АД И РАЙ

«Я попаду в ад» - тихим, но твердым голосом говорит Оленька. На уроке воскресной школы в преддверии Страстной Седмицы учительница завела разговор о смерти и о страданиях Христа. Мы сидим вместе с Олей за одной партой - ей чуть больше семи. Занятия в школе подходят к концу и детишки заметно подустали. Учительница строго замечает, что все, кто согрешает, кто плохо себя ведет, кто не слушает, шалит, а значит, не любит и не верит в Бога – все попадают в ад. Дети постарше начинают оправдываться, обвинять друг друга, маленькие испуганно молчат, а Оленька, сжимая мою руку до боли, смотрит на меня и серьезно произносит: «Я попаду в ад», будто это дело давно решённое и неотвратимое. В ад – так в ад, куда же еще?

В моей жизни таких девочек две: маленькая алеутка Кэра и русская Оленька. Обе сильные, не по-детски серьезные и чуть-чуть диковатые, с быстрыми пронзительными глазами, в которых спрятано знание того, что не ведомо другим детям и даже многим взрослым. Затаенная боль.

И потому ад для них - понятие вседневное, глубоко пережитое. А вот рай...

Кэра не верит в рай. Она не чувствует здесь, в этой жизни, хотя бы его отголоска, а значит, заключает она, – рай – это сказка. А Кэра и в сказки не верит. Как не верит многим взрослым, очень они ненадежные. У Кэры папа ушел, а мама нашла другого дядю, и тот частенько бьет маму. Кэру не бьет – она юркая, она убегает. Кэра – ценит детскую дружбу и свое одиночество. Она ходит в церковь, ей нравится сидеть на ковре клироса и смотреть на поющих. В церкви у неё друзья. Но – рай и ад – нет, не говорите ей о них. И о Боге лучше не говорите. Просто посидите с нею, и потом, после службы пойдите вместе в парк. Она будет висеть вниз головой на дереве и ей будет радостно. Это будет почти рай, но вы молчите об этом, пожалуйста.

И Ольга не верит в рай. Хотя нет – она верит, но только не верит, что она туда попадет. До пяти лет она была в детском доме. Сейчас у неё есть семья, очень хорошая семья, настоящие папа и мама, только ей, Ольге, так трудно быть хорошей. Значит, дорога её в ад – определила девочка. Мучения она видала и ей они не кажутся такими страшными. Наоборот. «А как его пытали? расскажи!» - часто просит она на уроке Жития святых. Мучения – интересны. Жизнь без них теряет смысл. В раю, как его описывают, ей будет слишком спокойно. Нет, она попадет в ад.

Кэра живет на Аляске, а Оленька - здесь. Но за Кэру мне спокойнее, храм для неё – пристань. А для Оли?

-Ты не попадешь в ад! – говорю я. - Я верю – ты – очень хорошая. Такие как ты не могут быть в аду. Я буду просить Бога за тебя.

-Нет, нет, я – в ад. – бормочет она.

-тогда я с тобою.

Она удивленно смотрит на меня и снова жмет руку, но уже не так больно. Я не отпускаю её. После занятия мы пойдем погуляем. Ведь уже стоит такое солнце, и снег весь расстаял. Скоро цветы начнут распускаться. Надо насыпать корм в скворечник. А потом вернемся и будем раскрашивать яйца к Пасхе. У тебя какой любимый цвет?


Рецензии
Кто-то из ученых - не помню кто - сказал "Климат лучше в раю, но общество - в аду". Конечно, это шутка, но в ней есть большая доля правды. Если же серьезно, то во всех поучениях в части рая превалирует слово "не". Ребенку же это слово претит. С уважением,

Александр Инграбен   06.01.2012 21:23     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отклик, Александр. Я сама замечаю, что детям часто нужно не поучение, а научение. Поучение - это всегда свысока, а научение - на равных.
сама преподаю в воскресной школе, вопросы веры преподавать - это наука, которая требует прежде всего искренности и деликатности. На мой взгляд!

Инна Сапега   17.01.2012 12:42   Заявить о нарушении