К вопросу проектирования и испытаний БТТ

      С 1968 года разработка боевых машин бронетанковой техники начала проводиться полностью через Главного конструктора объекта БТТ, тем самым устранялись острые углы взаимодействия его с соразработчиками, заказчиками комплектующих которых являлись другие управления МО, например, ГРАУ с соответствующими военными представительствами. Появились единые ТТТ (ТЗ) на опытные разработки, которые содержали только основные выходные требования, определяющие боевые свойства, показатели подвижности, ресурсы основных агрегатов, показатели, касающиеся сроков эксплуатации и хранения.
      Однако при отработке технического проекта на объект головное конструкторское бюро и КБ, заключившие договора с головным, вынуждены иметь дело со множеством других важных факторов, которые появляются при взаимодействии с окружающей природой или возникают при взаимодействия объекта или его агрегатов между собой. Наряду с общим конструированием изделия, упомянутые факторы требуют  тщательной оценки выработки дополнительных требований и проверки. Был момент, когда институтами отрасли такого рода требования планировалось собрать в единую систему «внешнего» проектирования БТТ,  возможно требующую создания специального  подразделения (из-за наличия нескольких танковых конструкторских бюро) в промышленности с необходимым оснащением, которое бы аккумулировало и внедряло накопляемый опыт испытаний и эксплуатации БТТ. Однако в дальнейшем этот вопрос развития не  получил. Для пояснения ниже изложены некоторые примеры  проблемного взаимодействия элементов конструкции танков с природным факторами, которые не могут быть заранее предусмотрены тактико-техническими заданиями Заказчика. С уходом поколений специалистов эти знания постепенно теряются и неважно как бы назывался свод таких сведений – вопросы внешнего проектирования или названные как-то иначе - наличие свода таких знаний неоспоримо:
- танки типа Т-54…Т-62, оснащенные мощной вентиляторной системой охлаждения МТО на лессовых песках Средней Азии (значит и в других районах, где существуют аналогичные условия) создают столб диэлектрической взвеси высотой несколько десятков метров, начисто экранирующий антенные устройства танков, а с ним и возможность связи в метровом диапазоне танковых радиостанций. Хотя при испытаниях опытных образцов об этом знал каждый испытатель, применяя выразительную жестикуляцию в случае прямой видимости или, в противном, предусмотрев принудительные остановки для поддержания связи. Однако  этот опыт не попал в войска и при выдвижении танкового полка в район границы, где имело место проникновение  сил Китая, управление полком было полностью потеряно;
-  танк Т-80 (с газовой турбиной) при испытаниях зимой в СибВО столкнулся с явлением обрастания льдом стальных воздухозаборных решеток надмоторного люка вплоть до потери мощности турбины. Это явилось следствием значительного потребления двигателем воздуха (до 3…5 раз больше дизельного). В Среднеазиатских песках на нем же катастрофически обрастают керамичечским налетом лопатки турбин, существенно снижая мощность двигателя;
-  выбрасывание с самолета из негерметизированной кабины десантной машины БМД-1 приводило к запотеванию окон прицела в связи с засасыванием в него влажного воздуха при растущим наружном атмосферным давлении по мере сравнительно быстрого спуска на дно атмосферного океана;
-  когда меня подключили  к боевому отделению будущего Т-80,  ведущий по газотурбинному двигателю В.Бочков (кстати, мой однокашник по академии) предложил мне разобраться с таким недостатком пушки (?) при стрельбе:   обороты турбины меняются в зависимости от того,  куда развернута башня при выстреле. Ему пришлось пояснить, что явление закономерное: тормоза отката пушки Д-81 передают достаточно длительное усилие на корпус машины в среднем около 80 тонн, которые либо нагружают, либо разгружают опорный подшипник турбины, что и определяет изменение оборотов турбин. Если это не приводит к разносу турбины, то это можно пережить. Больше он к этому вопросу не возвращался. Но в фонд испытательной оценки такая возможность должна быть предусмотрена;   
-  при старте управляемого снаряда на истребителе танков ИТ-1 струя стартового двигателя плавила снег на броне, забрызгивая окно  прицела, что на опытном образце привело не только к потере цели, но и самой ракеты.
     Таких примеров можно привести множество и свод таких  сведений мог бы позволить последующим поколениям разработчиков БТТ не оказываться в роли папаши перед явлениями цвета детской неожиданности.
 


Рецензии