Пароход Кулу

                "Ни циклон, ни шторма
                Не пугали "КУЛУ",
                И качалась корма,
                Если шли на волну.
                Но в пути пароход
                Был надёжен и смел.
                В каждый новый поход –
                Ладить с морем умел".   
                Лариса Иванова-Ленская


            Судьба корабля, как и судьба любого человека, имеет свою историю. Я бы сказала – имеет свою жизнь. Она может быть длинной или короткой, но каждая, по-своему, интересной.
            Для меня корабль – это живое существо, которое спасает жизнь человека во время сильного шторма, помогает человеку выжить в суровых морских буднях, и помогает ему преодолеть большие расстояния по морскому пути между континентами.
            Нет ничего надёжнее для человека, находящегося в море, чем пароход, на котором, при определённых жизненных ситуациях,  приходится жить и работать.
         
            Мне ещё студенткой, можно сказать, "посчастливилось" отправиться в многодневное плавание из Владивостока на Курилы на пароходе "КУЛУ".
          Дело в том, что в те далёкие годы (1963 год) по всей стране начали образовываться, так называемые, студенческие отряды, но широкое распространение они получили чуть позже.
           Каждое лето студенческие отряды отправлялись на стройки или в колхозы, где работали в летние каникулы.
           Мы, студенты тех лет, оказались у истоков этого движения и, естественно, не остались в стороне.
           В Университете был призыв – отправиться вместе со студентами Рыбного технологического института на остров Шикотан –  самый южный из островов в Курильской гряде.
            На этом острове, на Мало - Курильском рыбозаводе изготовляли замечательную бланшированную сайру в баночках – этот деликатес!
          Сейчас, к сожалению, такой сайры в магазинах нет,  продаётся натуральная сайра в масле, но она невкусная, а сайра бланшированная – это чудо! Такая вкуснятина.

           Но вернёмся к пароходу "КУЛУ".
          Я тогда сразу обратила внимание на занимательное название парохода – "КУЛУ". Этот пароход так и остался в моей памяти со своим необычным названием. Сам же пароход "КУЛУ" – это удивительный пароход!

         Вот о нём я и хочу рассказать, ибо жизнь этого уникального парохода, я бы сказала, интересна и трагична.
 Значительно позже (в 70-х годах), уже после окончания университета, я по службе побывала в командировке на Колыме, там, оказывается, есть река КУЛУ.
          И тогда я вспомнила пароход "КУЛУ" и подумала, что одинаковое название парохода и реки не случайное совпадение. Почему же так был назван этот пароход, когда и где он построен?

          Эти мысли со временем ушли из моей памяти.
          Но, как и судьбы людей переплетаются между собой, и возникают неожиданные встречи, так возможны и встречи человека и парохода.
          Как-то несколько лет спустя (уже в 80-е годы), когда я жила уже в Москве, пароход "КУЛУ" напомнил о себе.

          Однажды, читая очерки о Сергее Королёве, я опять, можно сказать, встретилась с этим пароходом. Когда судьба забросила академика Сергея Королёва на Колыму вместе с другими заключёнными, то Охотское море он пересекал на пароходе "КУЛУ".

          И вот, читая об этом, я невольно вспомнила об особенностях парохода "КУЛУ", на которые раньше не могла обратить никакого внимания, в силу того, что ничего об этом не знала, как и другие студенты, которые на нём добирались  вместе со мной на Курилы. Я поняла, что мы оказались тогда в тех же трюмах, в которых уже перевозили заключённых, когда меня ещё на свете не было. Сколько же лет пароходу "КУЛУ"?   
   
           Это нас, конечно, не интересовало тогда, главное, что пароход нам нравился.  Это был океанский корабль. Да и что может не нравиться студенту, когда он следует по морскому незнакомому пути к островам, на которых ещё не бывал.

           Мы были молоды, учились в Государственном университете на факультетах, которые выбрали сами, у нас было будущее и нам было весело.
           Единственное, наверное, в чём были похожи студенты и те пассажиры, среди которых оказался знаменитый академик
Сергей Королёв, это то, что и те и другие не были сытыми, но между ними была большая разница в другом.
         Одни ехали без желания, их увозили насильно, отрывая от любимого дела, и они не знали, что ждёт их впереди.  Другие, много лет спустя после них, ехали на том же пароходе "КУЛУ" по доброй воле и патриотическому порыву, и знали –   куда и зачем едут.

         А  пароход "КУЛУ" усердно трудился и трудился многие годы, бороздя морские дороги. Это был, действительно, старый, но надёжный товарищ моряков.
         Когда спускаешься по трапу в трюм, то попадаешь в огромное помещение, где по каждому борту располагается длинный ряд небольших круглых иллюминаторов у самой поверхности воды. Они задраены, чтобы не захлёстывала в помещение вода.
          Иллюминаторов много, но свет загораживают двухъярусные спальные места, расположенные вдоль бортов,     и посередине помещения тоже много этих двухъярусных коек, а между ними – узкие проходы, как в вагонах поезда.
          Здесь расположились пассажиры, их много, кажется, что это целый город, но нам интересно, потому что все пассажиры –  это студенты.

           Помещение хорошо просматривается с любого места, особенно с трапа.
          Я не помню – были ли с нами преподаватели (очевидно, были), но помню, что был порядок, и не было никаких проблем.
          Здесь были будущие физики, гидрологи, математики, историки, филологи, юристы, химики, биологи, а также будущие технологи рыбного хозяйства. И каждый студент был со своей группой.
            Всё время в пути мы проводили на палубе, где нам было всё интересно.
           Никому из нас и в голову не могло прийти, что наш пароход не просто старый, а очень старый.

           И вот неожиданная встреча в Москве в 2008 году с одним из читателей моей книги "Роза ветров моих…", в которой я  упомянула о пароходе "КУЛУ" в одном из моих рассказов о море. Этот человек оказался капитаном дальнего плавания, который работал на пароходе "КУЛУ" в последние годы жизни этого парохода.
         И опять передо мной возник пароход "КУЛУ", правда, уже на фотографии, которую мне подарил этот замечательный человек Александр Иванович, москвич,  капитан дальнего плавания Дальневосточного морского пароходства.

        Пароход "КУЛУ" был построен  в Голландии в 1917 году и спущен на воду под названием "ВАТОЕ". И стоял, как говорят моряки, на линии Амстердам – Австралия.
         В1935 году он был куплен Советским Союзом.
         И тогда же, получив название "КУЛУ", пароход продолжил работу в море, но уже в нашей стране, в Дальневосточном морском пароходстве.

        В 1968 году он был списан, но продолжал служить в качестве плавучей базы "Экспедиционного отряда аварийно- спасательных и подводно - техничесих работ Дальневосточного морского пароходства" (ЭО АСПТР ДВМП).   
         Судно было пришвартовано к 44 причалу Владивостока в бухте  "Золотой Рог". На нём базировались: управленческий аппарат, водолазы и складские помещения.

          И вот первого ноября 1995 года на 78 году трудовой жизни пароход "КУЛУ"  покинул порт Владивосток и отправился в свой последний путь –  в корейский порт Наджин  на металлолом.
           Но в Японском море 4 ноября севернее острова Улындо зародился циклон. Волна –  в 4 метра, качка, поступление воды. Гибель была неминуемой.

        Капитан с/с "ИРБИС", сопровождавшего пароход "КУЛУ",  В.П. Балашов принял решение – следовать к середине Японского моря на большие глубины.
         В 20 часов 5 ноября судно легло на правый борт. Корма начала быстро погружаться, и вскоре пароход "КУЛУ" скрылся в морской пучине.

        Это произошло в координатах:
                широта = 37 гр. 40 мин. N               
                долгота  = 132 гр. 50 мин. E
       Пароход "КУЛУ" затонул, но не сдался… на металлолом!
        Стоит отметить, что, начиная с постановки парохода "КУЛУ" под базу ЭО АСПТР ДВМП и вплоть до наших дней, ПОЗЫВНЫМ  для радиосвязи на каналах УКВ остаётся "КУЛУ".
 
     Будем помнить пароход "КУЛУ", прослуживший людям почти 80 лет! 
   

                Опубликовано в  Альманахе
                "СИАНИЕ ЛИРЫ".


Рецензии
Добрый вечер, Лариса! С большим удовольствием прочитал про "Кулу", на котором ходил мой отец в конце 50-х, но к сожалению мало рассказывал про это. А я только и вспоминаю, что на 44 причале во Владивостоке "Кулу" стоял борт о борт с еще не менее известным пароходом "Одесса". Сам же я закончил ДальрыбВТУЗ и был уже на борту плавбазы "Перт Житников" в путине на Курилах. А бланшированная сайра и вправду самая вкусная.
Спасибо.
С уважением,

Олег Делёв   08.10.2023 23:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.