К вопросу проектирования и испытаний БТТ
Однако при отработке технического проекта на объект головное конструкторское бюро и КБ, заключившие договора с головным, вынуждены иметь дело со множеством других важных факторов, которые появляются при взаимодействии с окружающей природой или возникают при взаимодействия объекта или его агрегатов между собой. Наряду с общим конструированием изделия, упомянутые факторы требуют тщательной оценки выработки дополнительных требований и проверки. Был момент, когда институтами отрасли такого рода требования планировалось собрать в единую систему «внешнего» проектирования БТТ, возможно требующую создания специального подразделения (из-за наличия нескольких танковых конструкторских бюро) в промышленности с необходимым оснащением, которое бы аккумулировало и внедряло накопляемый опыт испытаний и эксплуатации БТТ. Однако в дальнейшем этот вопрос развития не получил. Для пояснения ниже изложены некоторые примеры проблемного взаимодействия элементов конструкции танков с природным факторами, которые не могут быть заранее предусмотрены тактико-техническими заданиями Заказчика. С уходом поколений специалистов эти знания постепенно теряются и неважно как бы назывался свод таких сведений – вопросы внешнего проектирования или названные как-то иначе - наличие свода таких знаний неоспоримо:
- танки типа Т-54…Т-62, оснащенные мощной вентиляторной системой охлаждения МТО на лессовых песках Средней Азии (значит и в других районах, где существуют аналогичные условия) создают столб диэлектрической взвеси высотой несколько десятков метров, начисто экранирующий антенные устройства танков, а с ним и возможность связи в метровом диапазоне танковых радиостанций. Хотя при испытаниях опытных образцов об этом знал каждый испытатель, применяя выразительную жестикуляцию в случае прямой видимости или, в противном, предусмотрев принудительные остановки для поддержания связи. Однако этот опыт не попал в войска и при выдвижении танкового полка в район границы, где имело место проникновение сил Китая, управление полком было полностью потеряно;
- танк Т-80 (с газовой турбиной) при испытаниях зимой в СибВО столкнулся с явлением обрастания льдом стальных воздухозаборных решеток надмоторного люка вплоть до потери мощности турбины. Это явилось следствием значительного потребления двигателем воздуха (до 3…5 раз больше дизельного). В Среднеазиатских песках на нем же катастрофически обрастают керамичечским налетом лопатки турбин, существенно снижая мощность двигателя;
- выбрасывание с самолета из негерметизированной кабины десантной машины БМД-1 приводило к запотеванию окон прицела в связи с засасыванием в него влажного воздуха при растущим наружном атмосферным давлении по мере сравнительно быстрого спуска на дно атмосферного океана;
- когда меня подключили к боевому отделению будущего Т-80, ведущий по газотурбинному двигателю В.Бочков (кстати, мой однокашник по академии) предложил мне разобраться с таким недостатком пушки (?) при стрельбе: обороты турбины меняются в зависимости от того, куда развернута башня при выстреле. Ему пришлось пояснить, что явление закономерное: тормоза отката пушки Д-81 передают достаточно длительное усилие на корпус машины в среднем около 80 тонн, которые либо нагружают, либо разгружают опорный подшипник турбины, что и определяет изменение оборотов турбин. Если это не приводит к разносу турбины, то это можно пережить. Больше он к этому вопросу не возвращался. Но в фонд испытательной оценки такая возможность должна быть предусмотрена;
- при старте управляемого снаряда на истребителе танков ИТ-1 струя стартового двигателя плавила снег на броне, забрызгивая окно прицела, что на опытном образце привело не только к потере цели, но и самой ракеты.
Таких примеров можно привести множество и свод таких сведений мог бы позволить последующим поколениям разработчиков БТТ не оказываться в роли папаши перед явлениями цвета детской неожиданности.
Свидетельство о публикации №212010201309