Фантазия слушателя. Ученик чародея, Дюка

.


На концерте в томской филармонии собралось подозрительно мало людей. Видимо, пришли истинные любители. Надо полагать.
В программке - французская музыка. Ромо. Сенс-Санс. Берлиоз. Дюка.

В завершении музыкальной программы  исполняли  загадочного Дюка - «Ученик чародея».

Когда инструменты стихли, совсем стихли, это просто был момент такой в пьесе: перешли на пониженные тона, тихо заиграли.

Послышалось недалёкое храпение. Человек спал. Он уснул под музыку. Он лишь изредка вздрагивал, когда врывались в его незащищённый слух резкие удары тарелок, барабаны, и беспокойные звуки голоса фагота. И только. Просто, когда вступали все инструменты, не было слышно, как он спит.

Он, наверное, и сам не слышал, как он спит. Но когда все смолкли, (остались единицы), когда вся музыкальная тема легла на хрупкие плечи солирующей скрипки. Все его услышали. Сначала подумали, что он тоже в продолжение темы играет определённую назначенную роль.

Но потом вовремя опомнились и как бы боялись оглянуться те, кто сидел ближе к стене. Почли за неприличный жест оборачиваться на самом интересном моменте сюжетной канвы, по ходу пьесы.

А человек и не ведал, что его услышали. Ему, наверное, вообще не было до этого дела. Он слушал музыку во сне. Он её сочинял. Ему-то казалось, что он сам её придумывает.

Вот он - ученик, убедившись, что его учитель магии ушёл, решил испытать настоящую вещественную материальную силу слов-заклинаний.

В неистовом мальчишеском порыве он произносит те заветные слова, которые понуждают, и дают толчок бессмысленному помелу носить воду. И сам поражён неожиданностью случившегося. Он-то думал, что это просто такая игра.

Но вот что случилось: помело начало по его приказу носить в вёдрах воду. Ученик ликует. Но вода всё прибывает и прибывает. Она пенится, переливается через край!

Её больше чем достаточно. О, ужас! Что же я наделал! – вскрикивает ученик. Бессильно пытаясь вспомнить слова заклинаний, чтоб расколдовать ожившее по его неосторожности или непредусмотрительности помело. Но тщетно. Он не может вспомнить заветные слова.

Тогда он хватает топор и разрубает помело пополам. Но и это не помогает. Уже две половинки носят воды в два раза больше, и вода пребывает в два раза быстрее. Всё, это конец. Крах. Кораблекрушение. Я погиб…

 Но тут он ощущает чью-то руку на своём плече. Его тормошат. Он поднимает и резко вскидывает голову:

- Концерт окончен. Просьба покинуть помещение, - говорит тётушка смотритель.
- Вы всё проспали.

Не думаю, решает он про себя.


23 декабря 1979 г. Томск


Рецензии