Целую, ваш Давид Беркович

Или, как делать не нужно!

Есть люди, которые попусту слов не тратят, для дела берегут. Вот и мой шеф, Давид Эдуардович, такой человек...
Правда вначале я думала, что он просто не умеет их «красиво» говорить. И писать. То есть преподносить не умеет. Во всем и всегда он краток. Наверное, и думает лаконично. Не знаю, но я бы не удивилась. Шеф даже на праздники практически всегда молчит в тот момент, когда нужно что-то говорить. Поэтому «награждение» виновников торжества цветами и ценными подарками происходит едва ли не в траурной тишине. Естественно так же выглядят и его поздравительные письма, открытки… Знаю, я же их отправляю… Жуткая скукота и поразительная краткость. Зато без ошибок как это бывает у меня!.. Казалось бы «краткость - сестра таланта», однако им тут, увы, не пахнет. Два слова и подпись. Сухарь и тот сочнее его «Поздравляю. Беркович. Д.Э.» Уныло как-то… Много раз пыталась внести предложение «как именно» поздравлять, что писать, чтобы слегка сдержанность его слов приукрасить. Это ведь праздник! В него положено что-то хорошее людям говорить! А его поздравительные письма как речь гестаповца перед колонной на расстрел. Прочел и умереть хочется… Но как я не старалась, мои коррективы отвергались, мол, "я не салонная барышня", и "это не любовное письмо, а деловая переписка". Я и сама понимаю, что он прав, но все-таки. Не боты же между собой списываются, живые люди! Как-то человечней, что ли надо быть… с людьми.
К чему я все это так долго рассказываю. Как-то не ладилось у Давида Эдуардовича с одним проектом. Как он не старался, не мог получить одно разрешение. Мотался от одного чиновника, до другого, из одного высокого кабинета в другой. Ничего не получалось. И вроде там все «свои» для него, все "Берковичи" и денег он при этом не жалел. Что для Берковичей, замечу тоже редкость! А все равно разрешение, в котором нуждался, получить не мог.
Уехал он на два дня в загранкомандировку, а тут как раз день рождения, еще и юбилей, одного очень уважаемого в городе человека. Того от которого разрешение зависит! Я в панике. Поздравлять не просто нужно – необходимо! Шеф приедет и наведается с презентом, а пока нужно хотя бы письмо отправить! Сидела, думала. Что писать, как писать? Все мои, то есть его, письма, в моем исполнении он всегда проверяет и процентов 80 моих теплых слов из них вычеркивает. Все это лишнее по его мнению. Мол, они «слишком» теплые, как бы поздравляемый не вспотел! Чувство юмора у него, к слову сказать, отличное!
Вот как мне теперь самой писать? А делать нечего! Пришлось писать...
Была сдержана. Как могла, копировала сухую манеру шефа. Потом перечитала получившееся поздравление, решила, что оно слишком не праздничное. Словно, его точно шеф писал. И слегка... ну, чуть-чуть его разнообразила парой-тройкой теплых слов и пожеланий. Самую малость, что бы меня в подлоге адресанта не заподозрили. Словно Давид Эдуардович по поводу дня рождения именинника в такое радостное настроение пришел, что сам на себя стал не похож. Разобрало человека теплотой и сердечность. Чуть-чуть разобрало. Я же едва-едва теплоты и сердечности в текст добавила. Чуть-чуть юбиляра похвалила. Мол, на верной дороге, столько для города сделали. И вообще вы молодец, выглядите для ваших лет преотлично! Мне бы так...
Написала. Получилось вполне неплохо. Проверила… раз пятьсот, что бы ни опростоволосится и отправила.
Через два дня приехал шеф. Прилетел утренним рейсом и сразу в офис. Обычно он домой заезжает, а тут прямиком на работу. Правда, тут же прояснилось почему…
Вошел и как пуля к моему столу. Я даже съежилась.
-ЧТО Я ТЕБЕ ГОВОРИЛ перед отъездом (читаем - строго-настрого повелевал)?
-Не спали мой офис… - шепчу в ужасе от выражения его лица. Что я опять сделала не так?!
-Что еще говорил? - терпеливо настаивает он.
-Случайно не разбить вашу очередную новую любимую чашку…
-Еще! – и тут же строго. – Уже не помнишь?
-Все я помню, - шепчу. – Я записала…
Бурчу и достаю блокнот. Далее идет «десять заповедей»: "не спали", "не убий", то есть "не разбий", "даже близко не подходи...", "не вздумай..." и прочее. И вот дохожу до одного из пунктов.
-«Никому не пиши от моего имени писем»… - Прочитала и закусила губу. Ой, как нехорошо получилось! Опять…
-А теперь объясни, зачем ты это за мной записываешь, если ты это не перечитываешь?
-Развиваю автоматическую память, - краснея еще гуще, оправдываюсь я (читай - нагло вру).
-Развила? – язвит он.
-Не очень… - неловко улыбаюсь я.
-Я перед отъездом четко тебе сказал! НИКОГДА, НИКОМУ, НЕ ПИСАТЬ ОТ МОЕГО ИМЕНИ ПИСЕМ! Если я эти письма не видел. Говорил?
-Го…- и запнулась.
-Зачем же ты … (опять утаим фамилию чиновника) письмо от меня написала?
-Это и не письмо вовсе. Это поздравительное письмишко! На день рождение. Дань вежливости! Там всего-то пару строчек… - мучительно икаю и оправдываюсь.
-Пару строчек? – охнул он. - Насколько я понял там пол Талмуда! Лестных эпитетов и пестрых метафор…
-Давид Эдуардович, но вы уехали, ни слова не сказали, а я же знаю что у вас с ним проблемы. Я как лучше хотела. Не могли же мы его не поздравить?!
-Я никогда ничего не забываю! Звонил ему и поздравлял. Утром. Еще до того как ты свое стихийное послание накропала! Но после того как секретарь ему распечатала твое «письмо счастья» он мне перезвонил… Он позвонил мне заграницу! Узнать, «где я тебя такую нашел»? Я сказал «подкинули»...
-Врать, между прочим, нехорошо. Сами взяли, - я сочла возможным пошутить...
-Мне нужно было как-то объяснить с позиции здоровой логики этот нелогичный поступок. Но логичного объяснения у меня нет! Поэтому мне пришлось соврать! – окрысился он в ответ.
-Откуда он узнал, что это не вы писали? – спрашиваю мучительно краснея.
-Как бы тебе сказать?.. В общем-то, не сложно было догадаться.
-Ах, да, письмо после звонка пришло… - понимаю я.
-Не в этом дело…
-Я что-то не так написала?
-Вообще-то ты все не так написала! Манера твоего письма на 100 процентов расходится с деловым стилем, принятым в таких случаях. Тебе бы оды писать. Хвалебные… Но, к слову сказать, не допустила ни одной орфографической ошибки. Я специально уточнял. Горжусь тобой! – с сарказмом сказал он.
-Что же тогда я не так сделала?
-Пытаться тебе что-то объяснить будет глупо… - мучительно растирая свой лоб, признал он, огорчаясь, что я по-прежнему его не понимаю.
-И все-таки…
-Никогда, никогда больше не подписывай мои деловые письма фразой «целую, ваш Давид Беркович». Я никого никогда не целую! Никого и никогда! Ни в письмах, ни тем более при личной встрече!
-Не буду…
-Нет, боюсь, ты не понимаешь, почему так не стоит делать. В наше время очень много…
Молчу, напряженно жду пока Давид Эдуардович напрягаясь, пытается что-то мне сказать, но у него совсем ничего не получается.
-Вы хотите сказать, что это могли понять как намек? – ужасаюсь я. – На что-то совсем неделовое, то есть личное. О чувствах более глубоких… чем дружба?
-Вот именно! О чувствах «глубже некуда»! Сейчас столько развелось… - опять задохнулся и не смог озвучить.
-Людей нетрадиционной ориентации?- подсказываю.
-Это мы, натуралы, уже стали нетрадиционно ориентированы на женское в обход мужского!
Он даже содрогнулся на последних словах.  Я, в общем-то, тоже. Это же надо было так подставить человека?!
-И он что же из «этих», нетрадиционно ориентированных на мужское в обход женскому? – в ужасе уточняю.
-Нет, к счастью не из «тех». Но больше никогда так не делай! Никогда не знаешь, где затаился…
-Человек нетрадиционной ориентации, - подсказываю. У него явная проблем с этим словом.
-Я сейчас поеду его поздравлю, как положено. Потом на два часа у меня встреча. Ни вздумай кому-то писать до моего приезда!
-Давид Эдуардович, у вас из-за меня будут проблемы? Из-за этого письма?
-Нет. Проблем не будет. Напротив, старик подписал мне разрешение…
-Тогда почему вы на меня кричали? – возмущаюсь. Наглая стала…
-Дисциплина, Таня. Дисциплина! – строго говорит он. – А ты как не знала что это такое, так и не знаешь!
-Он, правда, подписал? Из-за письма? Ему понравилось мое поздравление?
-Да, говорит, сто лет так не смеялся… - сказал и улыбнулся. Оно в принципе понятно, ему, как потом, оказалось, озвучили мое послание. Этот самый чиновник его якобы даже на стену в рамку прибил. Давид Эдуардович сам видел. В работе чиновника немало неприятного, а мое письмо очень настроение поднимает...
Я, конечно, жутко обиделась. Ведь с таким старанием писала, столько искренности вложила, а они!.. А вот Давид Эдуардович ходил весь день довольный. Не один месяца безрезультатных скитаний по кабинетам увенчался успехом. Благодаря мне. Я же говорю, нужно с людьми по-человечески…


Рецензии