Эрих Фромм о саморазрушении человека. Цитаты

   Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности.Э.Фромм, пер. с нем. Э.Телятниковой. – М., АСТ Москва, 2006. – 635 с.


 1 . «Человек не может существовать как простой «предмет», как игральная кость, выскакивающая из стакана; он сильно страдает, если его низводят до уровня автоматического устройства, способного лишь к приему пищи и размножению, даже если при этом ему гарантируется высшая степень безопасности. Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях, и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения». (с.23)


       2. «Человеческие страсти превращают человека из маленького, незаметного существа в героя, который вопреки всем преградам пытается придать смысл собственной жизни. Он хочет быть творцом самого себя, хочет превратить свое неполноценное бытие в полноценное, осмысленное и целеустремленное, позволяющее ему в максимальной мере достигнуть целостности своей личности. Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям раннего детства. Их можно понять,  только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни; пережить самые острые, самые мощные потрясения бытия, которые только могут иметь место при данных условиях (или которые он сам считает возможными). Страсти – это его религия, его культ и его ритуал, а он вынужден скрывать их даже от себя самого, особенно если он не получает поддержки группы» (с.24).



3. «В действительности все человеческие страсти, «хорошие» или «дурные», следует понимать не иначе, как попытку человека преодолеть собственное банальное существование во времени и перейти в трансцендентное  бытие (с.24)



4. «поведение человека можно понять до конца лишь в том случае, если мы будем знать осознанные и неосознанные мотивы, побудившие его» (с.70)



5. «поведение различно в зависимости от различия мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от наблюдателя» (с.71)



6. «бихевиористы поддерживают главный принцип Скиннера, гласящий, что объектом научного наблюдения является действие, а не действующий человек» (с.70)




7. «отцовскому принципу ограничения противостоит материнский принцип всеобщности, материнское чувство не знает границ, как не знает их сама природа. В материнстве берет свои истоки и чувство братства всех людей, сознание и признание которого исчезли с образованием патриархата» (Беховен, 1869, «Материнское право», 1954, с88-91).



8. «Агрессия как реакция оборонительная на угрозу витальных интересов» (с.271)



9. «Среди разнообразных витальных интересов человека, которые подвергаются опасности, есть одна сфера, которую можно считать самой главной – это сфера свободы личности и общества. Вопреки расхожему мнению, что потребность в свободе является достоянием культуры и формируется в процессе воспитания, у нас имеется обширный материал, свидетельствующий, что потребность в свободе является биологической реакцией человеческого организма» (с.271)



10. «Гипотеза о наличии у человека врожденного импульса борьбы за свободу подкрепляется тем, что свобода является предпосылкой для развертывания всех человеческих способностей личности, его физического и психического здоровья и равновесия. Если у него отнимают свободу, он становится больным, калекой, инвалидом» (с.272)



11. «Свобода является для человека жизненно важным биологическим фактором, который обуславливает беспрепятственное развитие человеческого организма, и потому опасность лишиться свободы вызывает такую же точно оборонительную агрессию, какую вызывает любая «угроза витальным интересам индивида» (с.273)



12. «Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно… просто человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций» (с.316)



13. «возможно, человек был бы менее подвержен влияниям, если бы он не обладал такой огромной потребностью в заданной системе координат» (с.317)



14. «человек нуждается в объекте почитания по многим причинам. Такой объект концентрирует и направляет его энергию, поднимает его над всеми сомнениями и сложностями, он придает его жизни определенный смысл. Когда человек ради такого объекта возвышается над своим одиноким Я, он трансцендирует самого себя и сбрасывает оковы своего абсолютного эгоцентризма, переходит в совершенно иное состояние» (с.318) … и надо помнить, что сама по себе потребность в таком служении – это первичная экзистенциальная потребность, которая должна быть удовлетворена любой ценой и во что бы то ни стало» (с.319)


15. экзистенциальная потребность в привязанности (с.321)



16. В книге «Здоровое общество» Фромм называет 5 экзистенциальных потребностей: 1) в привязанности, соотнесенности; 2) в трансценденции; 3) в обрастании корнями; 4) в чувстве идентификации; 5) в системе координат и объекте почитания» (с.321).



17. «простой стимул вызывает к жизни влечение, то есть здесь можно сказать «меня влечет», а вдохновляющий стимул мобилизует стремление, то есть такую реакцию, в ходе которой человек активно устремляется к определенной цели (с.331)



18. различие двух категории стимулов (раздражителей) и двух типов реакций – простые и сложные стимулы (система стимулов)



19. «понятие социального характера покоиться на убеждении, что каждое общественное устройство (или каждый социальный класс) вынуждено использовать человеческую энергию в такой специфической форме, которая необходима для функционирования данного общества. Для нормального функционирования общества его члены должны желать делать то, что необходимо обществу» (с.350)



20. «доминирующая компонента структуры личности» (с.350)



21. «человек сам предстает перед нами как вечно изменяющееся существо, как процесс, которому нет конца» (с.352)


22. внутренняя удовлетворенность как цель (с.355)



23. «человека деструктивного можно назвать грешником, ибо разрушительность – это грех… Его можно рассматривать как экзистенциального отступника, как человека, которому не удалось стать тем, кем он мог бы стать соответственно своим экзистенциальным способностям» (с.367)



24. «стержнем мотивационной сферы человека являются страсти – на рациональном и иррациональном уровне: потребность в любви, нежности и солидарности, в свободе и правде, в сохранении чести и совести» (с.369). страсти концентрируют энергию человека по достижении желанной цели (с.371)



25. «Индивид живет в обществе, которое снабжает его готовыми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают у человека иллюзию смысла жизни» (с.372)


26. «комформное сознание» (с.420)



27. «верить – значит сметь, значит иметь смелость мыслить «немыслимое в рамках реальной возможности» (с.601)


Рецензии
3. «В действительности все человеческие страсти, «хорошие» или «дурные», следует понимать не иначе, как попытку человека преодолеть собственное банальное существование во времени и перейти в трансцендентное бытие "(с.24)
Это воплощено в духовных практиках и фактически является их основной сутью на востоке - в индии в части. у кришнаитов и йогов.

7. «отцовскому принципу ограничения противостоит материнский принцип всеобщности, материнское чувство не знает границ, как не знает их сама природа. В материнстве берет свои истоки и чувство братства всех людей, сознание и признание которого исчезли с образованием патриархата» (Беховен, 1869, «Материнское право», 1954, с88-91).

Материнское чувство первично, а для многих эталонно.
Но неконтролируемое бессознательное чувство может и быть вредно, как бывает вредна чрез мерная опека.

11. «Свобода является для человека жизненно важным биологическим фактором, который обуславливает беспрепятственное развитие человеческого организма..."
это фактически основной идеологический и правовой принцип развития современного общества.

25. «Индивид живет в обществе, которое снабжает его готовыми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают у человека иллюзию смысла жизни» (с.372)
Много тонких и верных мыслей можно почерпнуть у Фромма.

Николай Кладов   07.11.2012 10:25     Заявить о нарушении
Николай, спасибо за прочтение, отзыв и Ваши интересные пояснения.

Жанна Кусмеш   08.11.2012 19:18   Заявить о нарушении