Прыжок

Рассказ

В школьные годы мальчишки стремятся проявить себя с лучшей стороны. Желание показать себя умным, смелым и сильным приводит к тому, что некоторые ребята  путают истинный и ложный героизм. Мальчики стремятся держать «свою марку» любыми способами… Вот что произошло с одним шестиклассником.    
               
Учебный год заканчивался. Майское солнце успело прогреть землю, так что всюду зазе-ленела трава, и распустились деревья. В кленовой роще, во дворе школы, в противополож-ных местах стояли два туалета: один для девочек, второй – для мальчиков. Проблем с жен-ским туалетом не случалось, зато в мужском учителям  приходилось заглядывать каждую перемену, т.к. из двери этого «заведения» часто валили клубы табачного дыма.
Какие только меры не применяли, отдельные мальчишки оставались заядлыми курильщиками, умудряясь прятать сигареты и спички.

Так было и  в тот майский день. Два дня назад прошел сильный дождь и оставил после себя большую лужу около мужского туалета. В ботинках преодолеть  эту лужу было невозможно. Учитель трудового обучения Алексей Фёдорович Ростовцев сделал «разведку боем» в колхозную столярную мастерскую.  Договорившись с завскладом Николаем  Кузьмичом Ростовцевым насчет двух длинных досок, учитель попросил двоих восьмиклассников принести их к школьному туалету.

Поперечными рейками ребята соединили эти две доски, в результате чего получился своего рода трап. Один конец трапа положили на край порога двери, второй – на землю. Вода оказалась под трапом. Если идти спокойно, то и в туфлях можно было благополучно по трапу в туалет и обратно. Но ребята любят всякие приключения. В данном случае они побежали по трапу друг за другом, подпрыгивая. Трап прогибался и шлепал о воду. Можно было даже зачерпнуть воду ботинками.

На большей перемене мальчишки поспешили в туалет. Через минуту – другую оттуда повалил дым. Дежурным по школе был А.Ф. Ростовцев. Заметив проделки курильщиков, он поспешил к туалету. Почему-то никто из курильщиков не заметил, как он вошел.
- Вы что делаете?- громко  крикнул учитель и, шлепнув ладонью о ладонь,    добавил: - А ну - марш отсюда!

Мальчишки один за другим выбежали на улицу. Последним оказался Саша Пальчиков, мальчик с характером. Чтобы показать своё «я», он умудрился прыгнуть с порога на самую середину трапа…

Примерно через полчаса в учительскую вошел отец мальчика Николай Иванович - счетовод колхоза - в руках держал нейлоновую куртку, с которой стекала на пол грязная вода.
- Это что такое, ёлки зеленые? -  со злостью спросил мужчина.
- Подождите, -  ничего не понимая, ответил я и открыл дверь в коридор, чтобы позвать уборщицу.

Вошла уже немолодая женщина Пелагея Семеновна. Я попросил её взять грязную куртку из рук Николая Ивановича и вынести на улицу. Она так и сделала.
- Теперь садитесь, - предложил я посетителю,- садитесь и спокойно расскажите, что     произошло.

Отец, не скрывая гнева, стал беспощадно ругать А.Ф.Ростовцева, который повалил Сашу в лужу.
- Мальчик пришел домой заплаканный и мокрый,- говорил отец Саши. – Я ведь только неделю назад купил ему эту куртку, что ей теперь делать? И что это за учитель, если он жестоко обращается с детьми?

Я пригласил в учительскую А.Ф.Ростовцева.
- Я никого не трогал, - уверенно заявил учитель. – Я всего лишь попросил их покинуть туа-лет, так как некоторые мальчишки курили.

Это объяснение Н. И. Пчельникова не убедило. Пригласили ребят, которые всё это видели. Все пятеро сказали, что Саша прыгнул на трап и сам себя обрызгал с ног до головы.
- Ему стыдно стало,- говорили свидетели,- вот он и решил свалить всё на учителя…

Как такое расценить: как героизм или трусость? Или как стремление обвинить учителя, чем самым показать себя униженным и оскорбленным? Скорее Саша струсил: ведь он понимал, что за испорченную новую куртку ему попадет от отца. И, видимо, попало: десять дней Саша в школе отсутствовал.

Когда Саша пришел в школу, я попросил учителей сделать вид, что ничего не произошло. Пусть ученик окончательно убедится, что нянчиться с ним никто не собирается. И Саша понял свою ошибку. Чтобы восстановить свой бывший статус в коллективе, ему потребова-лось много времени.


Рецензии