Спортивный лагерь на Байкале

Или еще раз о любимом тренере

фото из Интернета

Перечитала  свой рассказ «Удивление» и вновь память всколыхнулась, вновь унесло куда-то в толщу воспоминаний щемящих и радостных одновременно мгновений моего детства.

Однажды летом для нас, воспитанников детской спортивной школы был организован спортивный лагерь, недалеко от Слюдянки, в нескольких километрах от Байкала. Было всего 5 разновозрастных отрядов: волейболисты, конькобежцы, большой теннис и малый теннис, и мы – фигуристы. Каждый отряд ехал со своим тренером. Две тренировки в день, жизнь на природе вдали от родительского глаза, ну и некоторая атрибутика пионерских лагерей, как то: дежурства по кухне, уборка территории и своих спален, утренняя гимнастика, и различные праздники – все это нам было предоставлено на целый месяц!

Но гимнастика с нашим тренером, бывшей детдомовкой Марией Никифоровной – это вам не «руки вверх, ноги на ширине плеч»! Утро на Байкале (а надо сказать, что тут утро – это колебания температуры даже в августе, самом теплом в Сибири месяце от +5С до +10С) начиналось обычно так. Все отряды высыпали из корпусов и без всякого построения бежали на речку. Горная речушка с обжигающей ледяной водой бежала через весь лагерь по камням-валунам и только близко растущие деревья и кустарники скрывали ее от глаз, но шум бурлящей по валунам воды сопровождал всю «лагерную» жизнь. Наш отряд выбегал в форме для тренировок – девочки в спортивных купальниках, мальчики в майках и трусах, независимо от температуры «за бортом» и разделялся на два потока – направо и налево от тренера. У реки за кустами всем следовало мыться по пояс в этой ледяной купели, чистить зубы, и неважно, что зубы ломит и челюсть сводит судорогой. (А по вечерам обязательной омовение уставших ног в этой же обжигающей воде…) Потом зарядка, не менее 30-40 минут очень активных упражнений, потому что надо всем согреться! Долгий бег, тщательная разминка всех частей тела, а уж в этом наш тренер толк знал – у фигуристов всегда задействованы все группы мышц! После завтрака очень короткий перерыв на уборку территории и корпусов и – все на тренировку!

Двухчасовая тренировка, без поблажек и расслаблений. Правда, иногда ее нам благосклонно заменяли на «поход в горы».

Надо заметить, что местность для лагеря была выбрана  очень правильно. Это была база отдыха какого-то детского учреждения города Слюдянки. С трех сторон лагерь окружали круто уходящие вверх сопки, поросшие глубоким мхом по колено и тайгой – высоченными кедрами в основном, папоротником в рост человека, и прочей растительностью. А с четвертой стороны – низина, вся в цветах и густых травах, а примерно в четырех километрах открывался шикарный вид на величавый Байкал.

Вот на одну из крутых сопок нам и предлагалось карабкаться частенько вместо тренировки. Проваливаясь по колено во мху,  поднимая ноги «от бедра», (а иначе никак!), перескакивая через поваленные огромные стволы, переползая через завалы бурелома, мы стремились к вершине сопки. Там, найдя небольшой пятачок мха на более-менее пологом месте, «залысинку» без деревьев, кустов и папоротников, нам устраивалась передышка. Тут надо было оттачивать свои умения кувыркаться, делать мостики и стойки, учиться страховать друг друга на сложных акробатических трюках.  Спуск вниз занимал немного меньше времени, но стоил еще больших усилий. Ноги уже плохо слушались, скользили по мокрому, насквозь пропитанному влагой  мху.  Разговоры стихали, только громкое пыхтение и сопение сопровождало наше шествие вниз к лагерю. И так радующие нас походы вначале сезона, после мы слезно просили заменить привычной тренировкой, потому что после спуска, не было сил ни ходить, ни тем более бегать-прыгать. А после обеда и короткого сна – снова тренировка с 4 до 6. И тут слегка отдохнувшие ноги удивляли нас своей неимоверной прыгучестью и радовали тренера новыми достижениями – двойными и тройными прыжками.

Для развития мышц рук, мы ходили опять на реку и, растянувшись по берегу так, чтоб не потравмировать друг друга, швыряли огромные валуны, подняв их над головой на вытянутых руках. А после оттачивались «поддержки» Т.к. парней было в группе намного меньше, чем девчонок, то к каждому выстраивалась очередь « на поддержку». И по длине очереди можно было судить о рейтинге каждого парня в отряде! Мария Никифоровна только слегка усмехалась, но не вмешивалась.

Самыми яркими воспоминаниями на всю жизнь остались разные мелочи того сезона. Как Мария Никифоровна высмеяла меня, неправильно держащую веник! Оказывается, подметать надо, держа веник двумя руками – так ее учили в детском доме. А у нас дома был пылесос, и веником орудовала я весьма неумело!

 Как перепугалась она, да и мы все, когда оттачивая кувырок назад на вершине сопки, одна из девчонок не  сумела остановиться после кувырка и пошла вниз головой кувырок за кувырком, лавируя между кустов и стволов кедров и только чудо спасло ее – она случайно зацепилась ногой за какую-то корягу и повисла на крутом склоне вниз головой, не имея сил подняться… Перепугались все, и несколько дней кувырки были запрещены на тренировках!

 Как лечила Мария Никифоровна Светку Круглову от чирия на боку… Медик лагеря уехала за медикаментами в город на пару дней, а у Светки как раз назрел фурункул. И наш тренер лечила ее по-своему, как учили в послевоенном детдоме: нажевала черного хлеба с солью и привязывала на болячку. Через два дня Светка уже кувыркалась с нами и делала «мостик», забыв о своей беде.

Именно там, я узнала, как огромным колотуном сшибают шишки с кедра, ведь конец августа, это как раз пора «шишковать». Я и не знала, что вовсе не кидают палкой по шишкам, а просто стучат по стволу, и шишки, опавшие как плоды яблони, потом собирают в глубоком мху, что и доверили нам, 10-12- летним подросткам. Собранный урожай честно разделили на весь отряд: тем, кто постарше и участвовал в сборе – по 10 шишек, а тем, кто помладше и только ждали в лагере возвращения добытчиков – по пять! А насколько вкуснее орехи были, чем те, что покупались обычно у ближайшего гастронома!

Именно там я узнала, что бывает кедровый стланик, который может растянуться на большой площади и тоже давать прекрасные шишки. И что кедровая шишка зреет три года! А какие очаровашки – шишки однолетки и двухлетки. такое можно увидеть только в тайге… И шишки выпотрошенные кедровкой. И лесная малина, такая сладкая и ароматная, что кажется даже не родственницей малине садовой, а какой-то инопланетянкой, случайно попавшей на Землю. И теплый песчаный пляж в маленькой бухточке, где золотой песок так прогревается на солнце, что бегать по нему возможно только на цыпочках. И конечно Байкал, который, оказывается, имеет маленькие глубоко уходящие в береговую линию бухточки, где вода прогревается настолько, что нас невозможно было выгнать на берег! А прозрачность той воды такова, что видно и ноги свои, и камушки на дне и издалека, из лагеря, эта сине-изумрудная чаша притягивала взоры и можно было часами глядеть на это чудо природы. А несколько камушков я до сих пор храню с тех времен, перевожу за собой, где бы я ни жила, вот уже более 40 лет. И не могу расстаться ними, так они интересны, с какими-то вкраплениями, разнообразные по цвету и форме.

Наверное,  не так увлекательно  читать эти мои воспоминания далекого детства, но не было больше сил носить в себе это.  И, может быть кто-нибудь из тех, что в то лето был там, прочтет и тоже на минуточку вспомнит эти дни, этот восторг слияния с природой.

А кто не бывал ни разу на Байкале, возможно заболеет мыслью побывать, ощутить, прикоснуться… Поверьте, это того стОит!


Рецензии
Очень хороший язык и правдиво все. Словно сам побывал.

Олег Пискунов   26.01.2017 17:38     Заявить о нарушении
Спасибо. Приятно увидеть у себя нового читателя

Галина Кравец   27.01.2017 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.