Гл. 27. Цветной фотоальбом Москва. 1957 год

Илья Голанд ведет уличную съемку с крыши своего «Москвича-407».
Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве.
Снимок из архива фоторепортера ИТАР-ТАСС В. К. Хухлаева

***
В июле 1956 года генерал-лейтенант А. Я. Веденин – комендант Кремля – дал И. Б. Голанду разрешение на двухнедельную съемку. Это было началом работы над большим фотоальбомом о Москве. Дома сохранилась почтовая открытка – «Никитский Ботанический сад» (фотограф И. Б. Голанд), на которой запечатлена Анна Андреевна Голанд. Отец купил эту открытку в Москве и отправил домой в Ленинград. Он писал жене:
«Дорогая Аня! Могу тебе сообщить, что с 25-го я начал работать в Кремле. Ко мне очень хорошо относятся. Проезжаю на территорию Кремля на своей машине. Вчера забирался на Спасскую башню, был у самых часов. Меня сопровождали мой парень и спец. сопровождающий. Забраться на башню было очень трудно. Старинная винтовая лестница, странные переходы. Но когда забрался – не пожалел. Передо мной раскрылся изумительный вид Красной площади. Целый день я вчера провел на Кремлевской стене, погода благоприятствовала, сегодня я должен был подняться на другую башню. Но, увы, небо все заложено, солнышко не выглядывает. Мне разрешили произвести работы до 15 августа, неужели подведет погода?...»
***
Как-то отец снимал Георгиевский зал в Кремле. К нему подошел полковник, спросил: «Вы что тут делаете?» – и попросил показать разрешение на съемку. Это разрешение фотокорреспонденту выдал комендант Кремля А. Я. Веденин. Также у него с собой было письмо с просьбой от директора издательства «Московский рабочий» Н. Х. Еселева об оказании помощи в съемке. Илья Голанд на глазах у этого офицера расставил деревянный штатив, установил фотоаппарат, из сумки вытащил огромное шерстяное одеяло, – и, как ни в чем не бывало, безо всякого стеснения накрылся им для просмотра кадра на матовом стекле фотоаппарата. Чем, наверное, шокировал не только офицера, но и других служащих Кремля. Отец обладал чувством собственного достоинства, удивительной энергией и смекалкой – ему важен был результат. Впоследствии кадр Георгиевского зала был опубликован.
***
Илью Боруховича тогда интересовало качество не только самих фоторабот, но и технология их последующего полиграфического воспроизведения. По собственной разработке, с помощью комплекта немецких светофильтров, он выполнил с цветных негативов формата 13х18 см комплекты цветоделенных диапозитивов для каждого сюжета и отправил их на московскую фабрику «Гознак». Качество было настолько высоким, что их приняли в печать. К работе было подключено издательство «Московский рабочий». Но московские фотографы сделали все, чтобы заблокировать выход издания в свет. В прессе были спровоцированы негативные отзывы. После чего по поручению министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой имела место неудачная попытка найти цветную съемку у самих московских фотографов. Когда же директор «Московского рабочего» Н. Х. Еселев показал Е. А. Фурцевой уже готовые цветные пробные оттиски с цветоделенных диапозитивов Голанда, инцидент был исчерпан. «Это будет еще одна бомба», – сказал Никита Сергеевич Хрущев, которому представили эти оттиски. И дал распоряжение использовать сафьян для переплета и специальную бумагу для печати тиража. И в 1957 году авторский фотоальбом Ильи Боруховича Голанда «Москва» – первый отечественный цветной фотоальбом, в который вошло 77 сюжетов, – с одобрения и при поддержке правительства был выпущен тиражом 50 тысяч экземпляров!
Формат издания горизонтальный, так называемый «альбомный спуск» – 34х26 см; размер цветных фотографий – 26х19 см. Подписи к иллюстрациям были на пяти языках: русском, английском, немецком, французском и испанском. Переплет альбома выполнен в бордовом сафьяне с тиснением золотой фольгой названия – «Москва».
***
Многих удивляла смелость, с которой отец отстаивал свои авторские интересы. Из письма директору издательства «Московский рабочий» Н. Х. Еселеву и секретарю Московского совета депутатов трудящихся Б. Е. Родионову от фотокорреспондента И. Б. Голанда: «…Ставлю Вас в известность о своем возмущении по поводу того, что в издании моего альбома «Москва» на титульном листе отсутствует моя фамилия – как фамилия автора. Издательство предложило поместить мою фамилию на оборотной стороне последнего листа. Я категорически против этого и, как автор альбома, требую поместить мою фамилию на титульном листе. В противном случае я буду вынужден просить остановить выпуск альбома,
так как считаю себя ущемленным в правах автора своего труда».
На титульном листе альбома «Москва» напечатано: «Москва. Фотоэтюды. Московский рабочий. 1957». На обороте титульного листа напечатано: «Цветные фотографии Ильи Голанда. Художественный редактор П. Зубченков. Печать и формы Московской печатной фабрики «Гознак» Министерства финансов СССР».
Когда Н. С. Хрущев дарил этот альбом Председателю Правительства Индии Джавахарлалу Неру и королеве Великобритании Елизавете II, то об этом сообщали по радио. Это я хорошо помню. Альбом «Москва» был подарком на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
Илья Борухович Голанд был аккредитован на этом фестивале от Моссовета, а Анна Андреевна – от журнала «Нева», – как фотокорреспонденты. Родители жили в гостинице «Москва». Они вели съемку событий, демонстрации на Красной площади, были участниками многочисленных мероприятий, приглашены в Кремль. Многие московские фотографы завидовали отцу, так как он снимал с вышки автомобиля. Отец разрешал фотокорреспондентам взбираться на лестницу, которая вела к вышке, и, поднявшись, они могли тоже успешно выполнять репортажную съемку.
***
В 2006 году председатель Секции фоторепортеров Санкт-Петербурга Павел Михайлович Маркин сообщил мне: «Слава Ильинична! Срочно посмотрите последний номер московского журнала «Фототехника» № 6 (23) Весна 2006 г. Я думаю, в нем на стр. 142, опубликована фотография Вашего отца, Ильи Голанда. Там не указана фамилия, а подпись к фотографии: «Олимпиада 1980. Репортеры за работой». И действительно: мы увидели фотографию отца, где он запечатлен на специальной вышке, установленной на крыше его автомобиля. Этот эксклюзивный снимок из архива фоторепортера ИТАР-ТАСС Валентина Константиновича Хухлаева был опубликован в статье, посвященной его 90-летию, в московском журнале «Фототехника и видеокамеры» № 6 (23) 2006 Весна. В подписи сделана принципиальная ошибка. На этом кадре Илья Борухович Голанд ведет уличную съемку Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве. Ощутима динамика процесса работы мастера, который использует три фотоаппарата. На этой фотографии хорошо видна лестница, по которой отец забирался на вышку машины, и государственный номер «Москвич-407» – ЛИ 72-21. Ситуация, запечатленная на фотографии, не обычна для того времени и даже сейчас вызывает удивление и восхищение.
Таким образом, эта удивительная фотография Фотохудожника Ильи Голанда, оказалась в Архиве семьи Голанд.
***
Марианна Николаевна Кречетова, искусствовед Гос. Эрмитажа Санкт-Петербурга, впервые увидела цветной фотоальбом Ильи Боруховича Голанда «Москва» 1957 года выпуска. Она похвалила автора за проделанную работу и сказала, чтобы он продолжал трудиться над новыми изданиями. У отца в тот период уже были замыслы новых альбомов по Ленинграду. Здесь необходимо вспомнить о искусствоведах Ленинграда, фактически определивших судьбу Ильи Голанда - Глава 3 повести - http://www.proza.ru/2012/01/01/652
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/02/1617


Рецензии
Ida Meir Facebook:
- Дорогой Борис! Даже не представляете, какое большое дело Вы делаете, рассказывая о своих родителях- ГЕРОЯХ! Несказанно благое дело! Человеческую память требуется постоянно подпитывать. Чтобы помнили! Ведь несмотря ни на что, мы с Вами счастливые люди. Наши души поддерживает вдохновение. Пусть оно будет с Вами долгие, долгие годы.
- Dear Boris! Have no idea what a great job you are doing, talking about their parents-HEROES! Very good job! Human memory is constantly nourished. To remember! Indeed, despite everything, we are happy people. Our soul is the inspiration. Let it be with you for many, many years. (Translated by Bing)

Борис Голанд   25.02.2012 21:19     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам Ида и Марат! Ведь несмотря ни на что, мы с Вами счастливые люди. Наши души поддерживает вдохновение. Слава и Борис.

Борис Голанд   25.02.2012 21:45   Заявить о нарушении