Последний оптимист автономии...

..ЖИВЕТ В ШАЛАШЕ, В ЦЕНТРЕ КРЫМСКОЙ СТОЛИЦЫ

Александр – богач. Он живет в самом центре Симферополя, в элитном районе, а его дом находится в парковой зоне, в трех метрах от набережной, в пяти метрах от Салгира. 
В его доме две стены. Одну образует высокий и древний тополь, другую клен. Часть кровли – несколько попарно сплетенных веток покрытых целлофаном – упирается в сетчатый забор. Интерьер особняка также  не сильно изыскан – лежак, одеяло,  теплая куртка, тумбочка-ящик для свежее найденной  прессы и толстой  книги  по обороне Севастополя . У входа в жилище очаг.   

Портрет с дымком
Обитатель шалаша  не из разговорчивых. Но если разговорить, поймешь – перед тобой философ. «Да, я богат, - размышляет Александр. – помните, кто-то из мудрых заметил, что богат не тот, у кого всё есть, богат тот, кому ничего не надо. А мне ничего не надо, да к тому же у меня все есть – вот река, вот Солнце, и еще эти желтые  листья…

Александру – семьдесят три года. Выглядит бодро, подтянуто, даже молодцевато для своего возраста… У Александра  не только здравые мысли и  хорошо поставленная речь (за плечами две «вышки» - физмат  пединститута и высшая школа профсоюзного движения в Москве) но и академический  вид:  аккуратно подстриженная седая бородка и белоснежная, чуть взъерошенная,  копна волос. И только по запаху   костра, который въелся в его одежду,  и по черным от сажи рукам понимаешь – это не присевший отдохнуть у реки профессор. Александр  – бомж.

- У нас бомжей неписанные законы сосуществования – поясняет бомж-неофит. – Не принято лезть друг к другу в душу – поздоровался с коллегой и пошел дальше. Зачем грузить другого своими бедами? У каждого свои проблемы… Еще мы не воруем друг у друга. Если кто-то насобирал пакет бутылок, и отлучился на время – другой никогда их не заберет… В моем статусе бомжа меня устраивает такой вариант жизни, где  независимость прежде всего…

Завести собаку или кошку, чтобы коротать одиночество,  наш отшельник категорически отказывается:
- Нельзя так с животными поступать … Вот приручишь бродячую скотинку, прикормишь, а потом? Ты  должен отвечать за прирученное существо,  ведь оно будет к тебе привязано, зависеть от тебя… Но кто знает, где я буду завтра?


Будни философа
Действительно, судьбы Александра и его ветхого жилища находятся под большим вопросом . Это на реставрацию Ленинского шалаша в Разливе губернатор Петербурга недавно выделила  более ….двух миллионов рублей! Но имя Александра не увенчано революциями и миллионами ее жертв, а значит шансов никаких.
К тому же он прочел в газете, что Салгир – форточка Симферополя – по нему, как по вытяжке, осуществляется вентилирование крымской столицы, поэтому строительство каких-либо дач на брегах веселого Салгира препятствует этому воздушному потоку. Так что, если начнут сносить дворцы на набережной наверняка начнут… с его хижины. 
   
Александр гонит эти мысли прочь, и  спит  безмятежным сном праведника. Просыпается не с рассветом, а часиков в девять. Имеет право. В былые годы – чуть свет-заря – на работу.
- Жизнь была разнообразная, в движении – весь Союз объехал. – признается пенсионер. - Старался больше освоить профессий, побольше узнать увидеть, верил, что все это  пригодится.
Пригодились разве что навыки туриста и альпиниста (Александр – кандидат в мастера спорта по альпинизму) – вот холобуду свою соорудил, и,  мастерски связал специальным прямым  узлом,  жерди и ветки крыши …

Чем занимается наш герой днем? Посещает старых  друзей. Потом обедает  в столовой. Спиртное –ни-ни! Голова должна быть ясной! Ну и конечно, пару раз  в месяц - баня – маленький бомжовский праздник.  В остальное время возлегает «дома» на топчане читает,  или … размышляет о будущем республики.
Вечером, на своем маленьком очаге готовит чай  с шиповником. И тихо засыпает под звёздным небом…


Дом в прошедшем времени
И все же, почему Александр  здесь?
- Я вот прочел как-то,  что в Крыму начали развивать зеленый туризм… Ну вот, я практическое воплощение этой идеи – шутит рассказчик.
На самом деле, всё было не так весело. Его история древняя, как мир. Добрые люди с деньгами захотели построить на месте  старого  домика Александра  на Красной Горке свой крутой особняк. Составили с Александром договор, согласно которому новые владельцы участка обязались купить  хозяину идущего под снос дома однокомнатную квартиру. Пообещали и не сделали.
- Почему?
- У них возникли свои проблемы, сочувственно произносит отшельник. – Как говорится  – богатые тоже плачут… Что-то  у них не заладилось… А судиться я не захотел… Только нервы зря тратить. Сами знаете, в какое безвременье мы живём.

О людях, оставивших  без крова  говорит без злобы, даже с некоторой благодарностью:
- Они  помогли перевести мою пенсию в банк,  и теперь  помимо пенсии выплачивается мне проценты…  около тысячи выходит! Так что – на жизнь хватает – подаяния мне не нужны, милостыни я не прошу. Правда жители окрестных домов иногда мне  еду приносят. Беру, чтобы не обидеть.  Недавно две девочки принесли деньги – оставили и ушли. Я не хотел их брать, если увижу их еще – верну обязательно!


Желания и тайны
От чего не отказался бы Александр – от хорошей книги.
- Пока я мыслю – я живу- так ведь сказал философ? – переспрашивает Александр – А жить это значит  познавать мир, а не пребывать в каменном мешке квартиры   у тупого теле ящика, с постоянной тревогой, как дожить до получки. Духовная  жизнь – штука не простая,   каждый понимает ее по разному…И для оценки  качество собственной жизни у каждого также  своя мерка.

О своей семье Александр отказался говорить наотрез:
- Есть люди, которые откровенничают перед журналистами в газетах и на экране, рассказывают подробности своей сексуальной жизни… Я не такой. Да, я бомж,  но есть вещи о которых даже  мне не хочется или стыдно говорить… Так уж, извините.


Диагноз: оптимист
Как ни странно, но Александр  держит свою прокопченную руку  на пульсе политической жизни Крыма. К результатам выборов отнесся  с пониманием, хотя многопартийность не одобряет:
-   Я сторонник мажоритарной системы –  только при ней  каждый избиратель  может требовать осуществления программных задумок своего кандидата…. Может что-то изменится после выборов. Потому, что в прошлом составе крымского правительства не было …стержня, что ли. Я надеюсь,  что с весны начнется формирование новой по настоящему  независимой республики со своим  бюджетом. Я верю,  что в республике Крым будет социально ориентированная экономика и что жилищный фонд у республики будет государственный. И может тогда и для меня найдется место в общежитии… А то зимы все-же у нас пошли холодные. Это летом – рай…
- Социально ориентированная экономика говорите… И где бы я еще встретил оптимиста?  Сейчас разрабатывают законодательные акты, по которым людей за неуплату комуслуг будут из собственных квартир выселять… А вы говорите…
-  Тогда мне придется подвинуться…. Здесь  на Набережной всем места хватит – грустно шутит бомж . – Ну а если всё будет на так радостно, как обещалось, и государственное общежитие останется мечтой, я буду искать  хорошего хозяина, у которого готов работать  дворником, привратником, садовником… Работать за право иметь закуток, в котором можно было бы зимой приклонить голову…


Жизнь прекрасна
- Ну а если не получится с зимовкой…- задумался Александр. -  Земля круглая… Знаете, я не прагматик, а романтик. Может быть последний романтик,  хотя  без рюкзака и желтого «изгиба  гитары».  Но я всегда готов двинуться в путь. Помните,   Пржевальский  говорил: « А ещё жизнь прекрасна потому, что, можно путешествовать!». Хотя сейчас путешествовать грустно. Тоскливо смотреть на полуразрушенные деревни с людьми, которые не верят в завтрашний день…
 
…Подумал, если бы приодеть Александра в костюм и поменять местами с каким-нибудь чиновником, перемены были бы только к лучшему для всех… Но тут, мой новый знакомый дал понять, что пора прощаться – пока он был сегодня в центре, мальчишки повредили  шалаш. Надо успеть до захода солнца его  отремонтировать, да и скат крыши в другую сторону направить… Позировать для фото, к моему большому огорчению,  робинзон отказался.  Ему не нужна  реклама. Как, по большому счету,  не нужны, ни помощь, ни сочувствие. Он и так счастлив. Он свободен.
- Ну а если захотите что-то написать, пожалуйста пишите бед  дифирамбов -  попросил Александр   на прощанье, - А то знаете, время такое -  появятся завистники, злобствующие,  скажут, вот умник нашелся… А я никого не учу и никому не мешаю…


… Дама, выгуливающая на набережной собаку, издали наблюдала за нашей беседой. Подошла ко мне, поинтересовалась. Когда узнала, что  я из газеты, пожаловалась:
- Скажите, ну куда это годится, чтобы человек так вот жил!  Разве можно целыми днями ничего не делать, сидеть в своем шалаше, читать книжки,  пить чай  и  смотреть на реку…  Это же не нормально! Вот вы бы так хотели?!!...  А почему вы молчите…

***

Опубликовано в газете "Крымское время", 2010


Рецензии