Рождество Христа Спасителя

Детская музыкальная пьеса

    Действующие лица и исполнители:

Мария - Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа
Иосиф - муж Марии;
Ангел  (благовестный)
Пастух
Пастушок
Волхв - мудрец Востока
Ирод - царь Иудейский
Первосвященник из Иерусалима

   В массовых сценах принимают участие: пастухи, волхвы (мудрецы Востока), первосвященники и книжники земли Иудиной, детский хор, детский танцевальный ансамбль, флейтисты, трубачи. 

Место действия: Иерусалим, Вифлеем;
Время действия: конец первого века до новой эры.


                Краткая сюжетная канва музыкальной пьесы:

      В Галилее объявлена перепись населения. Иосиф с женой Марией, ожидающей ребёнка, покидают Назарет и направляются в родные места – в Вифлеем. Ангел возвещает пастухам благую весть о рождении Спасителя. Те, пораженные видением благовестного ангела, сообщают об этом и семье Марии. Младенец наречён по повелению ангелов Иисусом.
      Ирод, правитель Иудеи, услышав о рождении необыкновенного младенца, встревожился и тайно призвал трёх восточных волхвов (мудрецов), чтобы те разузнали о нём. Свет звезды им указует путь в Вифлеем. Узрев младенца, волхвы поклоняются ему, осыпают его дарами и, не возвращаясь к Ироду, отправляются к себе на Родину. Мария с младенцем Иисусом и её муж Иосиф спешно покидают Вифлеем, уходят в Египет до лучшего времени. Ирод в бешенстве приказывает избить всех младенцев в Вифлееме, начиная от двухлетнего возраста. Но Божественная Истина восторжествовала. 



                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                КАРТИНА ПЕРВАЯ

   Ранним утром на зелёной поляне под смоковницей, сидит пастух с пастушком. Пастух обучает молодого пастушка игре на пастушьей флейте.
П а с т у х (обращается к пастушку) Смотри, слушай и запоминай: так звучит для всех пастухов сигнал «Сбор коров и пригон их домой» (сигнал - 1):
Вот так звучит сигнал «Выгон коров» (сигнал - 2):
А вот сигналы разговора двух пастухов – «Где ты?» (сигнал - 3),
«Слышу тебя, я – близко!» (сигнал - 4), «Я далеко» (сигнал - 5):
П а с т у х  (протягивает флейту молодому пастушку) Повтори наигрыши на флейте, которые мы разучивали с тобой вчера, а затем, будем вместе с тобой разучивать сигналы «Разговоры двух пастухов»
П а с т у ш о к (берёт флейту у старшего пастуха, исполняет «Наигрыши на флейте» - 6:
   Едва только пастушок исполнил наигрыш, появился светлый Ангел Господен и, слава Господня осияла пастухов ясным, чудесным светом, так что пастухи были исполнены великим страхом.
А н г е л (к великому удивлению пастухов, исполнил «Наигрыш на металлической трубе» - 6, затем обратился к ним с утешением)
    Не бойтесь и не волнуйтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет возвещена и всем людям, ибо ныне родился вам Спаситель в городе Давидовом, в Вифлееме. Имя нарождённому - Иисус Христос; и вот вам знак: вы найдёте чудесного Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Вам  оказана великая честь, узнать об этом чудесном событии первыми из всех жителей Назарета.
   Хор небесный исполняет песню «Торжествуйте, веселитесь!..»
Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые, со мной.
И с восторгом облекитесь
Ныне радости святой.

Нынче Бог родился в мире,
Бог богов и Царь царей.
Он родился не в хоромах
И не в каменных домах.

Он родился в бедных яслях,
Спеленённый пеленой.
Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые со мной!

Много лета, много лета,
Много лета, лета, лета,
Много лета, лета, лета,
Слава нашему Христу!..
А н г е л (обращается к пастухам)  Слава в вышних Богу, да будет на земле мир, в человеках – благоволение!.. (Ангел уходит за кулисы в сопровождении мелодии песни «Торжествуйте, веселитесь!..»)
П а с т у х (исполняет песню «Я сижу в раю»):
Я сижу в раю, я беседую, я советую;
Я советую, дума думаю, дума думаю.
Дума думаю, всё про Господа и про Иисуса Христа.
Про Иисуса Христа, про Спасителя, про Спасителя.
Как бы дал мне Бог, и создал бы Господь, и создал бы Господь
Или утицей и голубицей, и голубицей сизопёрую.
Сизопёрую, сизокрылою, сизокрылою;
Полетел бы я до Иисуса Христа, до Спасителя.
      Пастух обращается к пастушку, взяв его за руку. Давай незамедлительно поспешим в Вифлеем и посмотрим своими очами, что там чудесное совершилось, о чём известил нам Господь? А потом вернёмся в Назарет и сообщим ангельскую благую весть сестре Марии   и всему её семейству о чудесном рождении Спасителя нашего Иисуса Христа.
                Поспешно уходят за кулисы.


                КАРТИНА ВТОРАЯ

   Тронный зал царя Иудейского Ирода. На троне, окружённый придворной знатью, восседает царь Ирод самодовольный, но угрюмый и озабоченный. Детский хор исполняет песню-здравницу царю Ироду «Слава!..»
Уж как слава Тебе Боже на небеси, слава!..
Государю нашему на сей земле, Ироду - слава!..
Его цветное платье не носится, слава!..
Его верные слуги не старятся, слава!..
Его многие кони не ездятся, слава!..
Мы песню сию государю Ироду поём, слава!..
Государю поём, ему честь воздаём, слава!
Славословим, славословим: слава! слава! слава!..
Слава, слава, слава, слава, слава!.. (песня смолкла)
       В зал вошли три волхва с Востока благородные и представительные. Старший по возрасту из них подошёл ближе к трону,  поклонился царю Ироду, предложил ему дорогие подарки по восточному обычаю.
В о л х в (обращаясь к царю Ироду) Мы, волхвы Востока пришли издалека, чтобы поклониться родившемуся царю Иудейскому. Мы видели звезду Его на Востоке и пришли, чтобы поклониться Ему.
И р о д  (встревоженный, обращается к своим царедворцам, первосвященникам и книжникам) Что на это скажете, первосвященники и книжники, где должно родиться царю Иудейскому Христу?
П е р в о в с я щ е н н и к (быстро листает необыкновенно толстую книгу Священного Писания, обращается к Ироду) В нашем Священном Писании сказано, что Христос родится в Вифлееме Иудейском.
И р о д (обращается к волхвам Востока) Пойдите в Вифлеем, тщательно разведайте там о народившемся Младенце Иисусе и, когда найдёте его, то известите меня об этом, чтобы и мне пойти и поклониться Ему. (Волхвы уходят. Детский хор исполняет песню-здравницу царю Ироду!.. «Слава!..»)


                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                КАРТИНА ТРЕТЬЯ
 
   Волхвы идут в Вифлеем. Впереди перед ними идёт звезда, указующая им путь. Звезда остановилась над тем местом, где был нарождённый Младенец Христос. Мать Мария и Иосиф вышли из вертепа навстречу мудрецам Востока. В руках у Марии спеленённый Младенец, от которого исходит Божественный яркий Свет. Иосиф в своих руках вынес из вертепа кувшин с водой.
   Волхвы поклонились им и, открыв сокровища свои. преподнесли им в дар: золото, ладан и смирну. Хор небесный исполнил песню «Торжествуйте, веселитесь!..» 
Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
Ныне радости святой.

Нынче Бог родился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Он родился не в хоромах
И не в каменных домах.

Он родился в бедных яслях.
Спеленённый пеленой.
Мы пришлиХриста прославить,
Мы пришли и вас поздравить.

Поздравления примите
В сей торжественный вы час,
И подарки сохраните
Эти скромные от нас...

Много лета, много лета!
Много лета, лета, лета!
Много лета, лета, лета! –
Эта здравнница - от нас...
П е р в ы й   в о л х в  (обращается к Марии и Иосифу) Вот теперь мы видели своими глазами младенца Христа Спасителя и можем удовлетворённые вернуться к себе на Родину и известить на Востоке всех об этом чудесном рождении Спасителя мира. Мы не вернёмся к царю Ироду, а уйдём в свою страну иным путём...
В т о р о й   в о л х в (обращаясь к Марии и Иосифу) Вам далее сдесь оставаться небезопасно. Жестокосердечный Ирод может погубить вас. Вам следут со своим младенцем бежать в Египет и быть там доколе опасность обойдёт вас стороной. Да сбудется реченое Господом через пророка, который говорит «Из Египта воззвал Я Сына Моего»
   (волхвы исполняют песню «Рождество Твоё Христе Боже наш», кланяются, уходят)
Рождество Твоё, Христе Боже наш,
Воссияй миру светом разума,
Небо звездам служащее,
И звездою учахуся.
Тебе кланяется Солнце Правды
И Тебя видят с высоты Востока
Господи, слава Тебе!
Дева днесь Пресущественного рождает,
И земля вертеп Неприступному приносит;
Ангелы с пастырями славу словят,
И волхвы со звездою путешествуют.
Наш Бог роди... родился,
Отроче младый, Предвечный Бог.


                КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

   Царь Ирод сидит на троне в окружении первосвященников и книжников.
И р о д (обращается к первосвященникам) Вчера у меня во дворце должны были появиться волхвы с Востока, однако, их нет у меня до сих пор. В чём причина их отсутствия? – хотелось бы мне знать.
П е в о с в я щ е н н и к  (кланяется Ироду) Волхвы умышленно не вернулись в Иерусалим, после посещения ими места рождения Иисуса Христа. Они ушли в свои пределы другими дорогами...
И р о д  (в большом гневе)  Волхвы Востока осмеяли меня и ославили. Я этого не потерплю... Я этого так не оставлю (топает в гневе ногами). С ними я разберусь особо, а вам приказываю, привести ко мне во дворец мать Иисуса вместе с её младенцем...
П е р в о с в я щ е н н и к  (виноватым тоном) Ваша светлость, мы не смогли в Вифлееме найти Иисуса и его матери Марии...
И р о д  (не скрывая своего гнева и ярости) Ну, а если так, что мы не можем его отыскать, то я приказываю поголовно исстребить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое мы выведали от волхвов.
   (послышалось пение в исполнении детского хора «Рождество Твоё Христе Боже наш», Ирод вскакивает со своего трона, кричит)
   Заставьте замолчать, прославляющих рождение Иисуса!.. Я требую, пусть они смолкнут!..
П е р в о с в я щ е н н и к  (пытается успокоить Ирода) Ваше Преосвященство, рождество Иисуса Христа прославляет само Небо! Мы не в силах заставить Небо  замолчать...
И р о д (затыкает свои уши пальцами, садится на трон; песнопение, прославляющее рождение Иисуса Христа усиливается. Ирод не выдерживает, убегает за кулисы, вся свита царская убегает за кулисы вслед за ним...)
                Конец спектакля.   


Рецензии