Продленка

Продлёнка.


Перед самым Новым Годом весь первый класс «Б» на уроке труда дружно расписывал самодельные поздравительные открытки.

На прошлом уроке были заранее бледной акварелью – розовой, голубой, желтой  или зеленой  - более-менее аккуратно или не очень – у кого как получилось - затонированы, а затем просушены четвертушки альбомных листов.

Но забыла, видно, любимая учительница Нина Михайловна сказать всем, чтобы надписали на обороте фамилии, и потому при раздаче заготовок Людке досталась противная розовая, с неровными потеками, чужая бумажка, а ведь сама она точно помнила, что старалась изо всех сил и выкрасила свою будущую открытку в изумрудно-васильковый чудный оттенок.

Правда, посередине тогда небольшая клякса получилась, но промокашкой удалось сделать пятно почти незаметным, вот только зря она еще по мокрому полю ластиком подтерла – небольшая такая дырочка наметилась, но ведь потом все равно на этом месте будет рисунок и надпись...

И все-таки жаль, что не того цвета заготовка ей досталась – ну да ничего не поделаешь, не будешь же у всех сорока двух человек выискивать теперь, где что.

А Нина Михайловна  обещала, что открытки сегодня станут у всех волшебными!

Сначала она продиктует классу текст поздравления, все напишут его так, чтобы в середине, после слов  «С Новым…» и перед словом «Годом»  осталось много места, а потом раздаст по рядам трафареты с цифрами, и тогда надо будет закрасить пустые места и получится год, тот, который теперь и будет скоро новым – и чудесным!

Получив, наконец, от соседа по парте  Алеши  заметно  уже замызганный твердый картонный трафарет, Людка сосредоточенно стала закрашивать его жирно-фиолетовой, едва держащейся на конце кисточки, краской, стараясь не сдвигать ни в коем случае, чтобы не размазать. Пришлось поэтому немного подкрасить пальцы и ногти…

Тут  подошла Нина Михайловна, сказала «Стоп!» и аккуратно отлепила трафарет от будущей открытки.

На листке проявились четко четыре цифры: «I96I», а дальше шли слегка расплывчатые и кривоватые слова, потому что чернильное перо у Людки было, как обычно, не очень-то хорошим – вот всегда так, в Детском Мире надо было перья-то покупать, а не в крошечном  магазине Школьник напротив Курского вокзала!

Ну и что? А где же чудо-то?- чуть было не спросила Людка, но учительница сказала:

«Все справились? А теперь аккуратно поверните ваши открытки вверх ногами!» -

Класс дружно зашуршал – и тут раздались восхищенные вздохи и оханья – и дошло, наконец, до Людки – вот оно, чудо-то! Год как был, так и остался неизменным - I96I-м!

… А после зимних каникул наступили  «новые деньги», на монетках которых тоже была выбита эта волшебная цифра-перевертыш!

Мама принесла домой зарплату и показала бабушке и Люде эти новые, «маленькие», как сразу сказала бабуля, деньги.

Людка с самого первого сентября первого класса начала ходить на продлёнку, потому что бабуля «сидела с ребенком» - то есть, с младшим братом Славкой.

После уроков некоторые ребята не шли  домой,  а оставались в школе в группе продленного дня, там они обедали в школьной столовой, потом спали на раскладушках в классной комнате продленки, а затем – почти до вечера - делали уроки, и только в 6 часов их отпускали домой.

Школа Людкина возле Чистых Прудов была прямо напротив ее дома, две минуты бегом, но все равно бабушка старалась, с маленьким Славкой на руках, гулять в это время в школьном дворе, чтобы встретить старшую внучку-школьницу.

В те дни, что приходилось торчать в школе до вечера, Людка грустила и маялась – спать днем не хотелось вообще, а уроки она делала очень быстро. Единственной радостью оставался школьный обед – наваристые кислые щи, на второе обычно вкуснейшие тоненькие как пальчики сосиски с отлично промятым картофельным пюре, причем, без комков и на воде, а не на прогорклом топленом масле, как всегда у бабульки. А на третье часто давали сладкий компот и мягкую булочку с маком. Не любила Людка только коржики, от них начинала икать, и еще одно мешало всегда в школьной столовке – это противный запах хлорки от жирных пластмассовых столов.
 
Бабушка давала Людке на продленку каждый раз по три рубля. Некоторые родители  платили за своих детей сразу за неделю, но Людку отправляли не каждый день, так как мама работала на Главпочтамте посменно и иногда сидела с сыном сама.

Вот и теперь, перед уходом в школу, протянула бабушка новую зеленую бумажку с цифрой 3.

Людка еще раз подивилась, как сильно отличаются новые, вкусно пахнущие маленькие денюжки от шлепморозистой большой трешки старого образца.

… С деньгами Людка впервые познакомилась еще в несознательном и полунемом  возрасте – сидела как-то на горшке и вдруг на полу под кроватью  увидела в густой пыли три блестящие желтенькие копеечки. Людка тут же быстренько и потому с громким чмоком  отлепилась от  своего горшка  и поползла за сокровищами, зажала в грязном кулачке все три монетки и вернулась на горшок, ласково приговаривая: «Де-е-нюшки мои, де-е-нюшки!» Потом от нетерпения похвастаться побежала к бабушке на кухню и сразу показала, что нашла. Бабушка и все соседи, кто был на кухне тогда, долго смеялись, а соседка баба Настя  сказала :

- «Ну, вот, девка, теперь пора тебе копилку заводить!»

А через некоторое время и впрямь появилась у Людки копилка – да большая, почти с нее ростом – это сосед-профессор Александреич снял с полки из кладовки и поставил там на пол ярко раскрашенного садового гномика с белой бородкой и в красном колпачке, в зеленой жилетке и синих шароварах. В руке, прижатой к толстому животу,  гном держал настоящую курительную трубку и лукаво улыбался в усы. Александреич сказал, что зовут человечка Цверг и теперь он весь принадлежит милой Милочке, как тогда все звали Людку.

Колпак на макушке у Цверга слегка откололся,  и было видно, что сделана вся фигурка  из толстого белого гипса, а под колпаком на затылке имелась большая прорезь – и вот туда-то и надо было бросать деньги, чтобы их спрятать от самого себя – то есть, копить.

Все соседи, кто был на кухне, показали Людке, как это делать, и бросили в гномика по монетке – те гремели, падая, где-то внутри красных сапожек Цверга. Тогда и Людка отважилась расстаться со своим богатством – и все три копейки, глуховато звякнув, исчезли – то есть, накопились…

Людка сначала часто прибегала в кладовку проверить, не сбежал ли ее Цверг, и погладить его по красной обшарпанной шапочке за то, что он послушно стоял на месте и всегда улыбался. А денежки, между тем, копиться перестали, потому что бабушка сказала, что мы все бедные и денег у нас кот наплакал, то есть их просто нет… А на нет и суда нет – и Людка легко забыла про гнома.

В ее трехлетнем возрасте любимый дядя внес однажды в комнату огромную коробищу, снял с высокого подзеркальника старое зеркало и водрузил на его место чудесную вещь под названием телевизор. Пустую коробку отнесли в кладовку, задвинули в угол и поставили в нее гнома – так Цверг стал жить в своем собственном домике.

А Людка и все соседи стали смотреть этот телевизор. Днем показывали по новой -  второй! – программе всегда одни и те же два чудесных фильма – или комедию «За двумя зайцами» - про цаплю одну, Проню Прокоповну,
-«Обхохочешься! – говорила мама – „одна вывеска на базаре чего стоит - хомуты «Сукинъ и Сынъ!» -

Или, самое главное, шел фильм-балет «Хрустальный Башмачок» про Золушку. Там не было слов, была только музыка и танцы. А Людка все понимала. После фильма этого Людка вышла на кухню и легко заскользила по гладкому кафелю на цыпочках – под свою музыку, которая слышалась сама, видно, где-то далеко на улице звучала? С тех пор Людка долго так  пыталась ходить на мысочках, ей казалось, как балерина.

Один раз, когда она самозабвенно вытанцовывала на пустой кухне, вошел старенький сосед деда Паша ставить свой чайник и позвал Людку к себе в комнату – сказал, что у него гости и пусть она для них попляшет, а он подыграет ей на гитаре. Людка легко согласилась, вошла в веселую прокуренную комнату с чужими гостями, поздоровалась, а дед вдруг ударил по струнам «Барыню» - и Людка пошла-поплыла на цыпочках вдоль дивана и стола и стульев с громко прихлопывающими взрослыми, забыв про них совершенно, и остановилась, как только с резким звоном оборвался гитарный напев. Потом, будто очнувшись, низко поклонилась гостям, прижав руку к сердцу, как настоящая артистка, и послала всем воздушный поцелуй.

Раздался радостный рев и хлопки, и Людке стали совать в руки большие мятые и желтые рубли – она все приняла их с поклонами, а потом убежала к бабушке.

… После строгой разборки, откуда деньги, целых 7 рублей! бабушка отнесла их деду Паше, а он наотрез отказался их принять и даже обиделся. Бабушка ничего больше внучке не сказала, а вскоре купила ей новые тапочки: «Ведь старые свои ты до дыр протанцевала,
балерина ты наша из Погорелого театра!»

Ххх

В первый после зимних каникул понедельник  сразу после уроков Нина Михайловна стала собирать с детей плату за продленку. Взяла у Людки бабушкину новую трешку и почему-то спросила, за сколько дней ей сказали заплатить. Людка ответила, что только за сегодня, потому что завтра и послезавтра у мамы – выходные.

- Тогда вот, возьми сдачу - и окруженная кучей детей, учительница рассеянно как-то отсчитала и отдала Людке один рубль маленький бумажный, один еще меньше железный, один полтинник и монетку в 20 копеек.

Это было так странно - сразу столько мелочи и маленький рублик - что Людка как ошалевшая, на всякий случай переспросила -
«Это все мне?» -
- Тебе, тебе, отойди, не мешай - и не потеряй! -

В тихий час Людка все для себя уже решила.

Сделала уроки как всегда быстрее всех, сдала  на проверку - писала она очень грамотно, но, к сожалению, отвратительным «куриным» почерком.

На эту тему возник даже однажды в классе после диктанта большой спор - Людкина лучшая подружка Оля, санитарка, писала крупно и красиво, а получила за диктант два балла - почти каждая красивая строчка была исчеркана красными чернилами. Взглянув со слезами на лебединую двойку, Оля подошла пожаловаться к Людке, которая получила отличную оценку и с удовольствием рассматривала пятерочку, красиво выведенную в конце ее диктанта. Оля вдруг молча схватила Людкину раскрытую тетрадку и подбежала к учительскому столу.

- Нина Михайловна, а за что Вы ей пятерку поставили - ведь тут у нее все строчки корявые, некрасивые, буквы разного роста и вообще! - обиженно и возмущенно завопила лучшая подруга…

- Оля, за грамотность! Ни единой ошибки! Написано четко, разборчиво, но, правда, не очень красиво. Ну, давай я все-таки припишу небольшой минус за плохой почерк -

И Нина Михайловна прибавила к Людкиной пятерочке минус… Людка как сидела за партой с красавчиком Алешей, так и окаменела и, не вставая, с ужасом получила от радостно вернувшейся Оли свою тетрадь.

Алеша был всегда справедлив и сразу высказал свое мнение:

-А вот и нечестно! А еще подруга называется! -

Тут Людка схватила пенал и стукнула Олю прямо по темечку  - получилось очень громко, на весь класс, деревянный желтый пенал был почти пустой, с карандашом и перьями. А Оля в ярости разорвала ненавистную Людкину тетрадку пополам…

В коридоре  за дверью, куда их вытолкала обеих учительница, драка продолжилась - в полнейшей тишине Оля схватила подругу за обе жидкие белобрысые косички и сильно дернула вниз, так что два шелковых коричневых бантика упали на паркет. Людка молча вцепилась Оле в торчащие как у мальчишки уши и чуть их не оторвала…

Спас положение звонок - все кубарем стали выпрыгивать в коридор, и пришлось девчонкам вернуться в класс за портфелями - урок в тот день был последний, четвертый.

Молча прошли в раздевалку, молча оделись  и вышли во двор. У самых школьных ворот на Олю, что шла с независимым видом впереди, вдруг напал здоровый четвероклассник и стал отнимать у первоклашки портфель. Почти уже выхватил, осталось только отцепить от ручки саму Ольгу.

Вдруг в воздухе что-то просвистело и шлепнулось прямо под коленки хулигану. Тот резко присел и брякнулся со всей дури на асфальт, Оля вырвала свой портфель и бросилась бегом за ворота в переулок. Мимо нее на жуткой скорости промчалась к своему подъезду Людка, успев выдернуть по дороге из-под ног рухнувшего верзилы  рваный собственный портфель, который она метнула, не задумываясь, для спасения подруги.

Мир и дружба были восстановлены.

И вот теперь, имея на руках столько деньжищ, Людка в первую очередь после ухода пораньше с продленки зашла за Ольгой как бы погулять во дворе и с таинственным видом потащила ее к метро Кировская, где на всех четырех углах стояли зимой и летом ларьки с мороженым.

По плану, разработанному на продленке, было куплено одно эскимо за 11 коп для Оли и одно молочное за 9 коп для растратчицы - итого ушла одна монетка в 20 копеек.

Оля так и не поинтересовалась, с чего вдруг этот разгуляй. Ответ, однако, был у Людки заготовлен - нашла деньги на Чистых Прудах под лавочкой…

Следующим пунктом программы был поход в Детский Мир, куда родители их одних никогда бы не пустили - но ведь не пешком же они потащились, а поехали на метро,целую остановку, до Дзержинской, предварительно доев свое мороженое и ловко пристроившись у турникета каждая к незнакомой тетеньке.

Сначала Людка честно хотела купить на полтинник - а траты шли по возрастающей - в писчебумажном отделе китайские перья, которые отлично бы писали, но так и не купила. Забыла про них  просто, когда увидела вымечтанный набор почтовых гашеных марок Бурундии с яркими тиграми, львами и куропатками…

Олька вся сразу обзавидовалась, стала ласковая такая, аж противно - ну и пришлось купить еще один комплект.

Вышли подруги снова на Кировской и пошли прямиком в угловую Филипповскую булочную с огромными китайскими стоячими вазами в каждом углу.

Потратив железный рубль, удалось купить целую кучу любимых сладостей, как то:
по 100 граммов кос-халвы белой с арахисом, халвы тахинной ванильной, маслянистого печенья курабье бакинское, шакер-пуреков и трубочек миндальных по 3 штуки, да еще по куличику - детскому кексу с изюмом, каковые куличики были сразу же съедены на ходу.

Оставался рупь бумажкой  и две  копейки сдачи. Было решено зайти, наконец-то, в большую - дежурную - аптеку и купить по копейке две стеклянных палочки для глазной мази, чтобы кукол кормить как бы из поварешки с длинной ручкой - что и было сделано незамедлительно.

Однако, надо было здорово торопиться, а то бабушка еще, чего доброго, и в школу зайдет!

Но все обошлось - Оля помчалась к себе домой «до уголка», а Людка успела юркнуть в школьные ворота из переулка прямо за бабулькиной спиной.

Прижимая к животу промасленные бумажные кульки со сластями, к которым сразу же потянулся с рук бабушки шустрый братишка, Людка затараторила, что им сегодня на продленке выдали вместо обеда «сухой паек» - она слышала это выражение от девушки Гали - любимой соседки, которая часто летом ездила в пионерлагерь.

Бабуля поворчала, что вот, небось, плита в столовой не работала - электричество ведь штука ненадежная, не то, что газ - теперь будешь дома суп картофельный сейчас есть. А про деньги ни разу не спросила…

Как же тяжко было делать вид, слопав уже мороженое и кекс, что хочется есть - но бабуля сказала четко, что все сладости - только к чаю после супа…


… Вечером, когда пришли с работы мама и отчим, Людке было уже не до любимой кос-халвы. Ныло все - живот, зубы и совесть - а в кармане пальто шуршали предательски целлофановый пакетик с бурундиевыми марками и оставшийся от вранья рубль.

Людка  незаметно положила рубль на дно бабушкиной хозяйственной сумки, а ночью плакала и металась, к утру поднялась температура и высыпали чесоточные красные точки - и тогда Людка призналась бабульке, что истратила целых рупь семьдесят - а бабушка так и не поверила, даже испугалась - ведь у девочки жар,вишь,что придумала - вот поправишься, и все будет хорошо!

Все и впрямь было вроде даже хорошо, никто ни о чем так и не догадался…

Потом, через несколько дней, случилась у бабушки «нечаянная радость» - в сумке на самом дне откопался внезапно «цельный рупь» - а то и до получки дотянуть было бы не с чего.


Рецензии
Помню, у меня была очень похожая на твою шапочка. Но чёрная, и чёрная шубка.
Ах, детство, счастливое детство...

Спасибо тебе, Людочка!
З.Ы.: А почему учительница сдала тебе сдачу? В 1961 году, кажется, была денежная реформа...
И что за Бурундия такая?))

Амигита   18.05.2018 19:04     Заявить о нарушении
Привет, дорогая,
спасибо за прочтение!
Страну такую по маркам мы так в первом классе называли!
В том-то и дело, что реформа пришлась на 1 января 1961 года - и не все учителя даже разбирались поначалу в новых и старых деньгах - в этом вся фишка...
С уважением,

Людмила Матвеева   03.06.2018 18:05   Заявить о нарушении
Людочка, с удовольствием перечитала сегодня... Ностальгия по детству, самому счастливому времени в жизни! Спасибо тебе, обнимаю, моя хорошая!

Амигита   15.12.2020 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.