Суслики свистят стоя

Рассказ.

Суслики - степные грызуны. Живут они в глубоких норах. часто с запасными выходами. В поле их можно определить по свисту. Стоя на задних лапах, суслики издают сильный писк, похожий на свист. Причём свистят зверьки поочерёдно: то справа, то слева, то сзади, то спереди. Присмотришься внимательно - увидишь любопытную головку, то и дело поворачивающуюся  в разные стороны. Свист - это своего рода "язык" сусликов, с помощью которого они передают друг другу необходимую информацию.

Нас, 12-13-летних подростков, в начале лета колхозный агроном Наталия Попова пригласила на отлов грызунов. Перед выездом в поле она подробно рассказывала об этих вредителях. Мы узнали о том, сколько зерна на зиму заготавливают суслики в норах. Получалась солидная сумма. И мы принялись за спасение  урожая.
 
Первый день агрономша провела с нами весь день, по ходу дела давая необходимые советы.
- Слышите? - говорила она.- Суслик свистнул слева. Но не торопитесь искать его. Подо-ждите. Смотрите внимательно в ту сторону. Если и после второго свистка не обнаружите, ждите третьего. Он   обязательно поднимется столбиком.
- Вон суслик!    Я вижу !  - вскрикнул Иван Большаков - самый старший  из нас. - Что де-лать?
- Теперь, ребята, - говорит агроном, - надо взять тряпки и бежать, не спуская глаз с зверька. Кто заметит, в каком мосте он исчезнет, - там и ищите норку и затыкайте её тряпкой. Но все за одним сусликом не бегайте. Каждый должен найти "своего".3атем водовоз должен подъехать с бочкой воды поближе. Наливайте по ведру воды и поочерёдно заливайте  в норы. Лучше работать в паре: один воду льет, второй держит наготове ладонь ребром около норы. Как только суслик высунет голову, чтобы спастись бегством, хватайте его за шею и ударяйте о землю. Готовую "продукцию" складывайте в ящики на другую подводу. Всё ясно? Тогда - за дело.

Наталия Петровна попросила Ивана лить воду в нору, сама присела на корточки. Вот что-то забулькало и зафыркало в норе, потом показалась мокрая мордочка зверька. Суслик, было, дёрнулся, чтобы выскочить из норы, как цепкие   пальцы агронома перехватили его шею.
- Теперь всем понятно, как отлавливать? II вот еще что: не забывайте брать у бригадира мыло и чистые лоскуты материала для рук. После работы мыть руки - правило для всех обязательное...

Мы разбежались в разные стороны. Я был в паре с Сашкой Ляпиным, подростком на редкость рыжим и веснушчатым. Обычно он первым замечал зверька, бежал во весь дух и затыкал тряпкой нору. Я спешил к этому месту с ведром и выливал в нору воду. Иногда хватало полведра, чтобы выпугнуть суслика, но случалось нередко выливать и три ведра.
- Наверное, в запасной выход удрал, - делал вывод Сашка, и мы шли к следующей норе.
Однако как только мы отходили шагов на 10-15, суслик, весь мокрый, пускался наутёк. Зверёк перехитрил нас. Но это было в первые дни нашей работы. После мы хорошо изучили повадки сусликов. Когда лилась вода, опытный суслик упирался спиной и ногами в стены норы, пропуская воду. В таких случаях можно вылить в нору много воды, но зверька не дождаться. Мы поняли замысел зверька и решили его перехитрить. Сашка, засучив  рукав рубахи, засовывал в нору руку и вытаскивал суслика. Однако такой приём был не безопасным: суслик царапался и даже кусался. Полученные раны мы научились обрабатывать сами: у нас имелся и флакончик с йодом и бинт.

За день мы столько делали коротких перебежек, что если бы их соединить в одну прямую, получилось большое расстояние. За два месяца только мы с Сашкой отловили около тысячи зверьков.
- Это   сколько же зерна мы сберегли? - вслух размышлял Сашка, когда однажды мы воз-вращались домой.
- Арифметика простая, - ответил Иван.- Если каждый суслик заготовил бы на зиму только по одному кг, получилось   ни много ни мало, а целая тонна!
- Вот это да!- вскрикнули мы с Сашкой. - Это сколько буханок можно испечь?
- Наверное, много, - подытожил Иван Большаков.
 
Свою добычу мы отвозили местному "шкуродёру" (так его называли сельчане) Ивану Егоровичу. Он принимал у нас "товар", выплачивая по 5 копеек за каждую тушку. Иногда у нас выходило по 3 рубля на человека. Мы радовались такому заработку. Сам же Иван Егорович как нам стало известно позднее, сбывал шкурки по весьма хорошей цене. А сусличье мясо тоже пускал в дело: скармливал его гусям, которых у него водилось множество. Словом, нам доставались за труд гроши да трудодень в колхозе, а "шкуродёр" обогащался. Но это нас тогда  не огорчало. Главное, мы приносили немалую пользу кол-хозу, а значит, и всему государству.

В заключение к этому сусличьему процессу хочется добавить следующее, уже с позиции нынешнего времени. В послевоенные годы суслики в наших краях водились в невиданном изобилии. И действительно приносили большой урон урожаю зерновых. Поэтому сокращение их поголовья тогда было оправдано. В настоящее время суслики в наших краях - большая редкость. Сказались массовая распашка земель, применение минеральных удобрений, пестицидов. И всё же изредка можно увидеть где-нибудь на лужке или меже свистящий столбик. Если и дальше так пойдет дело, то сусликов придётся заносить в Красную книгу.


Рецензии