Сожаление о чужом счастье

"Внешность женщины портят три вещи: зависть, жадность и злость". Прочитав изречение, я бросилась к зеркалу, а рассмотрев предательские морщинки, задумалась над своим поведением...

ЛУЧШЕ СМОТРЕТЬ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕСКОП

Если вам кто-нибудь скажет, что он независтлив, не верьте. Каждый из нас, кто чаще, кто реже, но поддается смертному греху. Только не смеет в этом признаться, даже себе. Говорят, корни порока -- в постоянном сравнении. Мы сопоставляем себя с окружающими, популярными личностями. Ну как тут удержаться? С глянцевых обложек на нас вызывающе взирают умопомрачительные красотки. Какой телеканал ни включи -- длинноногие супер-модели дефилируют по подиуму, а героини популярных сериалов то и дело шуршат вечерними платьями или катаются в роскошных авто. Не умолкают раскрученные личности, повсюду трубят об успешных леди, ведутся репортажи с фешенебельных вилл знаменитостей. Одним словом, сплошной гламур! Соотношение получается не в пользу обывателя и скучной обыденности, тех, как говорил Жванецкий, которые на работу и обратно на троллейбусе. Поэтому зависть -- это сожаление о чужом счастье...

Конечно, "зависть обезьянки" отчасти конструктивна, ведь увидев чужой успех, ты думаешь: "И я хочу, чтобы у меня это было!" Такую зависть многие называют белой. Если она заставляет что-то делать, меняться в лучшую
сторону, то это простительно. Правда, не все так считают. К примеру, Дейл Карнеги писал, что зависть -- невежество, а подражание -- самоубийство. Еще хуже, когда возникает деструктивная демоническая зависть, проще говоря,  черная, когда думается: "Я хочу, чтобы у него этого не было!". Многие великие высказывались по поводу смертного греха. "Завистливый человек причиняет вред самому себе, словно своему врагу". -- писал
Демокрит. "Завистники умирают, но зависть -- никогда", -- утверждал Жан-батист Мольер. "Зависть -- один из наиболее действенных элементов ненависти", -- считал Оноре де Бальзак. "Любовь смотрит через телескоп,
зависть -- через микроскоп",-- заключал Бернард Шоу. Точнее всех выразил мысль все же Плутарх: "Зависть - это сожаление о чужом благе".

И ЧТО ОН В НЕЙ НАШЕЛ?

Захотелось заглянуть в  дамское  "зеркало зависти".  Попытаемся составить своеобразный рейтинг.
На первом месте -- зависть красоте, которая,  как говорится, -- страшная сила. Невзрачные барышни уверены, что у красивых "соперниц" жизнь-- сплошной праздник. Красивым, дескать, легче пробиться, устроиться. Кажется, только они с этой жизни пенки снимают, и нет у счастливиц никаких проблем. Сколько бы ни говорили, что "с лица воду не пить", для слабого пола внешность -- первостепенна.

На втором месте -- зависть молодости. "Красоту уносят годы", а потому прекрасный пол вовсю омолаживается. На что только не идут прелестницы, дабы сохранить молодость лица и тела! Скрытая зависть более старших женщин бьет отравленными стрелами по юным созданиям. И нередко на деле оправдывается грустный афоризм: "Когда отцветает плоть -- расцветает мораль". Критикуется все: и мода, и стиль, и поведение.

На третьем месте -- зависть к успеху у сильного пола. Бывает так, что не слишком броские женщины пользуются бешеным спросом у мужчин. Именно поэтому никогда не устареет вечное женское сокрушение: "И что он в ней нашел?" Дескать, я и моложе, и ноги у меня длиннее,  и готовлю лучше, а он предпочел эту неумеху, у которой , к тому же,  ни лица, ни фигуры...

НЕ ТОЛЬКО ЗАВИСТЬ БОГОВ

Логически на четвертое место можно поставить зависть счастливой семейной жизни. В "Истории" великого Геродота первая фраза звучит так: "Боги не любят счастливых людей". И в древности люди знали, что нельзя выставлять
напоказ удачу и счастье. Нельзя, потому что это может вызвать зависть и гнев богов. Дескать, счастье -- это их, богов, привилегия, а дерзких людей, желавших того же, нужно наказывать. Если бы завидовали только боги! Увы,
все гораздо приземленнее -- тут и родня, и подруги, и коллеги. Столь многочисленная компания завистников делает счастливую семейную жизнь уязвимой и хрупкой, как стекло.

На пятом месте -- зависть материальной обеспечености, стандартной атрибутике состоятельных людей. Приехавшая со службы в набитой донельзя маршрутке,  уставшая обывательница видит по телевизору, как киношная дива плавает в бассейне, носит дорогие наряды и, естественно, не работает. Возникает мысль:  "Одним все, другим -- ничего". Отсюда пронзительная жалость к себе, злость на жизнь, жгучая зависть. Как правило, возникает мысль о социальной несправедливости, и, как писал классик,  желание "все поделить".

Подобные завистники хороши, если ты беден и несчастен -- они и посочувствуют, и пожалеют. Но если у тебя появляются поклонники, деньги, успех -- пиши пропало! Именно зависть заставляет женщин считать чужие деньги, а также испытывать сладкое чувство, когда богатые внезапно разоряются ("Так им и надо!").  Говорят, самая чистая радость -- это злорадство, которое мы испытываем, наблюдая несчастья тех, кому завидуем. Согласитесь, не в бровь, а в глаз. А ведь куда как лучше для здоровья трансформировать свою зависть в восхищение успешными людьми! Красная зависть называется...

ПОШЛА КОПАТЬ КАРТОШКУ!

На шестом месте -- зависть к тем, кто имеет детей. Если женщине не пришлось стать матерью, кроме чувства неполноценности и невостребованности ее мучает зависть к тем, к кому природа более благосклонна. Коль дама наделена мудростью, она сумеет сублимироваться и посвятит себя чему-то иному, большинство же бездетных тайно, а то и демонстративно страдают, неся крест бездетности. Отсюда опять-таки жалость к себе, внешнеобвиняющий настрой и критическое отношение к окружающим. Они чутко улавливают "проблему отцов и детей" у знакомых и подруг. Это по-своему утешает: дети, мол, неблагодарны, от них одни хлопоты и неприятности.

На седьмом месте -- зависть карьерному росту, популярности, самодостаточности и творческой реализации. Когда-то одна читательница написала в редакцию письмо, дескать, пусть бы Алла Пугачева, распевающая легкомысленные песенки, пошла бы да картошку покопала. Налицо пример скрытой зависти обывательницы к успешной, талантливой и реализовавшейся женщине. Именно отсюда растут ноги сплетен о знаменитостях, желание разглядеть в них червоточинку, отметить промахи, огрехи. Когда такой обыватель узнает, что знаменитость оступается, это возвышает его  в собственных глазах. Отпетого же грешника факт нецеломудренности "звезды" вообще радует -- грешить  приятней в хорошей компании.

Зависть обычно скрывают -- кому охота выпячивать комплекс неполноценности(или малоценности), а также обиды неудачника. Вот и рядится чувство то в критику, то в обвинение, то в язвительность, то в поиски социальной справедливости. Однако какие бы одежды не напяливала на себя Госпожа Зависть, ее ущербность просматривается даже сквозь искусную драпировку...


Рецензии