ДВА ИЛИ ТРИ?
Конструктивная реализация размещения экипажа на двух названных объектах была кардинально противоположной: ленинградское решение – два человека в сильно бронированной капсуле корпуса (287), челябинское – оба в башне (775). Так же разнились на них и распределение обязанностей в экипаже: на 287 – командир-наводчик и механик-водитель, на 775 – командир-водитель и наводчик. Возможность третьего варианта на корню исключалась (совмещение в одном лице наводчика и механика-водителя).
В первом варианте командир, вынужденный вести как наводчик наблюдение в том числе через прибор с увеличением, который в кратность раз (8Х) искажает командиру угловые представления о маневрах механика-водителя на местности (он повернул, скажем всего на 10 градусов, объезжая препятствие, командиру покажется, что на 80 градусов).
Во втором варианте командир-водитель, практически лишен исполнять свои командирские обязанности, так как полностью поглощен водительскими обязанностями, отягощенными смещением его рабочего места относительно гусениц при вращении башни, вплоть до необходимости вести машину, находясь спиной к направлению движения.
Машины не были приняты на вооружение и не только по этим причинам, однако, состав экипажа из трех человек (после введения автоматов заряжания) остается оптимальным до настоящего времени.
*) – это их название было определено правительственным постановлением, однако по специфичности выполняемых задач они мало напоминали танки
Свидетельство о публикации №212010300616