Полтавская битва со снегом

И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КРЫМЧАН МЕЖДУ СУГРОБОВ И ЛУЖ
 
 В прошлом году Полтава  была в центре внимания всей Европы. Ну,  как минимум,  России, Украины, Швеции.  Отмечали трехсотлетие знаменитой   битвы. Каждая из сторон, конечно,  со своей позиции. У каждого ведь теперь своя история…  Но, как  не перекраивай, победа русской армии  - факт: в Северной войне произошел перелом, и господство  Швеции в Европе  при посредстве русского кулака благополучно завершилось.
 
Два имени
  Пышные юбилейные торжества остались в жарком минувшем лете. Сегодня о них напоминают разве что… продукция местной кондитерской фабрики.  На этикетке одной из шоколадок с соответствующим названием  «Полтавская битва» - фрагмент сражения: Петр I во всей красе. На  другой «Полтава» - портрет гетмана, похожего на Мазепу. Как говорится – история на любой вкус. А  интересно, каков он, вкус предательства?
  Нынешний заваленный снегом город то мерзнет, то мокнет, то скользит, то булькает. Мы, крымчане,  уже забыли о скоротечной зиме. Лето встречаем. А в Полтаве зима в самом разгаре – снег  собран в гигантские сугробы на тротуарах,  а  в некоторых местах – например, на площади перед театром -  настоящие снежные горы. Прямо, как у Гоголя: «Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью  и угрожал залепить глаза, рот и уши  пешеходам. А черт улетел снова в трубу…»
  Да, для  русского человека Полтава связана не только с  именем Петра I, но и с  Гоголем: Николай Васильевич учился в этом славном городе.
  В отличие от гоголевской Диканьки, излишки снега  в Полтаве грузят на машины и вывозят. Правда,  вяло и крайне  неохотно.
- Мэр свою дачу строит куда как проворней, – судачат полтавчане.

Снег на голову
 Но что нам за дело до полтавского мэра? У нас своих внутрикрымских мэров-строителей хватает. Во всяком случае, полтавский голова (забыл фамилию)  даже в снегопад и гололед обеспечил работу общественного транспорта – и троллейбусы и маршрутки ходят как часы – с пяти утра до поздней ночи! Крыму такое и не снилось…
 Почувствовав легкое потепление,  многочисленные сосульки  совершают свой первый и последний полет.  Полтавчане уже привыкли к подобным  «бомбардировкам»  и мало обращают внимания на дамокловы сюрпризы зимы. Наверное, так же  и солдаты на фронте привыкают к свисту пуль и снарядов. Прятаться со временем надоедает. Авось пролетит мимо…
 Сосульки и снежные завалы - полбеды. Особенность  этих мест в том, что снег тает не так  молниеносно,  как в Крыму – утром выпал, к вечеру растаял – полтавский снег   подтаивает  не спеша,  издевательски,  с особым цинизмом. Только  потепление – тротуар по щиколотку заполняется водой, улицы по бордюр наливаются талой жижей. А тут бац -   небольшое  похолодание! Снежок. Растущие сугробы. Затем снова  плюсовая температура и …филиал Венеции на тротуаре.
 Несколько дней назад мы расхаживали  среди полтавских сугробов и луж. Ожидали  снегопада с тяжелого полтавского неба. Но, чтобы не повторяться, небесная канцелярия запустила дождь

О стиле южнорорусского творчества.
 Центр Полтавы – известная Круглая площадь (диаметр 374 метра!)  - самый известный архитектурный комплекс Украины в стиле русского классицизма. От площади лучами расходятся восемь улиц. По одной из них  продолжаем путешествие. Но далеко ли уйдешь по сугробам и ледяным тротуарам? Да еще под ливнем! И тут мы решили скоротать время, прибегнув к классической уловке творческой интеллигенции …  Нет, коньяк для согрева будет вечером, а днем мы спрятались от стихии в излюбленном  убежище украинских экс-президентов – музее.
 Зданию, в котором размещается Полтавский краеведческий музей, а вначале находилось земство,  более ста лет. Сооружение уникальное – эдакий домина в  стиле модерн с элементами (как пишут в справочнике) «украинского народного стиля». К слову, еще в начале прошлого века на страницах местной прессы  разгорелся спор по поводу проекта будущего  здания. Корреспондент ”Полтавского вестника” настоятельно рекомендовал  оформить фасад ”в стиле южнорусского творчества”. На это правая газета ”Киевлянин” заметила, что известен лишь один образец украинского архитектурного стиля — «соломенный курень на бахче»… Похоже архитекторы учли все замечания.  ”Внутри дома нет ни одного места на стене, на потолке, где бы ни красовался прекрасный украинский орнамент, нарисованный или вырезанный, — увлекался корреспондент тогдашнего журнала ”Рідний край” после открытия здания. — Все, что только есть в том доме, — начиная от мелочей, какой-то малейшей мисочки, и до самого крупного, — носит на себе выразительный признак украинского искусства”. Современники даже  видели в этом доме символ Украины. Сегодня построенное на откосе  здание  куда-то медленно  сползает. А в некоторых комнатах обнаружены пугающие трещины.  Тоже символично…

Предостережение Николая II
 Еще во время работы земства, в  некоторых  его комнатах было создано подобие музея. В 1909 году на празднование  200-летия победы над шведами в Полтаву прибыл Государь Император  Николай II. Среди прочего, монарх пожелал посетить и хваленый дом земства. Приехал, осмотрел.  Задержал взгляд на украшавшие фасад  гербы уездов Полтавщины. Внимательно прочел надписи под ними.
— Стиль дома исполнен как бы для прославления малороссов и их истории, что крайне недопустимо и вредно для государства, — резюмировал император.
 Мудрый государь еще тогда понимал,  к чему могут привести не знающие меры игры в самобытность. Это мы уже знаем, что  самостийность начинается с  вышиванки, но  заканчиваются майданом.
  Несмотря на эти завлекательные истории мы в раздумье топтались на пороге музея. Дело в том, что мы оказались несколько ограничены в средствах.  А  еще раньше нам сказали, что во время кризиса стоимость билетов в полтавские музеи подскочила вдвое.
- Если дороже четвертака – не пойдем!
- Восемь гривен –  улыбнулась кассирша. И мило  добавила -  За двоих…
 Я переспросил дважды. Нет, не ослышался. Отвлекусь, чтобы воспеть панегирик полтавским ценам. В этом городе возросший проезд в маршрутках  составляет  гривну 25 копеек (протяженность маршрутов больше, чем в Симферополе), бокал пива в  хорошем баре стоит 6 гривен, а за две большие грибные пиццы и пяток свежайших пирожков в пекарне «Каравай»  мы заплатили всего 15 гривен! Уж не помню, чем мы больше  восхищались - смешными ценами или же проклинали крымские власти, за желание содрать с крымских туристов три шкуры, Как вы знаете, нам, крымчанам, от курортного сезона остаются на память только до потолка взвинченные цены…
 
Очень краткий путеводитель
 В музее провели часа три. Но   не станем злоупотреблять вниманием читателя, и превращать  путевые заметки в путеводитель. Если же  в двух словах, то несмотря на то, что экспозиция музея  cильно пострадала в огне Великой Отечественной (после войны осталось всего 37 тысяч экспонатов из 118)  посмотреть все же  есть  на что -  от монеток из местных кладов,  крошечных жучков-червячков и  чучела птички фифи  до скелета мамонта  и самого настоящего  первого советского трактора с металлическими «зубчатыми» колесами.
 Следуя веянью времени, недавно в музее открыли отдельный зал, посвященный голодомору. В зале нет посетителей. Впрочем, экспонатов в зале тоже нет. Только какие-то тексты на стенах и, почему-то, печатный станок в углу. Поставили бы кастрюлю, затянутую паутиной, я бы понял, но печатный станок?
 В отдельной комнате представлены ростки «незалежности» – бумаги, фотографии, посмертная маска Петлюры, к слову уроженца Полтавы. Тут же - тачанка. В свое время  немало петлюровцев полегло от махновцев, впервые взявших на вооружение тачанку – тачку с пулеметом. Созданную также в стиле южнорусского творчества.

«Эней був парубок моторний…»
 И вот мы снова на обледенелых полтавских улочках.   Подкрепиться бы!  Но по пути ни одного кафе, только магазины с украинскими  названиями  вроде «Диканьки»,  и …греческими, типа «Энеида». Несведущим любовь полтавчан к творчеству Вергилия, мягко говоря, не совсем понятна. Но мы-то знаем секрет украинской Энеиды! Известный малороссийский поэт (разумеется, полтавчанин)  Иван Котляревский  в конце восемнадцатого века натянул украинские шаровары на греческий эпос.  Получилось забавно. Рассказывают, что император Николай I с удовольствием читал «Энеиду» Котляревского на мове (и кто там вякает, что при царизме душили украинский язык?).
 Дождь закончился. Гуляем в парке. Парков и сквериков в Полтаве не счесть. Однако полтавчане, в отличие от сметливых крымчан не  смогли креативно использовать городские пространства, засаженные деревьями – ни один из  парков не украшает элитная застройка! Наверное,  дело в отсутствии элиты…   

Последнее убежище
 Время до отправления ночного поезда не собиралось двигаться вперед. И нам пришлось занырнуть в еще одно убежище  интеллигентного человека. Правильно. Этим гостеприимным домом оказался …еще один музей! Точнее, картинная галерея.
 Ввалились в нее как бомжи -  мокрые, холодные, взъерошенные.
- У нас, билеты дорогие! –  на всякий случай  предупредила кассир. – По шесть гривен!
- Да не смешите уже нас полтавской дороговизной! -  расхохотались мы, и, избавившись от мокрых курток в гардеробе, окунулись в море живописи. Коллекция   картин и скульптур мастеров Западной Европы, а также полотна русских художников конца девятнадцатого, начала двадцатых веков весьма неплоха!
    Экспресс-знакомство с Полтавой завершилось. Конечно, осталось чувство недосмотренного, недосказанного. Ничего, будет повод вернуться в этот город летом. Надеюсь, снег к тому времени растает, а к дождю мы уже привыкли… 

***
Сокращенный вариант этой статьи опубликован в газете "Крымское время" в феврале 2010
 
   


 


Рецензии