Житие преп. Мефодия Пешношского

  Житие Преподобного Игумена Мефодия  Пешношского чудотворца (17 и 27 июня н.ст.)

   (Из летописи Николо-Пешношской обители, составленной иеросхимонахом Иоанном, середина 19 века)               

                Преподобный и Богоносный отец наш Мефодий от младых лет возлюбил Христа и всякое мiрское пристрастие до конца возненавидел и, по гласу Евангельскому презрев суету мiрскую и все богатство свое и славу, яко сень и дым, ни во что вменяя, яко скоропреходящее, еще с юных своих лет избрал себе монашеское житие и удалился в обитель к преподобному Сергию и там принял на себя иноческий образ, имел великого смирением и святостью мужа наставником в иноческой жизни, ревнуя преподобным отцам и во всем последуя им, все чувственные страсти свои побеждая воздержанием, покоряя духу оные всенощными стояниями и безропотным послушанием. Когда же нашло на него Божественное рачение, тогда начал он желать большего и совершеннейшего безмолвия, поелику кто имеет внутреннее стремление жить со Христом, тот заметит, что дела земные часто становятся препятствием делу духовному и спасению души. Сия его решительность и намерение были по усмотрению Божию и ревностному желанию следовать воли Божией; и тогда приходил он к преподобному Сергию, отцу своему и ему мысль свою возвещал. Преподобный Сергий его благословил и сказал: «Иди, чадо, амо же тя Бог наставит». И отыде он туда с возложением надежды на Христа, Его же взяв крест на плечи свои.

                О пустынножительстве

                И пришел преподобный Мефодий и поселился близ града Дмитрова, ибо места те славились безмолвными пустынями. Потом переселился близ реки Яхромы, в непроходимых болотах и лесах дубовых, на небольшом возвышении, отстоящем от теперешнего монастыря на запад, в одной версте. Там в уединенной келье, где ныне существует под именем его часовня, благочестивый отшельник, скрывая себя от людей, один, с Единым Богом беседуя и благоугождая Ему молитвою и постом, и слезами, сухоядением плоть свою изнуряя, узким и прискорбным путем шествовал, усердно претерпевая там пустынное озлобление и бесовские прилоги, которые с помощью Божией, бдением и подвигами низложил и без вести сотворил. Но святость жизни его скоро сделалась известной в людях, ибо град не может укрыться верху горы (Мф. 5-14). Бог искони любящих Его славит, но часто и искушения попускает, да яко злато чисто обрящется пред Богом, и всяк благочестивый бывает гоним, по Апостолу, что и случилось с преподобным следующим образом.


                О чудотворении

                Место, на котором поселился преподобный Мефодий,  в то время принадлежало некоему князю, который, узнав, что на его земле поселился какой-то инок, был недоволен, что кто-то дерзнул жительствовать на земле его без ведения его. Князь в то же время опасался, что на его земле могла со временем возникнуть обитель, что по тогдашнему времени было делом обычным и часто случалось. По сему князь скоро посылает к преподобному людей, дабы тот отошел с земли его. Но преподобный не отходил. Князь вторично посылает к нему с прещением, чтобы немедля его отогнать, но он со смирением умолял их и не отходил и, наконец, сказал посланным к нему, что «если даже и убьет меня князь ваш, не отойду от места сего». Когда князю возвестили о непослушании и решимости преподобного, князь до зела прогневался, и сам умыслил к нему ехать и прогнать его с безчестием, как противника. Скоро приказал запрячь лошадей и в колеснице отправился в путь, но как  стал приближаться к лесу, где была келья преподобного, тогда вдруг три его лошади вдруг ударились о землю и все сделались мертвыми, отчего князь пришел в недоумение, и, оставив их, пешком пошел к преподобному, негодуя и гневаясь. Но когда узрел старца, яко ангела Божия, живущего в неописуемой нищете, гнев его прошел и он умилился, взирая на его богоугодное житие.  По духу своему и совершенствам принадлежал старец к числу великих подвижников благочестия, которые украшали древнее наше российское отечество. Ибо если кто любовь свою к духовной жизни основал на истинном единомыслии о будущем, чтобы жить только для Бога, тот удобно может выдержать тяжкие искушения. И тогда князь не только не сотворил ему зла, но возлюбил его и начал просить его, чтобы он не отходил и без боязни там жил, и поведал ему, что случилось с ним на пути, как лошади его сделались мертвыми. Тогда преподобный пошел с князем к тем лошадям и начал молиться Богу, и тут вдруг восстали лошади на ноги живыми, и тогда князь воздал велие благодарение преподобному, как истинному чудотворцу, и отошел восвояси, славя Бога за все случившееся с ним. С тех пор прошла весть о нем повсюду, и многие начали приходить к нему пользы и сожительства ради, ибо жизнь, всецело для Бога посвящаемая, всегда располагала сердца людей благомыслящих. И преподобный Сергий услышал о нем, и неоднократно посещал его. Когда же по умножении братии, ревнителей Богоугодной  его жизни, настала необходимость соорудить церковь на месте том, тогда (по преданию) святый Сергий при посещении предложил совет своему собеседнику и сопостнику, оставить прежнее место, как неудобное, и переселиться на нынешнее, более обширное и удобное, за реку Яхрому, в устье реки Пешноши, что и было тогда исполнено.

                Об основании обители Пешношской

                Получив от наставника своего совет и благословение, преподобный Мефодий немедленно начал трудиться и обустраивать свою обитель. Прежде всего была построена церковь во имя святителя Николая и кельи для братии. Положив таким образом начало Пешношской обители (по имени реки Пешноши) в 1361 году, преп. Мефодий был первым её игуменом, имея множество собравшихся под его руководство иноков, ищущих евангельского совершенства и ревнующих его постническому житию.
                Причина, понуждающая в тамошние времена умножать иноческие обители, была следующая. Ханы, властвующие тогда над Россией, утесняли народ русский и князей, но покровительствовали Церкви и её служителям до зела, ибо под смертною казнью было запрещено тогда грабить монастырских подданных, за исключением того, когда шла война. Тогда иноки богатели и даже занимались торговлей и с большим усердием размножали монастыри и монахов в России. Потому и святой Сергий учеников своих, в духовной жизни искусных, благословлял устраивать вновь обители, поелику тогда все мiряне находили себе в обителях великое утешение, скрываясь в них от насилия татарского. И посему весьма немногие из нынешних монастырей русских были основаны прежде или после татарского владычества.
                Некоторые утверждают, что преп. Мефодий часто отходил на безмолвие близ реки Яхромы, на северо-запад от обители, где ныне существует часовня святого Предтечи Иоанна. Поелику тогда там была великая глушь, и даже сегодня вид этого места свидетельствует о том, чего искал святой отшельник в диком уединении сем, и что его приводило в такие мрачные и неприступные места, и что устремляло его от обители благоустроенной в уединение. Внешние обрядные правила монастырской жизни обыкновенно берут верх над внутреннею, духовною жизнью, внешняя молитва – над внутреннею,  что и заставляло его искать уединения в подражании великим древним святым, иже в пустыне Иорданской живущим. Потому впоследствии на оном месте в память его отшельничества устроена была часовня во имя первого в новой благодати пустынника Иоанна Предтечи, его преславного рождества, отчего и именуется доселе тачасовня Предтечевою, и, говорят, что, якобы, там и церковь деревянная существовала, что кажется неимоверным.

                О преставлении      

                Преподобный Мефодий по многих своих трудах и подвигах и жестоком житии своем, уразумел Духом Святым свое ко Господу отшествие, о котором на всяк час воспоминал со слезами. Тогда непрестанно начал молиться и во всенощном стоянии пребывать, во многих слезах ко Господу вопияше. И когда приблизился час его исхода, тогда при собрании учеников своих дух свой Христови предал в 14-ый день июня месяца, в 1392 году. Замечательно, что преп. Мефодий, во время жизни последовавший наставлению преп. Сергия, не замедлил последовать за ним и в вечные кровы, ибо святой Сергий предварил его только восьмью месяцами, в княжении Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Тогда увидевши ученицы его преставление его, обступили тело его, и на оное падша, горько плачуще, вопияху: «О! Отче, пастырю наш добрый, кому еси нас оставил, и кто упасет нас, якоже ты, пастырю наш великий. Веруем, яко ты и по преставлении своем, нас, рабов твоих, не оставиши и свою обитель сохраниши. И скоро уведано бысть о преставлении о преставлении преподобного, и отвсюду собирашеся тогда в обитель к нему многие, а паче бедные, сирые и вдовы, и вкупе все со псалмы и песньми, и слезами многими погребоша многотрудное и святое тело его в обителе сей честно. И память его совершили славно чудес ради бываемых от него. Воистину честна пред Господом смерть преподобных Его, тела бо их в мiре погребены, но души их в руце Божией. Имена же их живут в роды, и похвалу их воспевает Церковь. Аще и не обретается в его обители достоверного сведения о его нетленных мощах, но память его от незапамятных лет почитается в обители сей велелепно. Ежегодно 14 июня совершается крестное хождение в Мефодиеву часовню, ибо никто же весть доселе достоверно, где был он погребён по преставлении своем. Глубина земная и прошедшая древность сокрыли память о том, поелику в 1408 году нашествие было Ядигея, отчего и Лавра была тогда сожжена; непременно и здесь страх оный существовал, от которого обыкновенно предают неизвестности всякую драгоценность.

                О чудесах
 
                I

                Игнатий строитель, поступивший в сию обитель в 1781 году с помощником своим казначеем Макарием, начали, яко человеку свойственно, унывать великих ради недостатков во всём и помышляли оставить сию обитель. Тогда Макарию представилось во сне видеть преподобных Сергия и Мефодия, идущих в соборную церковь, кои ему и говорили: «Не отходи отсюда, во всём будете изобильны». И от сего видения остались в терпении неотлучными. Ещё когда Макарий во время своего настоятельства начал сомневаться, по слухам, о мощах преподобного, будто их в обители сей не имеется, тогда во сне явился ему преподобный Мефодий, благословил его и говорит: «Я зде почиваю, не сомневайся!», и показал ему гроб свой не в том месте, где ныне поставлена его рака, но в ином, подле, во внутренности. И ещё в 1807 году, якобы, в некую ночь видимы были двумя вратниками два старца, грядущие из церкви преподобного Сергия в обновлённую соборную церковь. И тогда объясняли, что один из них был Сергий, а другой – Мефодий (о чём слышал я от многих современных старцев и игумена Сергия).

                II

                При строителе Игнатии было явление от иконы Богоматери Казанской, которая находится здесь, в церкви Сергиевской в киоте, сребром и бисером (жемчугом) украшена, жене умалишённого генерала Тимофеева, которой было повелено везти мужа своего на Пешношу, где он при содействии Богоматери и чудотворением Её иконы у раки преподобного Мефодия был исцелен (из записок Паисия).

                III

                Города Архангельска некоторый купец был в жестокой болезни. Ему во сне явился преподобный Мефодий, назвался ему по имени и сказал об обители Пешношской, и кормил его хлебом. О сем видении он сказал там своему протопопу, который был из учеников митрополита Платона Московского, и спрашивал его о Пешношской обители, где она находится, поелику не знал ещё оной. И тот ему сказал. Тогда они оба писали оттуда к Макарию письмо и просили прислать им на благословение и целение недуга братского хлеба. И сие их прошение было исполнено, и по выздоровлении своём оный купец по обещанию пешком приходил в сию обитель воздать благодарение поклонением преподобному Мефодию, и с объяснением о явлении его потом проходил и далее, в Киев на поклонение (сие слышал от монаха А.)

                IV

                Некоторый крестьянин Александровского уезда против воли матери своей в день прока Илiи, до обедни пошёл в лес за малиною неподалёку от селения, и на дороге начал сомневаться, что не объяснился своему отцу, и вдруг его увидел, едущего на телеге навстречу, к которому он и сел молча, и даже спросить не посмел его, откуда и куда тот ехал, поелику отец имел очень свирепый вид. По прошествии некоторого времени начал про себя думать, рассуждая так: «Что это значит? Почти уже вечер, и расстояние не дальнее, а едем очень долго». И в сумнении том начал креститься, и тотчас очутился в незнакомом ему болоте, и мнимого отца его с лошадью не стало, и тут он в такой пришёл страх, что был вне себя, и никакими средствами не мог из болота оного выбраться, и, ухватившись за берёзку на кочке в страхе и от отчаяния уснул от изнеможения. Болото же сие было за нашим Филином островом. Около полуночи он проснулся и узрел перед собою человека, росту небольшого и плешивого, седого власами, который ему и говорил: «Отслужи святителю Николе чудотворцу молебен, и Бог тебя помилует!» И он стал его спрашивать, где и в каком месте обретается, но старец ему, на то не отвечая, сказал: «Иди за мною». И он пошёл за ним, и когда в дороге равнялся с ним, то старец всегда был впереди него, и по выходе на самую дорогу, у рощи, которая была Макарьевская (начали тогда в обители благовестить к утрени), он старцу сказал: «Постой, подожди меня у сей рощи, я зайду продать хоть платок на молебен покощикам (косцам), которых в то время много ночевало там. И, продав за 30 копеек платок, вернулся на место, где оставил старца, но чудного избавителя своего не нашёл, и от покощиков узнал, где находится, и до крайности тому удивился. Оказалось, что за короткое время враг увёз его более, чем за 70 вёрст. Прейдя в сию обитель к утрени и отслужив святителю молебен, он объяснил о себе настоятелю Макарию и о своём чудесном избавлении, и получил от него свидетельное письмо, и возвратился в дом свой. Потом он часто посещал сию обитель (он был из родственников монаха Мины и сына его, Иеромонаха Иакова, от которого я и слышал сие). Кто был оный старец, - неизвестно. Некоторые полагают, что Святитель Николай, а иные – Мефодий.

                V

                Ново-Езерского монастыря Феофан Игумен (архимандрит), собеседник архимандриту Макарию, которого любил и чтил, аки единого от древних отец, и когда коснулся до него слух, что пешношский Макарий находится близ смерти, крайне о том начал жалеть, что не исполнил желания вторично с ним увидеться, и так ему о нем соболезнующу от скорби, как будто забылся сном, и вдруг видит, отворяется дверь в его келлию, и входят к нему три старца, из которых один был Макарий, который ему и говорит: «Ты желал со мною видеться, вот я к тебе и пришёл». Тогда Феофан, как бы вставши, от радости и удивления начал его приветствовать и просить сесть. «Нет, - отвечал ему Макарий, - я не могу у тебя сидеть, поелику я уже отошёл от здешних; вот это и товарищи мои, Сергий и Мефодий», - и, не продолжая более, все трое вышли из кельи его. Тогда Феофан в себя пришёл и удивился  видению сему, и уразумел, что Макарий скончался. Сие сказывал казначей Мефодий.



                VI

                Некоторой московской купчихе случилось быть в болезни, и тогда привелось ей в некую ночь во сне увидеть Пешношский монастырь в виде натуральном. После того, случилось ей ещё болезненной быть на богомолье здесь, и когда она приближалась к монастырю, удивилась, что он выглядел так же, как она видела во сне. Потом, вернувшись домой, она много лечилась, и наконец, уже и доктор отказался ей помогать. Однажды во сне ей представилась церковь, в которую она будто бы вошла, и тут увидела стоявшие по правую и по левую сторону раки, и из правой раки встал старец и сел, чему она очень удивилась и стала из церкви, помолившись, выходить. Тогда, сидящей на раке говорит ей: «Молись преподобному Мефодию, он тебя исцелит». И она пробудилась, и почувствовала некую ослабу, и скоро начала выздоравливать совершенно, на удивление всем, и всем сказывала свое видение сие, но долго не знала о Мефодии, и где он находится, ибо, хоть и была здесь, но забыла о нем. Но когда случилось быть ей в Троице-Сергиевой Лавре, тогда она там совершенно узнала, что преподобный Мефодий в Пешноше почивает, и приехала оттуда в сию обитель, возсылая благодарение за исцеление свое преподобному Мефодию. И по возвращении домой вышила на гробницу преподобного занавес по малиновому плису своеручно.

                VII

               
                От преподобного Мефодия в 18… году исцелен был крестьянин г-жи Т.Д.Пестриковой, который спереди и сзади имел горб, и некогда ему в видении предстали святый Мефодий с юродивым монахом Ионою. Угодник Мефодий неоднократно являлся во сне некоторой больной барышни, в Москве живущей, подавая ей исцеление.

                IX

                Около 1828 года некоторая крестьянка Бежицкого уезда приходила в сию обитель, служила молебен преподобному Мефодию и сказывала, что, будучи в совершенной слепоте, ей явился преподобный Мефодий и исцелил ей очи, и посылал в сию обитель поклониться за исцеление его мощам, и даже сказал, где сия обитель находится, поелику она ещё и не знала о Пешноше (о сем сказывал мне иеромонах Пимен).

                X

                Некоторого села Тверской губернии священник был весьма болен и даже надежды не имел на выздоровление своё, пищи мало мог вкушать, только чай с белым хлебом, и всегда лежал неподвижно. И в некоторое время является ему во сне престарелый инок и говорит: «Пойди в мою обитель». «В какую», - спрашивает его священник. «К Николе на Пешноше», - отвечает ему явившийся инок. «Да где же она находится?» - ещё спросил священник. «Здесь», - сказал инок и тотчас повёл оного священника, аки уже в монастыре, прямо в братскую трапезу, и там кормил его хлебом и поил квасом монастырским. Потом пробудился священник от сна и начал призывать попадью свою и хлеба ржаного с квасом для себя требовал у ней, которая весьма удивилась сему и долго не подавала ему, но по настоятельному требованию предложила, и он тут и ел, и пил. Потом потребовал палку и встал, начал ходить по комнате на диво всем, и вскоре совершенно выздоровел, и приходил в сию обитель в 1843 году, летом поклониться раке преподобного Мефодия и сказывал о своем исцелении и явлении ему преподобного (об этом мне сказывал схиеродиакон Михаил).

                XI

                Некоторый крестьянин привозил в обитель сию для лечения своего сына больного, всего иссохшего и еле дышащего, но ему в том отказали, а только велели взять от гроба преподобного Мефодия из лампады масла и преп. Мефодию помолиться. Так и сотворил оный крестьянин с верою, и оного масла вылил больному во уста, и в путь свой отправился, в котором тогда отчаянный больной почувствовал в себе некое облегчение, а по приезде в дом сделался здоровым сверх чаяния и всем на удивление. И по прошествии года, т.е. в 1838 году приходил в сию обитель в совершенном здравии на поклонение преподобному, и о своем исцелении сказывал.

                XII

                Села Борков, Тверской губернии крестьянин, Филипп Андреев, находился совершенно почти без ног от расслабления, и в некое время явился ему некий старец и посылал его в Пешношскую обитель помолиться преподобному, и обещал исцеление. Тогда он о сем видении возвестил своему священнику, а тот донес о сем его господину, и был от него уволен на богомолье. Тогда он более трех дней на коленках своих полз до обители сей и, не доходя несколько, почувствовал некое облегчение своим ногам, и по исполнении повеленного моления у гроба преподобного (ибо он почитал явившегося ему за преподобного Мефодия) , возвратился из обители в дом свой уже на ногах своих и вскоре выздоровел совсем. На другое лето, в 1844 году опять приходил он в обитель на поклонение и всем сказывал о исцелении своем с признанием, что сия болезнь ему была во исправление, поелику он был великий ругатель матерными и скверными словами всякого по своей причине.

                XIII

                Города Твери мещанин, Гордей Трефильев, когда ещё был в приказчиках, находился в жестокой болезни, от чего и начал ходить согнувшись. Через год приехала к нему его мать (2 января 1834 года) и присоветовала ему в бане попотеть. Находясь в бане, он вдруг из неё выскочил нагой, без креста, и начал кричать громко, так что на голос его прибежала к нему мать его, которая увидела его всего почерневшего и в ужасе. Она ввела его опять в баню и стала надевать на него крест. Но он вырвал у неё крест и стал топтать его ногами, и произносил при этом слова срамные и хульные, и, ослабев от бешенства, лёг и был в безчувствии. Но через полчаса опамятовался и стал слышать бесовские разговоры. Невидимые им бесы стали его обличать и приводить на память все грехи его и потом говорили ему: «Четыре года ты не приобщаешься (Святых Тайн). Уже наш есть, таки наш.
Наш теперь!» И вдруг умолкли. Потом начала являться пред ним икона, на которой изображён был преподобный Мефодий Пешношский с изображением всего его монастыря. И от оной иконы слышит голос: «Почему ты обещание своё не выполняешь сходить к преподобному Мефодию Пешношскому?» Тогда он от сего гласа был в страхе и содрогании, почему и был из бани вынесен в комнату уже без языка, и призван был священник, который приобщил его Святых Тайн. И тогда целые сутки он лежал без памяти, а потом стало ему легче, и на третий день он совершенно выздоровил. И во исполнение своего обещания, в апреле месяце он приходил в сию обитель, и по приближении к обители удивился, увидев монастырь точь-в-точь, как он был изображен на иконе. Когда служили молебен преподобному, увидел он на гробнице икону преподобного Мефодия, ту самую, которая была показана ему в видении, от чего пришёл в умиление и проливал слёзы, сказывая многим о себе (сие я слышал от иеродьякона Мартиньяна).

                XIV

                Госпожа Шишмарева Елизавета Васильевна, помещица Ново-Торжского уезда, сельца Лихославля, в 1843 году сказывала о себе Иеромонаху Пимену следующее: назад тому три года болела она ногами и видела во сне преподобного Мефодия, который ей приказывал сходить к его мощам, где и должна она была исцелиться. И она много спрашивала о нем, но никто не знал о преподобном Мефодии, кто он был таков, и где его мощи находятся. Но когда случилось ей проезжать в Воронеж, мимо села Рогачево, тогда она узнала о преподобном Мефодии и за долг почла заехать в сию обитель на поклонение своему безмездному врачу.

                XV

                Некоторая крестьянка пожилых лет, Кашинского уезда, в некоторое время, будучи больной до чрезмерности, видела в видении монаха небольшого роста, седого власами, который сказал ей: «Хочешь ли исцелиться?» «Желаю»,- отвечала та. «Поди ж в мой монастырь». И она спросил: «Да в какой же монастырь?» «К Николе, на Пешношу», - сказал монах и стал из избы её выходить. Тогда уже явно она на него смотрела своими очами, и тут же ей стало легче. Она рассказала о видении своим домашним, и по всей деревне разнесся слух о сем. Тогда некоторые из крестьян, слышавшие о Пешноше, сказали ей, где находится обитель, и она в 1839 году приходила на поклонение в сию обитель и служила молебен, и рублёвую свечку поставила угоднику Божию, преподобному Мефодию и сказывала о своем исцелении от угодника Божия (схиiеродьякон Михаил).

                XVI

                Некто из монашествующих, именем Корнилий, имел при себе в сожитии юного и невоздержанного в страстях своих келейника, и от которого и сам начал иметь душевный вред. И  некоторое время к оному монаху во сне явился преподобный Мефодий, в мантии и епитрахили, но без куколя. Корнилий признал его по изображению на иконе. Ставши при двери в келье его, преподобный Мефодий, глядя на него ярым оком, говорит ему грозным голосом: «Зачем ты живешь с (имярек), - назвав его при этом полуименем,  - не живи ты с ним». И от сего грозного гласа оный монах в такой пришёл страх и трепет, что ни слов не мог ответить преподобному, который тут же сделался невидим. И тут монах возбудился от сна в ужасе. Скоро он освободился от сожития оного, но не без скорби. Сие мне сам оный монах сказывал неоднократно в 1847 году на славу угодника Божия, чистоты душевной и телесной рачителю и охранителю. Аминь.

                XVII

                Некто муж благочестивый именем Иоанн, у которого сын находился в обители сей в числе братства послушником, в некоторую ночь, в сентябре месяце 1826 года, видел сон следующий: представилось ему, будто проходит он внутри обители к полуденным воротам, кои у хлебни, и тут видит некоего старца, на одре боком лежащего и по пояс раскрытого, в мантии и без клобука, браду имеющего седую и немного продолговатую. По правую же его сторону – небольшой палисад и в нем цветник (сад) с поперечными дорожками, посыпанными песочком. И он тут весьма любовался и удивлялся оным прекрасным цветником, ибо подобных нигде не видывал. И столь цветник для него оказался приятным, что по век мой (говорил он) мне его не позабыть. И тогда оный старец ему и говорит: «Видишь ли сад сей, который надлежит караулить твоему сыну? Если он его устережет и цветков в нем рвать не будет, то это ему зачтется». И он на сие ему тогда сказал: «Батюшка, мой сын ничего здесь не возьмет. Тогда старец с озарчивостью ему сказал: «Ты не ручайся за него, ему не велено было в саду-то яблок рвать, а он, эка каков, - украл». И тотчас из-за спины своей вынул яблоко и показал ему, красно-полосатое.  От чего ему тут столь стало стыдно, что не знал, что на сие и отвечать, и тут старец сам начал ему толковать. «Сад сей, - говорил он ему, - значит тело и плоть человеческая своего девства, стереги и карауль его». И он тут опять обратился посмотреть в сад и увидел в нем много поломанных ветвей, иные погнуты, а другие совсем засохли. И тогда старец сказал и о сем ему, что: «Многие его ведь караулили, но никто не может устеречь, все ломают и сломают.  Но если кто свое девство сохранит до века (смерти), то это ему зачтется!» На сих словах старца он возбудился от сна в трепете. Хотя и неизвестно имя старца оного, но без сомнения он есть преподобный Мефодий Пешношский, яко истинный хранитель и насадитель сего невещественного сада, обители сей, девственной чистоты братии. Но, увы, прелести времени обкрадывают,  иссушают и истребляют насажденную чистоту плоти и духа, посвященную Богу.

                XVIII

                Некие из странствующих, бывшие в обители сей на богомолье около 1830 года и возвращающиеся в обратный путь, зашли, по обычаю всех богомольцев, на поклон в часовню преподобного Мефодия. И в оной часовне одна странница, имевшая в себе духа нечистого, было повержена от него на пол. Тогда с ними находившийся странник уже пожилых лет начал спрашивать её о многом, и она ему отвечала, лёжа, не открывая глаз своих, дерзким голосом… Потом вдруг стала говорить следующее: О! Я с тобою ещё полажу! Я ведь не выйду из тебя, я князь ведь!» Тогда оный странник спросил: «За что тебе пожаловали князя?» «За то, - отвечал бес, что я многих из монахов и архиереев, и прочих духовных лиц привел в ад». И потом закричал, зубами скрежеща: «О! Пафнутка (Пафнутий Боровский). О! Мефодка (преп.Мефодий Пешношский)! Много мне они мешают. Я бы здесь с тобой поладил, еслиб не Мефодка бородастый; о! Седой!» И тот странник опять спросил беса: «Ведь ты пребывал на гостином дворе, и его (преп.Мефодия), чай, там не было». «Да, - отвечал бес, - ведь гостиница тоже его, он везде, бородастый, таскается». И еще был спрошен бес тем же странником о братии, каково они живут (после смерти). На сие ему бес отвечал, что им не велено об этом сказывать.

                XIX
    
                Некоторая крестьянская девица, испугавшись грома и молнии, сделалась бесноватой, и в летнее время, в 1849 году матери её было велено во сне идти вместе с ней в Пешношский монастырь, к преподобному Мефодию. И будучи здесь в июле месяце, тогда  оную девку едва четыре человека могли втащить в церковь к преподобному, и тут она и кричала, и ругалась, а паче самого Мефодия всячески хулила и говорила: «Вот он, бородастый, стоит и на меня грозит». И едва ей там могли открыть уста её, дабы влить масла от гроба преподобного, от чего она ещё более кричала и говорила: «О! Задавили меня!» И далее неизвестно, что с ней было.

                XX

                Некто из крестьян был в болезни, и ему явился старец, сединами украшенный, называл себя Мефодием Пешношским, и водил больного, якобы, по некоторым темным и неизвестным коридорам, отчего он после получил исцеление (сказывал сие монах Никола).  Ещё некоторые крестьяне села Куликова покусились в некую ночь на кражу монастырского леса, но были тогда устрашены неким монахом, который следовал за ними до границ монастырской земли и строго им запрещал творить впредь подобные пакости его обители, и потом стал невидим. Сие чудо приписывают самому преподобному Мефодию, и некоторые из них о сем признавались монаху Николе в 1849 году.

                XXI

                Деревни Боболовой крестьянка Авдотья находилась долгое время в неизлечимой болезни с августа 1850 года, и в некую ночь представилось ей быть в сей обители, в церкви Сретенской. И тут к ней подошел некий старец (монах). Указывая на образ Богоматери Благовещение, старец и говорит: «Поставь сему образу гривенную свечку. Я тебя исцелю!» И она того же дня приезжала в обитель с объяснением о видении сем. И многие сочли оного монаха за преподобного Мефодия.
Еще того же года рясофорному монаху Павлу, смущаемому мыслями, во сне двукратно ему являлись два старца, иноки в епитрахилях и назидательно ему говорили, чтобы он не скорбел. Он полагал, это были Сергий и Мефодий Пешношский. Благодарение Богу, обновляющему знамения и чудеса благодати Своей во святой обители сей на подкрепление веры нашей и усердия к Богу, и ревности к добродетелям и подвигам иноческим.

                XXII   

                1858 года, апреля 21 и 22 дня, приходили в сию обитель на богомолье из Тверской губернии крестьяне и о себе говорили следующее:  1) мужчина, якобы, во сне видел в образе нищего преподобного Мефодия, просящего у него милостыню. И когда крестьянин спросил его, где он живет, тот отвечал: «Я живу на Пешноше, там есть моя икона и храм».
2) Женщина во время своей болезни узрела во сне двух старцев, к ней пришедших, Сергия и Мефодия. Второй старец посылал ее в сою обитель, и она тут же пробудилась и жалела, что не спросила, какая его обитель была. Но вскоре опять уснула, тогда преподобные вторично ей явились и сказали, что обитель его – Пешношская. Тогда больная извинялась, что по болезни и недомоганию идти не может, но преподобный Мефодий ей сказал, чтобы перекрестилась и вставала с одра своего. Когда она сие исполнила, тотчас и пробудилась от сна и почувствовала себя здоровою. Сие явление ей было на Страстной Неделе, и приходила в обитель здравою.

                XXIII
               
                Около 1854 года, города Дмитрова купца Ивана Андреева сын Александр в отрочестве сломал ногу себе и весьма болезновал ею. Но по вере родителей его, к преподобному Мефодию привезен был в сию обитель, и по молебствии скоро и начал ходить и возвратился в Дмитров здравый.
Села Куликова крестьянский сын был болен неизлечимо, и когда привезен был к преподобному Мефодию, и от лампады его маслом помазали, и внутрь ему оное давали пить, в три дня выздоровел совершенно (сте сказывал мне монах Михаил).




                XXIV

                1860 года, в начале июня месяца приходил в обитель и сказывал о себе некий крестьянин Калязинского уезда, что он был в некоей напасти и слышал глас, повелевающий ему идти в Пешношскую обитель.
Ещё в то же время из Москвы приходил и сказывал о себе, что он был заражен запоем, и явился ему во сне некогда монах и сказал: «Если желаешь, чтобы не пить вина, то иди на Пешношу, отслужи там молебен преподобному Мефодию», что он и исполнил в 1860 году.

                XXV

                Крестьянин из деревни Копытово служил в селе Рогачево, и по дерзости своей юной привык всегда ругаться матерными словами. В некое время ему во сне явился преподобный Мефодий с костылем и за ругательства его злые укорял его и бил костылем своим. И он приходил тогда ко гробу преподобного, просил прощения и служил молебен.

                XXVI

                Села Говейново священник, отец Василий, был болен. Более года он уже не служил и не выходил из дому, и врачи московские не могли помочь ему. И в 1861 году, в январе месяце его супруге Анне во сне представилось видеть пришедшего в их дом старца, без клобука, который и говорил ей так: «Что ты тужишь о муже своем? Не скорби, а сходи в мою обитель и отслужи молебен с водоосвящением мне, преподобному Мефодию, и этою водою напои его, и он выздоровеет».  Она ему тогда на сие ответила: «А я обещалась отслужить молебен Божией Матери пред ее чудотворною иконой «По Рождестве Дева». И он ей сказал: «Ты вместе с Нею и мне отслужи». И так она 18 числа того же месяца приходила в обитель, исполнила повеление преподобного и сказывала многим свое видение. А по выздоровлении, и сам священник приходил в обитель и сказывал о себе тоже.


Рецензии