Земные дороги иисуса христа

   О Христе и отношении к Нему написано столько, что, кажется, трудно чем-либо удивить. И все-таки один факт в "Неизвестном Христе" Мережковского поразил меня. Протестанский пастор Фридрих Науманн, идя однажды по скверной палестинской дороге, подумал:"Как же Иисус, ходивший и ездивший по таким дорогам, ничего не сделал, чтобы их исправить?".
   Если бы так подумал "простой смертный", было бы понятно. Но - пастор!?
   Впрочем, заглянув в биографию Науманна, объяснение столь, если хотите примитивному восприятию Христа, можно, пожалуй, найти. Этот немец увлекался социалистическими идеями, и не просто социалистическими, а с националистическим душком. И даже создал небольшую партию, впрочем, судя по комментариям, не имевшей успеха.
   В 1894 году Науманн бросает пасторскую службу (ему исполнилось тридцать четыре года) и отдается занятиям политикой и литературным трудом.
   Учитывая пристрастия бывшего пастора, начинаешь понимать, что и в Христе он хотел видеть "социалиста", который должен был не просто проповедовать Царство Небесное, излечивать раны людские, но и заниматься практической деятельностью. Вроде строительного подрядчика. А поскольку тот этим не занимался, то Науманн разочаровался в нем. Во всяком случае, так пишет Мережковский.
   Как тут не вспомнить эпизод и из Евангелия. После того, как Христос накормил народ пятью хлебами и двумя рыбками, люди хотели "взять" Христа и сделать царем, а тот, узнав о их намерении, поспешно удалился от них.
   Еще бы, ведь не за тем Он пришел на землю, чтобы уподобиться даже царям, не говоря уже о кудесникам, но обычным людям их непонимание Его  роли можно простить. Но как же ее не понимал пастор, который учил других?
   Впрочем, дело здесь не только в непонимании, и, вероятно, не столько в нем, а в неверии. Сколько существует христианство, столько же и вопрос:а был ли Христос реальной исторической фигурой? Не миф ли это? Тысячи книг существуют, в которых его существование ставится под сомнение, и столько же - не ставящих и признающих Его. И столько же будет написано новых.
   Казалось бы, уже одно то, что личность Христа не дает покоя и спустя тысячелетия, говорит само за себя. Но многим - все равно "не говорит".
   А стоит ли ломится в открытую дверь? Почему бы не прислушаться к рассуждениям умного человека из "Деяний" Гамалиилу, фарисею и законоучителю, которого, как подчеркивается в повествовании, уважал весь народ? Когда после распятия Христа в синедрионе стали судить Апостолов, он велел вывести их из синедриона и сказал присутствующим:"Мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать".
   И затем, приведя два примера, когда с гибелью предводителя рассеивались и его последователи, заключил:"И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих:ибо, если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится. А если от Бога, то вы не можете разрушить его;берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками".
   Века, да что там - тысячелетия!- показали, что "дело" не разрушилось. И даже в недовольстве тогда еще пастора Фридриха Науманна Христом, который не исправил палестинские дороги, чувствуешь живое к Нему отношение. Разве станешь предъявлять претензии к тому, кто мертв?
               
                Продолжение следует 


Рецензии