотреть по сторонам. Цапли, ослики, и буйволы, тележки и лодочки, заборы и развалины со стороны одного берега; дворцы, гостиницы и мечети – с другого. Царство вопиющей нищеты и торжество развивающейся индустриализации. Наглядная аллегория: Город мёртвых и город живых, а между ними – зеленовато-мутная жижа великой африканской реки…  Я смотрела по сторонам и вспоминала прошедшее лето. Два чудесных, одинаково солнечных и жарких июльских дня, и посудины, гордо рассекающие по волнам двух замечательных рек: бирюзового Манавгата и стальной, даже летом суровой Невы. Если бы не убожество уродливых заборов и лачуг по правому борту, да недвижные одноногие цапли, произрастающие тут и там из прибрежного ила, я могла бы подумать, что это Турция. Если бы не минареты напротив – решила бы, что я в Питере. Как мало нам, в сущности, надо для того, чтобы пришёл в движение механизм, раскручивающий в сознании цепочку воспоминаний! И как много мы видим и чувствуем вокруг себя, не осознавая, что на самом деле это всего лишь отражение того, что живёт в глубине нашей души…

Потом наша яхта развернулась и причалила к «богатому» берегу: в старом городе нас ждал обед. К чести устроителей этой экскурсии должна сказать, что он был самым лучшим из всех, что мне когда-либо предлагали во время экскурсионных поездок. Ресторан был приличный, еда разнообразной и качественной, обслуживание – … оно просто БЫЛО. Что уже само по себе было очень хорошо. В общем, в этой более чем душевной обстановке мы немного расслабились, за послеобеденным перекуром подумали и решили, куда будем деваться на остаток дня (после посещения последней из запланированных достопримечательностей до аэропорта должен был остаться приличный кусок времени), и заказали себе картуши. Для тех, кто не знает, что это такое, расскажу: это традиционный вид сувенирного египетского искусства – таблички, на которых пришедшими из древности символами пишется чьё-либо имя. Разумеется, древние египтяне придумали это в честь своих божеств и обласканных ими фараонов, и рисовали эти картуши своими удивительными красками на стенах храмов и гробниц; во дворце Хатшепсут – фараонши, славной не только своим долгим и мудрым правлением, но и тем, что царствовала она, облачившись в мужскую одежду и подвязав к лицу бороду, я видала и каменный картуш, выбитый на основании какого-то полуразрушенного постамента. А вот египтяне нынешние изобрели приготовление именных папирусов с набором символов, вписываемым в заранее нанесённую форму прямо на фабрике, а также серебряных и позолоченных табличек в виде кулонов и браслетов, специально для туристов. Словом, к этому времени мы посмотрели и даже купили почти всё, чем только можно было поживиться в этом египетском городе с его достопримечательностями… 

«На закуску» нам оставался всего лишь Карнакский храм – древняя колоннада с разрушенными перекрытиями, обелиски, возведённые  Хатшепсут и её отцом, Тутмосом Первым, священное озеро, ну, и похищенная статуя бога Амона в довершение ко всему. И как раз на подходах к нему мой капризный и требовательный фотоаппарат, время от времени выкидывающий какие-то фортели, отказался работать совсем! В течение двадцати минут он «доел» не только весь запас аккумуляторов, заготовленных ему на день, но и три комплекта батареек впридачу, после чего вообще перестал загружаться. Было понятно, что он «не хочет», и упрашивать, и даже пытаться заставлять его совершенно бесполезно. Мне очень захотелось выкинуть его в ров с моста бараноголовых сфинксов…  Но ведь нужно же было суметь всё понять правильно и даже в таком досадном явлении почувствовать Руку Провидения! Потому что на самом деле мне очень ПОВЕЗЛО. Ведь иначе я так и ходила бы по этой огромной территории дурной цаплей, вертя головою и щёлкая клювом в поисках оптимальных ракурсов вместо того, чтобы просто воспринимать, принимать, впитывать в себя невыразимую энергетику этого удивительного места! Недаром говорят, что папарацци не имеют души, променивая её на своё мастерство. Но в этот раз я оказалась с этими памятниками чьего-то высочайшего разума и воли один на один, без посредников. Повесив бесполезный хлам на шею, я просто вдохнула в себя побольше воздуха и пошла, разглядывая всё вокруг. Интересностей было много, гид наш безостановочно рассказывал что-то фактологическое, перемежаемое легендами, и эти исторические данности, окружавшие нас со всех сторон, вкупе с одним из официальных чудес света очень занимали меня ровно до того момента, как мы дошли до колоннады. И всё… Дальше все имена, цифры и события просто-напросто перестали иметь значение. Это трудно объяснить на словах: понять такое можно не разумом, а только лишь телом, когда внутри происходит что-то такое, что поляризует и гармонизирует разные слои сознания и самоощущений, очищая наше кристально целостное Я ото всего чуждого, в чём давным-давно запуталась и увязла душа. Кто-то переживает подобный катарсис, молясь от души в храме Божьем, кто-то – в процессе творчества, со мной же этот очередной прорыв (или «промыв»?) приключился именно среди двадцатиметровых колонн Карнакского храма. Там, среди расписанных иероглифами пузатых каменных исполинов, всё оказалось совершенно по-другому. Да, Египет не Турция, и местный воздух, по моим ощущениям, не сильно отличен от московского: ведь это пустыня, и он такой же сухой, невыразительный. Мне точно так же не хватало его и там, и временами я начинала задыхаться, у меня постоянно раздражались глаза. Но воздух внутри колоннады оказался совсем другим. Микроклимат внутри леса монолитных гигантов, выточенных из огромных камней песчаника, был прохладным, влажным и насыщенным совершенно невероятной энергетикой… Меня, что называется, переклинило: я задрала голову к небу, и ноги понесли меня куда-то вглубь. Я знаю, что отбилась от группы, но не помню, сколько времени я там шаталась. Мне потом говорили, что сначала звали меня и смеялись над тем, что я их не слышу. Потом они потеряли меня из виду и ходили там же, пытаясь отыскать. А я бродила среди этих колонн, не думая вообще ни о чём, с ощущением, что у меня буквально «промывает» насквозь. Это было невероятно, но я совершенно на ровном месте получила такой мощный заряд счастья, что просто крылья выросли! Не знаю, сколько я гуляла там – наверное, около часа в общей сложности. А, выходя, повисла на Ирке и разревелась. Наша группа тем временем уже вовсю отрабатывала последнее действие этого акта пьесы: ходила возле заговорённого озера вокруг большого каменного скарабея и загадывала желания…

Потом мы ещё долго катались в выделенной нам машине по старому городу, пробуя местные фрукты, соки и сладости, пили кофе в какой-то кофейне среди базара, куда гид привёз нас после того, как мы дружно отказались от традиционной программы окончания экскурсионного дня… Обратно в Шарм мы летели уже в ночной темноте. В этот раз мне досталось место у окна, позади крыла. Казалось бы, жаль, что не утром, когда можно насладиться зрелищем рассвета над великой пустыней? Но оказалось, что мне и тут неслыханно повезло. Это был ещё один подарок судьбы – зрелище ночного южного неба. Я прилипла к иллюминатору и не могла оторваться от вида изумительной молочной россыпи. Такого густого бриллиантового крошева на чёрном бархате вечной космической ночи не увидишь не то, что ни в одной точке мегаполиса, но и за городом, ни даже здесь, на цивилизованном побережье по краю дикой пустыни… Самолёт качнул крылом, и возникло ощущение, что я вообще не на Земле, а гораздо выше! Ощущение близости земли исчезло: видно было лишь бесконечное чёрное небо сверху, и такую же безжизненную, абсолютную темноту внизу. А вскоре появилось побережье, радостно сверкающее яркими переливчатыми огоньками. Пульсирующие белые и оранжевые огни, которыми в подробностях были очерчены все изгибы оживлённой части города, были прекрасны, как стеклянные ёлочные игрушки, что делали в СССР лет 50 назад. Сейчас они уже история, и мало кто помнит об этих наборных домиках и самолётах, с любовью составленных неизвестными мастерами из хрупких блестящих бусин. А я сама просто приняла в этот волшебный декабрьский день ещё один подарок – маленький кусочек счастья. Привет с единственного благополучного, безмятежного островка из моего детства, когда в маленькой бабушкиной квартире мы вместе с ней наряжали ёлку в непременном ожидании новогоднего чуда…


Рецензии