Страшная правда о Великой Отечественной

 В  актовом зале  инженерно-педагогического института состоялась торжественная презентация новой книги симферопольского преподавателя Владимира Полякова «СТРАШНАЯ ПРАВДА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: «ПАРТИЗАНЫ БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО».
Почему вдруг партизаны оказались под этим грифом ответить не могу – достать книгу и прочитать так и не смог, разве что полистал, и переписал слова аннотации: «Их прославляла советская пропаганда. Их восхваляла отечественная литература и кино. Массовое партизанское движение заслуженно считается одним из наших факторов, предопределивших нашу Победу в Великой Отечественной войне. Однако в реальности было далеко не так парадно и глянцево….Подлинная история партизанской войны - …. Предательство и братоубийство…. Это подлинная история партизанского движения…»

Прочел и порадовался за автора. Тысячи историков и участников событий все эти годы вешали нам лапшу на уши, а появился Поляков и эту лапшу снял. Листая книгу, я обратил внимание на то, что Поляков усиленно старается переставить очевидные исторические акценты. Но его попытки выглядят весьма неуверенно. Так, одна из идей издания – не все русские во время войны, в т.ч. партизаны были «хорошие», и не все татары были предатели. Тут я с автором согласен. Татары действительно сражались в партизанских отрядах и в рядах Советской Армии. И сражались хорошо. Но есть, «нюансец», на стороне нашего многонационального народа, защищали Родину чуть больше 20% крымских татарских мужчин призывного возраста, а на стороне врага служило более…70% крымских татар. И служили также весьма хорошо!
Эти данные  я узнал от историка, кандидата исторических наук, доцента Олега Романько, ведущего крымского специалиста в области коллаборационизма. Как оказалось Олег Валентинович уже знаком с книгой Полякова. Вот, что, в телефонном разговоре,  Романько сообщил нам по этому поводу: 
«…Уже названием своей книги «Страшная правда о Великой Отечественной» автор, как бы, подразумевает две основные цели: показать истинные события той поры, которые до этого были скрыты, и сделать это на основе новых источников, которые ранее были недоступны.
Что же мы видим на самом деле? Ни одну из поставленных перед собой задач, автор так и не решил. Фактически, везде он «бьет мимо цели».
Поляков и его почитатели везде подчеркивают, что он кандидат исторических наук и профессиональный историк. Один крымско-татарский писатель договорился даже до того, что за эту книгу Полякову надо непременно дать докторскую степень. Однако, даже простого взгляда на список источников и литературы достаточно, чтобы понять, что автор – напомним, кандидат исторических наук, - вообще … не умеет его составлять. То, что у него там понаписано, можно определить одним емким словом – галиматья. Это впечатление усиливается после того, когда читаешь раздел книги, посвященный источникам и литературе о крымских партизанах. Вывод напрашивается сам собой: кандидат исторических наук не понимает разницы между источниками и литературой. Обычно, это знает любой студент исторического факультета уже на первом курсе.
Но даже и с теми источниками, которые есть у Полякова, он не умеет работать. По всей видимости, с понятием о методологии научных исследований автор не знаком вообще. Фактически, им принимается на веру все, что написано в архивных документах, без всякой критики. Особенно, если там «идет негатив» на крымских партизан. О том, что любой факт, содержащийся в одних источниках, надо перепроверять по другим источникам, Поляков, видимо, не знает….»
Возможно, Владимир Евгеньевич или делает вид, или действительно уверен, что он впервые в исторической науке пишет историю партизанского движения на территории Крыма. И правда, если посмотреть его список литературы, то такое впечатление может сложиться. Поляков, фактически, не знает большую часть той литературы, которая выходила по предмету его исследования на протяжении последних пяти лет. Например, из всего множества работ, которые написал тот же Романько, Поляков приводит в своем списке только одну, в которой Крым не упоминается вообще. То же самое можно сказать о монографиях и статьях таких историков, как Мальгин, Мельничук, Пащеня, Тяглый. И это только работы крымских авторов. Известна ли автору литература, входившая за пределами Украины? Вопрос, скорее риторический…
Снова даем слово Олегу Романько: «…В первой части своей работы Поляков добросовестно описывает историю партизанского движения на территории Крыма. Однако, все это было написано до него уже неоднократно. Никакой новизны здесь нет. Но, если автор более-менее правильно описывает основные события партизанской эпопеи, нельзя сказать, что он знает и понимает время, о котором пишет. Его партизаны действуют как бы в безвоздушном пространстве, а все то, что творилось вокруг них с 1941 по 1944 год, автор описывает крайне схематично.
О первом враге партизан – немецком оккупационном режиме – автор, похоже, вообще не имеет представления. Из его книги, вообще нельзя понять, какие органы и как боролись с партизанами. Много путаницы в терминологии. Например, он пишет о какой-то «военно-полевой жандармерии»?! В Вермахте существовали полевая жандармерия и тайная полевая полиция. Какую структуру из них имеет в виду автор, понять сложно.
Очень важной темой для понимания истории партизанского движения является проблема коллаборационизма. И было бы логичным ожидать, что Поляков осветит ее, хотя бы опираясь на работы указанных авторов. Однако, уровень знаний Полякова об этой болезненной теме находится весьма низко. Все данные, которые он приводит о проблеме коллаборационизма, были опубликованы еще в советское время. Сами понимаете, какова степень их достоверности..».
По ходу книги автор неоднократно пеняет историкам Романько и Мальгину, что они, образно говоря, помогают создавать мифы вокруг проблемы крымско-татарского коллаборационизма. Например, его очень смущает цифра в 20 тыс. крымско-татарских добровольцев, сражавшихся на стороне нацистской Германии. Следует сказать, что это личное дело Полякова – верить или не верить в эту цифру. Однако, указанные авторы, по крайней мере, пишут, как и почему они к ней пришли. Добросовестный историк-профессионал, который не согласен с позицией оппонента, должен, хотя бы, привести свою точку зрения. В данном случае, привести свою цифру крымско-татарских коллаборационистов. Поляков не только этого не делает, он даже внятно не объясняет, почему он не верит этой цифре! И так по всем позициям «татарского вопроса»…      
Есть в книге Владимира Полякова и упоминание… нашей газеты. Вот, что по этому поводу думает крымский историк, краевед Владимир Гуркович: «На страницах 283-284 «Страшной правды» есть такие строки: «Так, в газете «Крымское время» была опубликована статья Владимира Гурковича, в которой он писал: «Сталин спас во время войны 34 тысячи евреев Крыма, так как существовало решение о первоочередной и предпочтительной эвакуации евреев».
В этой газетной публикации на основании оккупационных документов мною выведено число  эвакуированных из Крыма граждан еврейской национальности. Это число реально или весьма  близко к реальному. Однако цифра эвакуированных крымчан других национальностей, взятая из тех же документов, значительно меньше реальной. Досадное мое упущение при работе со сложным и двойственным источником. Однако, основная суть моего исследования изложена в заключительном абзаце этой статьи в «КВ» в номере от 18 декабря 2001 года: «Надо полагать, что уже в первые недели войны руководство СССР имело достоверную информацию о массовых злодеяниях фашистов на оккупированной советской территории. При этом полной и безжалостной ликвидации подлежал еврейский народ. В е р о я т н о, в силу этой смертельной опасности ГКО СССР (чрезвычайный высший государственный орган) мог принять решение о первоочередной эвакуации граждан еврейской национальности» .
Подчеркиваю, что здесь говорится о вероятности (!) принятия такого документа. Впрочем, он не обнаружен до сих пор. По прошествии восьми лет (со дня публикации своей статьи) в результате анализа ранее неизвестных мне данных я пришел к выводу о маловероятности принятия ГКО СССР решения о первоочередности эвакуации граждан еврейской национальности. В своей книге Владимир Поляков утверждает: «Более того, власти препятствовали массовой эвакуации еврейского населения». Хотел бы взглянуть на документы и материалы, подтверждающих это…»
 
… Мягко говоря, вопросов по книге много. Один из них таков, зачем Полякову, излюбленному автору татарской газеты «Голос Крыма» надо было писать книгу, изобилующую явными неточностями и нестыковками? Впрочем, в этом вопросе заключается и ответ.

… Презентация книги началась с песни «С чего начинается Родина…» Ох не та, песня звучала, ох не та… Но в сотый раз вслушиваясь в ее слова я вдруг нашел ответ на вопрос: «А чем заканчивается Родина?» Ложью, трусостью и предательством заканчивается Родина, вот чем.      

***

Опубликовано в газете "Крымское время" в ноябре 2009
 


Рецензии