Смысл жизни

публицистический этюд

1. Детерминизм — принцип всего сущего
или
почему я выбрал именно эту тему?

Зри в корень!
Козьма Прутков

Всё, что имеет начало,
имеет и конец.
«Матрица Революция»

Мысль о том, что рождение каждого человека на Земле есть воля божья, то бишь так было угодно богам, — глупа или даже зловредна. Ибо богам было угодно, чтобы родились детоубийцы, насильники, садисты-людоеды и борцы за идею, прикрывающиеся верой (например, иезуиты).

Также не следует верить утверждению, что количество первично, а из него вырастает качество. Совсем наоборот: сначала возникает смысл, идея вещи, потом она делается, получает имя, то бишь качество, а затем уже считывается. Поэтому количество вторично: оно предполагает, что уже есть число, в то время как число ещё не предполагает количества (лучше меньше, да лучше, например, детей в семье).

Происхождение каждого явления в мире связано с другим явлением — это неоспоримая аксиома. То бишь всё, что происходит в мире, имеет свою причину (или несколько причин, равно как любое явление может способствовать возникновению более одного явления). И любое явление (или действие) может быть причиной другому явлению (или явлениям). Например, моё рождение является следствием многих явлений (таких, как встреча моих родителей, зачатие, непрерывная беременность, благополучные роды). Это целый причинно-следственный алгоритм, внешне напоминающий сетевой график строительства.

Для примера можно привести причинно-следственную схему развития человеческой культуры. У каждого живого человеческого существа с индивидуальной психикой, живущего в окружающей его среде, возникают на всё происходящее в этой среде естественные человеческие реакции. Эти реакции проявляются в виде эмоций. Совокупности тех или иных эмоций, являющихся выражением реакций на те или иные события или явления, в результате образуют чувства, которые в дальнейшем влияют на поведение человеческого существа в окружающей среде и отношения человеческого существа с окружающей средой. Чувства к окружающей среде и отношения с окружающей средой человеческого существа определяют его менталитет. Взаимообмен и взаимосочетание менталитетов живых человеческих существ формируют народную культуру коллектива в целом.

Любое действие начинается с выявления проблемы. Например, действие — написание этого эссе, проблема — (пока ещё) отсутствие зачёта по предмету. Человек, обнаруживая проблему, ставит перед собою цель — эту проблему решить. И действует он по этой схеме.

Сбор исходных данных = получение информации для анализа
Анализ информации ==== сравнение и выбор пути наименьшего сопротивления
Приход к выводу ====== синтез и нахождение пути наименьшего сопротивления
Принятие решения ===== составление алгоритма целевой деятельности
Совершение действия == процесс достижения цели и получение результата

В данном случае цель — устранить проблему; результат — отсутствие проблемы. То бишь причина – проблема, следствие — действия, направленные на её ликвидацию. Если понятия цель и результат объединить, то цель — это и причина, и следствие. То бишь цель вынуждает человека действовать, иначе вследствие наличия поставленной цели человек приступает к действию. И, наоборот, действие — это причина, а следствие — достижение цели.

Путь наименьшего сопротивления — это не есть лёгкий путь. Это путь, после прохождения которого человек достигает цели и получает результат за наименьший срок и при наименьших затратах (средствах).

Примеров можно приводить безконечно много. Дважды два — причина, четыре — следствие. Изменив причину (дважды три), получим иное следствие (шесть). Причина — обязательная служба в ВС РФ, следствие — поступление в университет ради отсрочки. Причина — служба в ВС РФ рядовым, следствие — обучение на военной кафедре. Причина — болезнь, следствие — поход к врачу. Причина — рождение, смерть — следствие.

Я мог бы написать эссе на абсолютно любую тему. Из предложенного списка примерных тем мне приглянулись «Проблемы познавательного процесса при взаимодействии человека с ЭВМ», «Роль памяти в процессах научного творчества» и эта. Но выбрал именно эту. Ибо, исследуя вопросы, заложенные в эти темы, я, так или иначе, доберусь до первопричины. И в результате анализа этих тем и остальных я пришёл к выводу, что именно тема «Смысл жизни» находится наиболее близко от первопричины человеческого бытия. То бишь если я смогу ответить на вопросы, возникшие вокруг этой темы, как следствие решатся многие человеческие проблемы. В том числе уже необязательно будет писать эссе на другие темы (они будут по причинно-следственной связи вытекать из этой).

И ещё одно интересное замечание. В курс подготовки магистров входит написание магистерской диссертации по определённой теме, которую выбирают на кафедре. Вице-заведующий нашей кафедрой, непосредственно руководящий магистерской подготовкой, объявил нам, что мы неправильно занимаемся научными исследованиями и неправильно делаем устные доклады. Проще говоря, он создал для нас «потолок» исследования или сузил фокус исследования. Говорил, мол, что мы выступаем как министры, решающие глобальные гражданские проблемы. А как же иначе? Мы, исследуя те или иные вопросы, так или иначе, докапываемся до первопричины, из-за которой и возникли те или иные вопросы. А первопричина известная: узаконенное вредительство. И для того, чтобы мы не обвиняли в возникновении этих проблем правительство, нам сказали: «Даже не суйтесь в эту сферу, пусть даже и теоретически. Ковыряйтесь здесь, решайте проблемы своего уровня! А что там — вас не касается!» То бишь мы вынуждены «ковыряться» в следствиях административно-государственных преступлений, хотя должны были бы расстрелять первопричину, в состав которой входят воры, предатели, и прочая, и прочая. Вправду говорят: рыба гниёт с головы.
 
2. Цель определяет смысл и средства

Не дрогнуть на избранном пути!
Тюлькин В.А., сопредседатель ЦК РКРП-РПК

На войне все средства хороши!
Суворов А.В.

Человек рождается, живёт, умирает. На протяжении жизни он сталкивается с ситуациями, для него являющимися проблемными. В таких случаях человек действует как система, его можно рассматривать как систему, и многие проблемы он решает подсознательно (реактивно, например, мгновение ока при вспышке). Система чего? Да чего угодно. Хотя бы центральная нервная система. Вообще человеческий организм в целом — это сложнейшая динамическая система.

Ситуация оценивается как проблемная, главным образом, по размеру и характеру отклонений либо в связи с появлением новых, ранее отсутствовавших требований, обстоятельств и возможностей (корректировка директивных заданий, существенные изменения в сотрудничающих системах, стихийные бедствия, открытия, изобретения и крупные рационализаторские предложения). Как считает Стэнфорд Оптнер, встречаются две типичные ситуации: либо проблема такая же, как и предшествующая, но обстоятельства, в которых она возникла, — иные; либо обстоятельства, в которых возникла проблема, те же, но сама она изменилась. При определении проблемы надо зафиксировать, каким образом она была выявлена, почему считается проблемой, чем отличается от смежных проблем и, наконец, какие могут возникнуть нежелательные последствия, если не принять меры. Фактически при определении проблемы одновременно формулируется и подлежащая достижению цель её решения, то бишь необходимость получить результат. Можно сказать, что формулировка цели есть не что иное, как зеркальное отражение определения проблемы. Разумеется, определение ситуации как проблемной, так и непроблемной в значительной мере субъективно. При решении проблемы приходится учитывать как её остроту (а это связано с ориентировочной оценкой её важности, времени и средств на её решение, а также характеристик и размеров изменений, которые потребуется внести в процесс), так и ситуацию, образно названную полем действий, на котором предстоит реализовать будущее решение.

Когда проблемная ситуация обнаружена, надо проанализировать причины её возникновения, выявить природу недостатков, препятствующих достижению цели. Без этого, а также без диагноза, рассматриваемого как поиск ключевых причин, нельзя разработать методы эффективного решения обнаруженной проблемы. К наиболее распространённым причинам можно отнести неудовлетворительное выполнение (невыполнение) ранее принятого решения (например, плана), полный отказ от его выполнения, ошибочность предыдущего решения, невозможность вообще сформировать приемлемое решение, изменение причин, вызвавших уже решённую проблему, появление новых возможностей её решения и, наконец, возникновение принципиально иной внешней или внутренней ситуации. Анализ можно начать с сопоставления фактических действий с ранее запланированными. Если существенных отличий не обнаружится, следует проверить качество самого решения (ранее принятого плана), а также способ его разработки. Если и здесь не удаётся вскрыть причины, то исследованию подлежат любые изменения (например, информационные или интеллектуальные), имевшие место во внешней среде или в рассматриваемой системе (человеческом мозге): как непредвиденные события, которые произошли, так и отсутствие некоторых ожидаемых событий. Надо сказать, что далеко не всегда удаётся выделить в чистом виде причинно-следственные связи. Чаще можно рассчитывать на получение ориентировочных, приближённых сведений о возможных причинах. Иногда проще оценить факторы, влияющие на эффективность функционирования объекта управления (информация — мозг — действия), выбрать из них ключевые, определяемые как симптомы, а по ним уже выйти к реальным причинам. При этом систематически проявляющиеся симптомы образуют легче уловимую тенденцию. Понятно, что решение задачи намного облегчается, если в памяти системы уже накоплены положительно и отрицательно влияющие факторы (жизненный опыт).

Решение любой проблемы, состоящей из подпроблем, из-за причинно-следственной связи есть не что иное, как результат решения всех её составляющих иерархически расположенных подпроблем. Цель любого (кроме нижнего) уровня иерархии может быть достигнута лишь посредством достижения целей отдельных подсистем, на которые она распадается, и реализации всех задач этих подсистем (функций мозга). По мере перехода на нижние уровни цели дезагрегируются, детализируются, переформулируются во все более конкретные, то бишь простые понятия. Таким образом, вырисовывается дерево целей (логический алгоритм из первостепенных и второстепенных задач), которое реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема (функция мозга) стремиться достичь своей собственной цели, тем самым, способствуя (вместе с другими подсистемами) достижению общей цели системы (разума).

Прежде всего, формируется цель. Для этого, естественно, нужна информация о конкретных условиях деятельности (информационного поля) системы. Цель системы (сознания) представляет собою желаемое состояние её решений, которое вытекает из её роли в той или иной подсистеме (например, способности мышления) и формулируется исходя из цели системы более высокого уровня. Таким образом, цель указывает направление действий, не вытекающее непосредственно из деятельности данной системы (самосознание), а диктуемое высшими интересами (долг, необходимость, насилие и прочее).

Желаемое состояние решений (полученное извне или установленное системой самостоятельно) называется целью системы, а функция, определяющая изменение состояний решений, — целевой функцией системы (в отличие от функции системы, характеризующей изменение состояний самой системы). Таким образом, обнаруживается понятие целенаправленной системы, приложение которого для решения многих проблем с учётом наличия у системы свойства целенаправленности доказывает, что самоуправление понуждает систему к желаемому состоянию (поведению), то бишь к активности в заданном или предпочтительном направлении (дееспособность, вменяемость, адекватность и пр.). Такое понуждение осуществляется самоуправляющими реактивными воздействиями, компенсирующими возмущающие воздействия (как внешние, так и являющиеся результатом внутренних неполадок, то бишь проблем), которые вызывают отклонения от намеченного решения в процессе его реализации (болезнь, невозможность перемещения, отказ памяти и прочее). Системы могут обладать постоянными целями, наперёд заданными, заложенными непосредственно в конструкцию системы (на генетическом уровне), либо обладать способностью формировать и корректировать цели в процессе развития и адаптации к внешней среде (стратегическая или долгосрочная «цель всей жизни» и краткосрочная или тактическая «цель на данный момент»). Некоторые системы, например, явления природы (такие как рождение ребёнка), вообще не имеют целей, а имеют только причины. Естественно стремление достичь цели наивыгоднейшим в конкретных условиях путём, то бишь путём наименьшего сопротивления. Для оценки эффективности способов нужен показатель, с помощью которого они будут сопоставлены. Такой показатель называют критерием качества или эффективности управления (решения), а зачастую — критерием оптимальности (превосходства). Таким образом, критерий — это правило, по которому оцениваются и отбираются те или иные средства, или пути достижения цели.

Приведу несколько примеров, начиная со слов А.А. Тарковского: «Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет. Если бы он был, человек не был бы свободным, а превратился бы в раба этого смысла, и жизнь его строилась бы по совершенно новым категориям. Категориям раба. Как у животного, смысл жизни которого в самой жизни, в продолжении рода. Животное занимается своей рабской работой потому, что чувствует инстинктивно смысл жизни. Поэтому его сфера замкнута. Претензия же человека в том, чтобы достичь абсолютного».

Процитирую В.А. Истархова не о цели жизни, а о цели в жизни: «На самом деле жизнь сама по себе никакой цели и никакого смысла не имеет. Жизнь нейтральна и самостоятельной свободы воли не имеет. Она — всего лишь арена борьбы для тех, кто имеет свободу воли. Глобальные или локальные цели жизни самостоятельно выбираются теми, у кого есть свобода воли. И в зависимости от того, какие цели выбирает конкретный человек, и в зависимости от результатов реализации этих целей жизнь данного человека получает тот или иной смысл. Ищи своё призвание и выбирай сам себе цели в жизни».

Когда я учился на втором курсе строительного факультета, столкнулся с новой тогда для меня дисциплиной «Архитектура». И на первой же лекции доцент сказал: «Архитектура — это польза, прочность, красота!» Заметьте, на первом месте — польза! А красота вообще на последнем. А ещё при прохождении подготовки офицеров запаса на военной кафедре я изучал много предметов, связанных с военной техникой. В план занятий входило ознакомление с тактико-техническими характеристиками машины. И преподаватель начинал их диктовать с «назначения» изучаемого объекта. Например, назначение ПЗМ-3 — отрывка траншей. Если техника не имеет назначения, то бишь у неё отсутствует цель, то и конструирование её не имеет смысла.

Говоря о теоретических системах, науках, технике, легко забыть, что человек — это явление природное. То бишь когда он рождается, ему дают извне лишь имя, фамилию, отчество, знания и умения (говорить, ходить, читать и подобное). Всё же остальное — группа крови, дата рождения, пол (хотя его меняют) и подобное — человек получает «сам». То бишь это всё заложено при рождении, это не вручают. Так же, как не наделяют долгом писать музыку или покорять космос. Это человек, повзрослев, определяет сам (якобы), что ему ближе: искусство, наука, спорт, производство и др. Ребёнку при рождении или в иные моменты не внушают предназначение, то бишь не наделяют его целью (помимо обязательной службы в армии, являющейся, по сути, крепостным правом на детей). Но задайте вопрос: зачем тогда человек рождается? Пусть вопрос коснётся хотя бы вас, мой дорогой читатель. При отсутствии цели отсутствует и смысл. Если жизнь — туннель, то цель жизни — свет в конце этого туннеля. Недаром сказал А.С. Пушкин: дорогу осилит идущий.

Я хочу сказать следующее: каждый человек выбирает цель для своего существования сам, благодаря своей воле, иначе его жизнь безсмысленна. И тогда, стоя у столика в кафе, кушая водочку и тюлечку, человек, не имеющий воли и не определивший цель в своей жизни, проклинает во всех смертных грехах Горбачёва, Ельцина и иже с ними.

Имела ли смысл жизнь Менделеева? Имела. Имела ли смысл жизнь Циолковского? Конечно. Имела ли смысл жизнь Вернадского? Да.

Я говорю: поставь перед собою цель (например, счастье) и иди к ней, ибо достичь можно лишь ту цель, которая существует. Только не воюй, не нападай, не воруй, не предавай, словом, не вреди, и, по причинно-следственной закономерности, невредим будешь. Хотя в романе Б.Акунина сказано: «Убийство не грех, обман не грех, жестокость не грех, если это — средство обрести природу Будды».
 
3. Фатализм и волюнтаризм

Тварь ли я дрожащая или право имею?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Гни свою линию…
Сплин «Линия жизни»

Если согласиться с тем, что судьба есть, то бишь течение жизни закономерно и неизменимо, то в рок верят и те, и другие, хотя судьба — чужая воля. Но есть отличие. Фаталист проживает свою жизнь, веря в судьбу, не пытаясь бороться с ней и не видя в происходящем ничего полезного. А волюнтарист живёт и видит судьбу (а точнее детерминизм, то бишь причинно-следственную закономерность), но замечает в фактах некоторую особенность, которую старается использовать для достижения своей цели (например, конъюнктурщики).

Волюнтарист в отличие от фаталиста никогда не отложит на завтра то, что может сделать сегодня; недаром слово «волюнтарист» происходит от слова «воля». А фаталисты в свою очередь делятся на два типа: оптимисты (от латинского слова «превосходство») и пессимисты. Только первые верят в «светлое» будущее, а вторые в «тёмное». Если фаталист — служитель кармы, то волюнтарист — политический спекулятор.

Пожалуй, лучше всего «плыть» не «по течению», как фаталисты, и не «против течения», как волюнтаристы, а в бок, в сторону, к берегу, как реалисты. Сойти на него, там обосноваться, построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Иначе возникнет состояние, которое в своей шкале эмоциональных тонов упомянул саентолог Рон Хаббард и имя которому — скука!

Скука — это отсутствие смысла в жизни! Однако планирование — это панацея от скуки, от безсмысленности жизни, то бишь планирование продуцирует смысл в жизни человеческой, которую, кстати, можно обозначить переменной L. Тогда жизнь от рождения до смерти по причине старости — Lmax. Страшно, когда L << Lmax — это умирают дети. Изначально L <= Lmax, но L -> Lmax, нормально L = Lmax. L < Lmax — это убийство. Убийство — одна из форм воровства (воруется жизнь), умышленное лишение жизни другого человека, даже по приказу. Отличается от непредумышленного убийства, когда совершается в результате несчастного случая или в порядке самообороны.

Но в каких единицах измерения выражена величина L? Какое описывает она физическое явление? Очевидно, что L — это время. Следовательно, жизнь — это время. Поэтому, чтобы ответить на вопрос «в чём смысл жизни?», необходимо ответить на вопрос «в чём смысл времени?» Как уже говорилось выше, смысл определён целью. Недаром существует такая формулировка: нецелевое расходование времени. L измеряется в секундах, часах, сутках, месяцах, годах (кому как повезёт). И расходование этого безценного и невосполнимого ресурса зависит от каждого субъекта, распоряжающегося этим ресурсом и обладающего свободой воли. Неспроста ввиду моратория на смертную казнь уголовное уложение предусматривает пенитенциарные меры в виде лишения свободы перемещения по территории страны на конкретный срок, который вычитается из жизни приговорённого. Поэтому стоит задуматься: с пользой ли потрачен час? С пользой ли прожит день? Какие цели на ближайший месяц? Каков же смысл всей жизни? Жизнь, к примеру, можно продать тому, кто компенсирует её заработанной платой (разумеется, не всю, а только в рамках трудового договора). Каждый человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем, а значит и своею жизнью. Каждый человек сам принимает решение, как прожить свою жизнь, на что её потратить, какую выбрать для своей жизни цель, какой своей жизни придать смысл.

Однако интересы людей пересекаются. Те, что посмелей (волюнтаристы; мужчины; «пастухи»; хищники; либералы; экстраверты), за счёт слабости или толерантности (равнодушия, безразличия) остальных (фаталисты; женщины; «бараны»; жертвы; консерваторы; интроверты) добиваются своих целей, благодаря своей воле. Нередко причиной этому является зависть (ощущение досады), хотя зависть — двигатель конкуренции. Они используют для этого в том числе воровство, предательство и пр. Две составляющие человеческой натуры: голод (жажда) и совесть. Неслучайно в русской пословице сказано: «голод – не тётка, а мать родная!» Производная голода (жажды) — жадность, сущность совести — ощущение вины. И человек на протяжении своей жизни при каждом выборе колеблется между соблазном и жертвой. Есть ещё один критерий — долг, так называемое «надо». С одной стороны, людям, руководствующимся по жизни лишь долгом, не приходится при выполнении каждой задачи или приказа выбирать, они просто идут и делают; но, с другой стороны, долг — это одно из следствий голода (хочешь кушать — иди работай, служи, выполняй свой долг).

Цель у человека может быть одна. Она и определяет смысл его жизни. Всё остальное — мечты и желания. Некоторые могут сказать: цель моей жизни — любовь. Да, это прекрасно. Но даже из-за влюблённости люди идут на убийство, ибо из-за влюблённости исчезает совесть (ощущение вины), несмотря на то, что любовь — это жертва. Основа человеческого коллектива — солидарность, а уж из неё должна вытекать цель каждого человека. Если люди живут коллективно, не руководствуясь солидарностью, то она заменяется дисциплиной (конституция, кодекс и иные документы) для урегулирования системного баланса (порядка). За рубежом, в частности в США, правовая система доминирует над экономической; а в РСФСР (РФ, РИ), наоборот, экономическая система почему-то доминирует над правовой. И для урегулирования системного баланса (порядка) правительству неоднократно приходилось прибегать к такому инструменту власти, как идеология, в роли которой порой выступала конфессия (князь Владимир, патриарх Никон, Б. Годунов, В. Путин; социологи коммунизм называют еврейской конфессией, например, Владимир Алексеевич Истархов).

После большевицкого переворота культ полумифической личности Еммануила (Иисуса Христа) был заменён культом реального человека — вождя мирового пролетариата. «Девиз» пролетариата: партия — ум, честь и совесть (ощущение вины) нашей эпохи. Таким образом, династия сменилась партией, Охранка сменилась Чрезвычайкой, в сознании русских людей поменяли иудаизм-христианизм на марксизм-ленинизм, хилиазм на коммунизм, «Христос» на «Ленин», «бог» на «совесть», скипетр с державой на серп и молот. А ведь даже бог (Ягве, Иегова, Яхве, Адонай) велел делиться (это касается нынешних священнослужителей, разъезжающих по своим мраморным храмам с золотыми куполами на шикарных иномарках)! И ещё одно: когда у священнослужителей начинаются проблемы со здоровьем, они не молятся богу, а идут к врачу.

Счастье каждого человека невозможно без свободы. Но свобода ограничивается выбором. Выбор — граница между людьми, обладающими властью (правом управлять), и теми, у кого оного права нет. К примеру, ничто, как прилавок, так чётко не отделяет наши желания от наших возможностей  (выражаясь конкретнее, о доходах человека говорят его расходы). И ибо каждый человек, живя в публичной среде (напрасно называемой коммерческим понятием «общество»), по определению не свободен, он — несчастлив. А пытаясь освободиться, приходится причинять вред окружающим, отчего свобода получается кратковременной и заканчивается лишением оной или даже смертью.

В Совдепии люди тоже были несвободны. Даже более несвободны, чем теперь. Пролетарская публика была рассчитана на абсолютное большинство фаталистов, волюнтаризм же считался преступлением. Людям было запрещено что-либо предпринимать, ибо «партия — наш рулевой». Но они (парадокс!) были счастливы. Я ни от одного человека не слышал: «Я плохо жил в Советском Союзе!» У людей была цель, хоть и мифическая — коммунизм. Следовательно, был и смысл в жизни. Причём смысл общий, один на всех. А значит, интересы не пересекались. Солидарность победила. Идеальная система. Социалистическая.

А я у своего приятеля спросил за игрой в карты: «Чего ты хочешь от жизни?» Он вытаращил глаза и ответил: «Не знаю». И мне стало страшно. Он не знает, то бишь не имеет цели, его жизнь не имеет смысла. Раньше дети говорили: «Хочу стать космонавтом!» А сегодня кем они хотят стать? И хотят ли чего-нибудь вообще?
 
«Это невозможно» — сказала Причина,
«Это безрассудство!» — заметил Опыт,
«Это безполезно!» — отрезала Гордость,
«Попробуй…» — прошептала Мечта…


Рецензии