Тайна Чухонского озера

    Память о народах, живших  в давние времена на территории, называемой ныне Русским Севером, осталась в названиях крупных рек и озёр.
    Есть среди них названия с саамской основой чухч, в значении «глухарь».  Деревня Чухчерема, расположенная на правом берегу Северной Двины (Архангельская область, ниже Холмогорской луки) получила имя от названия «глухариной местности».
   Существует версия, согласно которой топонимы с наименованием различных животных в основе, не обязательно отражали их обилие или присутствие на данной территории, а могли быть названием рода, проживающего рядом, или его тотемом.

    В приток Пинеги, реку Сию (ниже деревни Вешкома), впадает речка Чухча. То есть река Глухаря. Возможно, на её берегах было токовище?

     А вот «история с географией» озера, находящегося не столь далеко от неё (к северо-западу от посёлка Белогорского, правый берег Пинеги),  и носящего название Чухонского, гораздо загадочнее.
 
    Чухонцами ранее называли представителей финских народов. Можно допустить, что кто-то из них жил, или охотился на берегах озера. И память об этом увековечена в названии.
     Возникает вопрос: кем?

    Сами финны себя чухонцами не называли. Получается, русскими. То есть название русское?
      Но вокруг этого озера расположены водные объекты с саамскими основами в названиях. Так может быть, и в этом слове она присутствует? Было оно когда-то не Чухонское, а Чухчозеро? Или по-саамски – Чухчявр.

      Озеро расположено на низменной местности. Немаленькое по площади. Окружено болотами. Странные симпатии для боровой дичи?

     Взглянем на космический снимок (над данной статьей). …И, возможно, получим ответ. Внешняя форма озера напоминает очертания глухаря?!  Поэтому так оно и названо?

    Как могли древние саамы увидеть озеро сверху?

    По-видимому, умели летать?
 
    Слава об этом малочисленном, загадочном народе, гремела в веках, как о самых сильных колдунах.   
      Если обратиться к историческим источникам, то обнаруживается, что о саамах, небольшом народе, жившем на Крайнем Севере, было хорошо известно в северной и центральной Европе в IX — XVI веках. Мало того, даже в I веке нашей эры римский историк Корнелий Тацит в своем труде «Германия» достоверно описал быт, занятия и социальные отношения саамов. Несомненно, интерес к лапландцам объяснялся тем, что их авторитет чародеев и кудесников был необыкновенно высок.

   У финнов для обозначения “сильного” колдуна употреблялось выражение «настоящий лопарь». А в Англии в том же смысле использовалось выражение «лопарские колдуньи».
   В отечественных российских источниках первое упоминание о народе саами приводится в «Завещании Лазаря Муромского», жившего в XIV веке на Муромском острове в восточной части Онежского озера.
   На Руси также широко распространилась слава о лопарях как об опасных чародеях. В Смутное время это было использовано для политической интриги, приведшей к появлению Лжедмитрия II.

   Саамы не строили городов и храмов, не создали письменной культуры, но они реализовали предоставленные им историей возможности в совершенствовании своей древней духовной культуры, носителями которой, в первую очередь, были нойды (шаманы).
   Со времени расцвета шаманской культуры саамов прошло более пятисот лет. Уже в XIX веке у лапландцев, как отмечал известный исследователь В. М. Михайловский, сохранились лишь некоторые слабые проявления некогда могущественного шаманизма.
   
   Начиная со второй половины XVI века (на Русском Севере — ещё раньше) саамские земли начинают систематически осваиваться приходящими с юга земледельцами, практиковавшими подсеку, площадь лесных угодий резко сокращается и саамское население, лишённое возможности ведения традиционного хозяйства, ассимилируется или уходит на север.
   В XX веке проживающих в северных частях Норвегии, Швеции, Финляндии, а также на Кольском полуострове саамов насчитывалось 31 тыс.человек.
   По данным переписи 2002 года численность саамов, проживающих в России, составляла 1995 человек.

    Откуда древние саамы взяли сакральные знания?  Или от кого? Может быть, от предшественников? От таинственной чуди?

    А кто такая чудь? Почему финно-угорские народы и саамы от неё открещиваются? Их легенды говорят о том, что чудь жила на заселяемых ими землях задолго до их прибытия туда.

    В «романтической части» книги «Тайны языка земли холмогорской» (электронная версия http://www.proza.ru/2011/08/29/24 )  автор этих строк предлагает версии ответов на эти вопросы. И связаны они с гипотетическими протоиндоевропейцами. Их ещё называют ариями. Или арьями.
    Герои романа «До часа икс осталось…» ( http://www.proza.ru/2011/04/07/1117 )  путешествуют в пространстве и времени по их следам. 

    «Бред это всё!», - воскликнет иной знаток всего и вся. «Не верю! Тайн и чудес нет! Потому что быть не должно!».

    Увы, имеет право. Это его способ прожить. А их, если верить гениальному чудаку Альберту Эйнштейну, всего два:  «Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса».

    Вы, какой выбираете?

    Снимок с сайта maps.google.ru


               

 


Рецензии
я выбираю жизнь во всех ее проявлениях - а разве ж это не есть чудо чудное - ОНА САМАЯ и ЕСТЬ ЧУДО - Я за нее. Спасибо за интересный экскурс - вспомнила Чука и Гека, тоже Холмогорские были кажется . С уважением Ольга .

Ольга Соколова 7   11.03.2012 23:38     Заявить о нарушении
Благодарю за добрый отклик!

Чук и Гек тоже верили в чудо. Будем как дети.

С почтением,

Александр Чашев   11.03.2012 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.