Лапша на души
Его звали Андо
Кулинарное (точнее, фастфудовское) новшество скоро облетело весь мир. Сегодня потребление лапши в России составляет 2 млрд. порций в год, в США - 4,2 млрд., в Японии - 5,4 млрд., в Индонезии - 14,9 млрд., а больше всего «быструю» лапшу любят китайцы – съедают более 50 млрд. порций в год! Разумеется, китайцы не собираются уступать пальму первенства в изобретении этого пищевого продукта своим соседям. Они утверждают, что сухая лапша, для приготовления которой достаточно добавить горячую воду и прилагающиеся приправы, появилась не в Японии, а в Китае в …XVI веке! По преданию повар магистрата города Янчжоу использовал сильно обжаренную лапшу, которую можно было подавать гостям, просто разогревая с различными бульонами
Как бы то ни было, но современным изобретателем лапши является японец Момофуку Андо. Кормилец японской нации родился ровно сто лет назад – 5 марта 1910 года.
После Второй мировой войны Андо поступил в университет и одновременно занялся бизнесом, возглавив семейную фирму по производству одежды. Но фирма разорилась. В 1948 году предприимчевый студент решил сменить сферу деятельности и заняться тем, что, по его мнению, всегда приносило бы доход. Он начал торговать солью. Товар пользовался спросом, однако это не уберегло горе-бизнесмена от нового банкротства - он даже угодил в тюрьму за уклонение от налогов.
Кормилец нации
Кто знает, может быть за решеткой Андо, обдумывая свое еще весьма туманное будущее, решил производить то, в чем послевоенная голодная Япония нуждалась больше всего. Нельзя сказать, что в конце сороковых голодомор охватил побежденную империю (хотя я знаю одного политика, который запросто мог бы доказать обратное). Так, американцы развернули в Японии производство хлеба. Но наследники ниндзя с опаской смотрели на диковинные буханки и тосковали о блюдах национальной кухни – рисе и лапше.
Журнал «Власть» приводит воспоминания Андо: «Однажды я проходил по улице Осаки мимо очереди длиной 20-30 метров, выстроившейся перед тускло освещенной палаткой, из которой валил пар... Одетые в потертую одежду люди, дрожа от холода, часами ждали своей очереди. Человек, который меня сопровождал, сказал, что они хотели получить миску лапши»
Андо понял, что главное — накормить людей, и для этой цели потратил немало усилий, чтобы обеспечить свой народ доступной и традиционной пищей. Первая произведенная им лапша быстрого приготовления (1958) была в шесть раз дороже обычной. Настоящая удача его ждала 13 лет спустя, когда с появлением новых материалов и развитием технологий была выпущена лапша в пластиковых стаканчиках. Купившему ее надо было только залить продукт кипятком и подождать несколько минут. Позже в лапшу начали добавлять сушеные овощи: они, развариваясь в кипятке, и создавали впечатление полноценного супа
В 1995 году лапша быстрого приготовления появилась и на украинском рынке (ее начала производить корпорация «Техноком»). В многочисленных командировках протестировали эту продукцию и корреспонденты «КВ». В суровых девяностых на скромные командировочные не разгуляешься... Помню, как питались мы с будущим к.ф.н., обозревателем «КВ» доцентом Мащенко в холодной керченской гостинице упомянутым продуктом. С надеждой сэкономленную сумму потратить, скажем, на поход в театр…
Секрет японского долголетия
Но вернемся к юбиляру. Первоначально для своих экспериментов Андо построил настоящую кухню-лабораторию в сарае за своим домом в городке Икеда. Оборудование было простейшим: традиционная машинка для приготовления яичной лапши и большой котелок. Поначалу казалось, что задача, поставленная изобретателем, неразрешима. Лапша получалась либо совершенно безвкусной, либо разваривалась так, что превращалась в кашу. Прорыв случился, когда Момофуку придумал опрыскивать лапшу бульоном из обыкновенной садовой лейки. Затем он сам размешивал лапшу, чтобы ее верхний слой пропитывался бульоном, обжаривал в пальмовом масле, выпаривая воду, а затем высушивал в форме брикетов. Для приготовления лапши в нее нужно было просто добавить кипяток. К каждому брикету лапши Андо придумал прикладывать два пакетика: в одном, непрозрачном, находились специи и бульонный экстракт, в другом, прозрачном,— небольшая порция пальмового масла.
Поначалу «моментальная лапша» хитрого японца выпускалась только с куриным вкусом под торговой маркой Chikin Ramen. На то был свой резон. "Используя в приготовлении нашей лапши куриный бульон, мы сумели обойти религиозные табу, действующие в разных странах. Индусы не могут есть говядину, а мусульмане — свинину, но нет ни одной культуры, религии или страны, которая запрещает есть курицу",— объяснял Андо.
Создатель лапши уверял, что его изобретение не только вкусно, но и полезно. И доказал это на деле. Он ни дня не обходился без своего быстрого кушанья и, всего лишь три года не дожил до столетнего юбилея. Газета «Факты и комментарии» среди секретов японского долголетия (средняя продолжительность жизни в Японии достигает 86 лет) называет и сбалансированное питание. В этот рацион входит, как вы догадались, и героиня нашей истории…
С легкой руки Андо лапшу сейчас выпускают сотни компаний в разных странах мира. У нее разный вкус (в Польше, например, есть лапша со вкусом борща), однако во всем остальном она мало чем отличается от «первоисточника».
Есть или не есть?
У лапши, придуманной японцем, есть и свои противники. Рестораторы и борцы за качественное питание сетуют на то, что, как и прочие продукты быстрого приготовления, лапша убивает способность человека отличать гастрономический шедевр от дешевой стряпни. В сети я нашел мнения о том, что продукты быстрого питания приводят к ожирению, при этом не насыщая организм необходимыми питательными веществами, а всего-навсего притупляя чувство голода. А гастрит, язва и проблемы с работой желудочно-кишечного тракта, целлюлит, гипертония, якобы, неустанно следуют за любителями фастфудовской пищи.
Прокомментировать ситуацию мы попросили Главного диетолога Министерства здравоохранения Автономной республики Крым Людмилу СЕМЕНОВУ.
- Если лапша быстрого приготовления продается в крупных продуктовых магазинах, значит, она наверняка имеет сертификат качества и пригодна к применению – заявила Людмила Владимировна.– Однако я бы назвала эту пищу «продуктом временного употребления», который, возможно, незаменим в походах и дальних поездках. Что касается ежедневного, систематического употребления «быстрой лапши»… Лично я бы воздержалась от этого.
Мы желаем нашим читателям бодрости духа и японского долголетия. И напоминаем, что сегодня отличный повод поднять стаканчик «быстрого супа» и съесть порцию запаренной лапши в память о ее изобретателе Момофуку Андо.
***
Опубликовано в газете "Крымское время" в марте 2010
Использованы материалы сети интернет
Свидетельство о публикации №212010300578