Жаворонок и уж

Басня

Однажды в жаркий июньский день Жаворонок, исполнив партию своих песен, спустился из-под небес заоблачных на поляну, где в гнезде кормила птенцов его верная подруга.
      
Птенцы пищали, раскрывая желтоватые клювики. Так они просили себе еду. Мать-Жаворониха без отдыха приносила им червячков, устала и присела в гнезде пере-дохнуть. Птенцы юркнули под материнские тёплые крылья и замолкли.
    
В это самое время и оказался рядом отец-Жаворонок. Он сразу понял состояние самки и принялся ловить корм. Много рейсов ему пришлось сделать. Но дело своё самец-Жаворонок добросовестно выполнил: он накормил и птенцов, и самку-Жаворониху. Теперь он решил подкрепиться сам. Прыгал, прыгал по траве, выискивая разных букашек, кузнечиков. Взлетал над лугом, чтобы на лету схватить какое-либо насекомое. По-том снова опускался в траву.
   
Вдруг перед Жаворонком у куста ивняка взметнулась вверх голова Ужа. Жаворонок с испуга порхнул в сторону.
-   Что ты всё ищешь-ищешь? – недовольно прошипел Уж. – Или тебе мало чего? Всё жадничаешь…
-   А вот и не жадничаю! – гордо ответил Жаворонок. – Я ищу столько еды, сколько требуется моим детям и моей подруге. А им, знаешь ли, много еды надо.
-   Ну, коли вы, Жаворонки, такие прожорливые, то зачем тебе вверху летать?  Там ведь нет нужной пищи, - журил самца Уж. – Мне вот вполне хватает еды на земле. А ты всё к небу рвёшься, всё себя показываешь…
-   Да нет, - возразил Жаворонок, - не хвалишка я, как и вся наша порода. Питаемся и мы больше на земле. В небесную синь я стремлюсь, чтобы воспеть красоту природы. Тебе, Уж, этого не понять. Тебя, например, мало кто видит и знает о твоём существовании. Ты всё в тени ползаешь, словно в прятки играешь.. Возможно, и от вас, Ужей, польза есть, но опять же – кто об этом знает?
-   А зачем кому-то знать, как и что делаю я? – не соглашается Уж. – Главное, я живу, произвожу на свет Божий ужат – разве этого мало?
-   Об этом я знаю, - отвечает Жаворонок, - но ведь и другие животные должны знать. Меня вот слышат и видят все!  Как запою я свою звонкую длинную песню, люди, например, останавливаются, поднимают голову и слушают с великим наслаждением. А кто тебя, Уж, слышит?
-   Не надо меня слышать и видеть, - обиделся Уж, - я живу для себя, а не для кого-то. Да и все вообще живут для себя. Спрашивается, зачем афишировать своё «я»?
-   Нет, Уж, - возразил Жаворонок. – Жить только для себя – пустая трата времени. Приносить радость другим – вот смысл жизни. И я буду взлетать высоко-высоко, буду петь и радовать всё земное. Земная жизнь так прекрасна, что молчать об этом я не могу.
    
Жаворонок поймал подвернувшуюся стрекозу, вспорхнул, поднялся высоко-высоко и запел свою звонкую длинную песню. А Уж бесшумно пополз к норе.


Рецензии