Карсавин

Историк, философ и богослов Лев Платонович Карсавин родился в ноябре 1882 г.  в Петербурге в семье ведущего классического танцовщика Мариинского театра. Детство будущего философа прошло в Коломне — районе Петербурга, ограниченном реками Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом.  В 1901 г. Лев Карсавин окончил с золотой медалью 5-ю городскую классическую гимназию и в том же году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь под воздействием известного историка и краеведа Гревса  он увлекся религиозной историей западного средневековья, главным образом францисканским движением и еретическими сектами вальденсов и катаров. На последнем курсе, в мае 1906 г., Карсавин женился «на дочери пермского мещанина» Лидии Кузнецовой. По окончании курса, он был оставлен при университете  «для приготовления к профессорской и преподавательской деятельности». Тогда же Карсавин был командирован университетом в Италию, где интенсивно работал в течении двух лет в архивах и библиотеках. По возвращении, в 1908 г., он начал читать всеобщую историю на Высших женских курсах, а с  октября 1909 г. — тот же курс в Императорском историко-филологическом институте. С этого времени институт, как и университет, стал важной составной частью его жизни. В 1910 г. Карсавин снова уехал  «с научной целью» на два года в Западную Европу. По возвращении, в 1912 г., он утверждается приват-доцентом университета. В мае 1913 г. Карсавин защитил магистерскую диссертацию по теме «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков». С сентября 1914 г. он приступил к работе в Историко-филологическом институте в должности ординарного профессора всеобщей истории и инспектора, проводя одновременно и занятия по философской пропедевтике в институтской гимназии. По новой должности ему полагалась казенная квартира при институте. Она располагалась там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, и включала «гостиную, спальню, кабинет, две детские комнаты, комнату прислуги, комнату во дворе, кладовую и черную лестницу» (всего около 400 кв. м). Карсавин успешно совмещал обязанности инспектора института с преподавательской и научной работой. В 1915 г. он опубликовал книгу «Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии», защитив ее на следующий год в качестве докторской диссертации.

Уже после революции, в апреле 1918 г. Карсавин был избран экстраординарным профессором Петроградского университета. Историко-филологический институт в декабре 1919 г. стал Педагогическим при этом университете. Карсавин был назначен его проректором. В 1918 г. появились в печати книга Карсавина «Католичество». В 1919 г. была издана его религиозно-философская работа «Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке» — сочинение в жанре духовной беседы, разбирающее средневековую классификацию смертных грехов. Таким образом, Карсавин своими трудами как бы демонстративно оппонировал действиям новой власти, направленным на закрытие церквей. В июле 1920 г. он стал одним из учредителей Богословского института и его профессором. Институт этот был открыт вместо Духовной академии в подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке. В ноября 1922 г.  Карсавин в составе группы из 200 человек был выслан за пределы родины. После этого он читал лекции в университетах Берлина и Парижа. В Берлине он издал главные из своих философских сочинений: «Философию истории» (1923), «Джордано Бруно» (1923), «Диалоги» (1923), а затем книгу «О началах» (1925). В 1927 г. в Париже вышла его работа «Святые отцы и учителя Церкви».

Обратившись в книге «О началах» к вопросу о сотворение мира из ничего, Карсавин отмечал, что Бог не сотворил что-либо, отличное от Самого Себя. «Обычно предполагается, - говорил он, - что Бог творит определенное нечто, некоторую реальность, которая, будучи производной, является совершенно иной, чем Он, и что нечто находится в гармонии с Богом или лишено этой гармонии». Опровергая эту точку зрения, Карсавин утверждал: «Помимо Бога и без Бога нет «меня», абсолютно нет… помимо Него, в моей собственной личности, я – ничто, я – не существую». Сам по Себе, как вечный неизменный принцип, Бог непостижим. Однако, Божественно Ничто, невыразимое в идеях, самоограничивает Себя и реализует Себя в процессе самосотворения как Божественное становление, как относительное нечто в форме пространства и времени и становится познаваемым. Абсолют  передает Самого Себя «иному», которое есть  абсолютное ничто, но, воспринимая Божественное содержание, становится «тварным нечто». Впрочем, тварь не может сотворить ничего, даже собственную жизнедеятельность. Творит только Бог. «Именно, - писал Карсавин, - каждая наша мысль, чувство, желание или действие есть  не что иное, как Бог, и мы не можем видеть в них ничего, кроме Бога». В твари и через тварь Бог осознает Самого Себя. Цель развития есть обожение твари и реализация ее космического всеединства  как Абсолютной индивидуальности.

Всякое зло – это неполнота богоявления. Никакого абсолютного зла, никакого дьявола не существует.  Грехопадение произошло от того что человек, в силу своего несовершенства, не сумел в своей ответной любви к Богу достичь божественной полноты. Из-за своего несовершенства он обречен теперь на страдания, которое действительно только тем, что с ним и в нем страдает Сам Бог. Путь к совершенствованию состоит «не в борьбе с каким-либо несуществующим злом, но в полноте нашей любви к Богу и с Богом». «Не противьтесь злу, - учит Господь, - ибо нет никакого зла», узрите в том, что называется злом, «слабое мерцание добра, и раздувайте это небольшое пламя до тех пор, пока оно не зажжет весь мир». Воссоединение человека с Богом осуществляется через обожение в единстве с Иисусом Христом. Реальной формой такого всеединства должна стать вселенская церковь.

В 1928 г. Карсавин был приглашен на кафедру всеобщей истории Каунасского университета. Здесь впоследствии выходят его книги «О личности» (1929 г.) и «Поэма о смерти» (1932 г.). С 1931 г. он стал издавать на литовском языке многотомное сочинение «История европейской культуры», оставшееся незаконченным. После установления в Литве советской власти, в 1940 г. университет из Каунаса был переведен в Вильнюс, туда переехал с семьей и Карсавин. Там он, по мере возможности, содействовал освобождению евреев из гетто. После войны, тем не менее, он был уволен из университета. В 1944—1949 гг. Карсавин являлся директором Вильнюсского Историко-художественного музея. В конце 1949 г. его арестовали за антисталинские высказывания. В июле 1952 г. Карсавин умер от туберкулеза в инвалидном спецлагере Абезь, в Коми АССР.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии