Скифы

ФОТО: Золотой олень. Украшение горита (колчана) из станицы Костромская (Краснодарский край). Музей Эрмитаж в Петербурге.

Статья из "Этнологического словаря"

СКИФЫ  Слово «Скифы» - это наиболее известный в литературе термин, обозначающий древних всадников-лучников, распространившихся не только по всей степной зоне Евразии (от Дуная до бассейна реки Хуанхэ), но и проникших в Малую Азию, на Ближний Восток, в Египет, Месопотамию, Персию и Индию. Существует и много других терминов, обозначающих воинственных всадников, о чем будет сказано ниже.

     Большая часть учебников истории о скифах основывается на книгах Геродота (собирательный образ для многих авторов), которые являются грубейшей компиляцией различных домыслов. Эти книги были написаны в Италии не ранее XV века беглыми греками-византийцами специальным вновь созданным шрифтом «минускул», который на древнегреческих вазах и пергаментах никогда и нигде не встречается. Именно в этом веке началась масштабная Фальсификация истории (см. статью), ставшая возможной во многом благодаря изобретению печатного станка. Но главная причина – стремление скрыть истинные причины возникновения человеческой цивилизации. В связи с этим, в данной статье «сведения» от Геродота почти совсем не отражены.

     Обозначим главные черты скифской цивилизации, известные из археологии.

     1. Скифы – это всадники, причём скифские женщины зачастую принимали участие в походах наравне с мужчинами (см. ст. «Амазонки»).

     2. Главным оружием всадника был композитный лук, склеенный из плоских дощечек древесины разных пород (с разным модулем упругости) с помощью особого клея из плавательного пузыря осетровых рыб, водившихся в то время в основном в Каспийском море.

     3. Однако решающим фактором успеха скифов было приручение лошади, которая изначально проживала только в прикаспийских степях между Волгой и Южным Уралом. Современная генетика доказала, что ВСЕ лошади земного шара произошли от ОДНОГО жеребца и нескольких кобыл, живших именно в этой точке земного шара (эндемичный вид). Подробнее см. статью «Гаплотип». По современным оценкам, лошадь была приручена 8-10 тысяч лет назад.

     4. Для того, чтобы выехать верхом на лошади из прикаспийских степей скифам необходимы были железные подковы и прочая лошадиная сбруя (железные стремена, удила и т. д.). Плавка железа впервые началась в лесной зоне Южного Урала, а также на Алтае.

     Дело в том, что для получения железа (кричного в те времена – см. ст. «Железо») необходимо было огромное количество дров, либо древесного угля, полученного из большого количества древесины, что в степи является совершенно невозможным делом. Таким образом, необходимо признать, что скифская цивилизация являлась «сплавом» лесной и степной цивилизаций (подробнее см. статью «Технологический взрыв»).

     5. Нашим современникам скифы наиболее известны по совершенно уникальным ювелирным изделиям из золота в так называемом скифском «зверином стиле». Кратко напомним, что этот стиль, в первую очередь, включает в себя священные (тотемные) изображения оленей с гипертрофированными огромными рогами.

     Также распространенными изображениями являются: борьба двух зверей, имеющих зачастую совершенно мифический облик, изображения мифической птицы-зверя, называемой «грифон», постоянные изображения осетров, прильнувших к тетиве лука, и множество других характерных изображений животных, а также обязательное изображение «мирового дерева».

     Люди обычно изображались в виде всадников-лучников. Также встречаются изображения людей со вторым лицом на затылке, в совершенно ином, зачастую зверином, обличье.

     Все это хорошо известно из многочисленных цветных альбомов, посвященных золоту скифов (Пока заострим внимание на сакральных изображениях оленей, о чём подробнее – ниже).

     Хотя плавка и обработка золота и легче, чем железа, но в условиях степи она совершенно исключается. Опять приходится признать происхождение золота скифов из лесной зоны Урала, либо Алтая. Если этого не признать, то совершенно непонятно, откуда в степи могли взяться олени? И почему в степи растут высокие, большие и раскидистые культовые (обожаемые) деревья?

     6. Каменные топоры – навершия жезлов в форме животных, либо просто двуконечных боевых топоров - символы власти у скифов. Передача такого топора в руки достойного человека делала его предводителем племени, либо боевого подразделения (хотя камень как оружие давно уже не употреблялся, начиная с конца неолита и наступления бронзового века). Подробнее см. статьи "Жезлы" и "Скипетры".

      7. Мумификация умерших.

      8. Татуировка.

     9. Огненные погребения - сжигание усопших вместе с гробом, либо ладьей, дабы дым от праха соединялся с Небом. (От слова "коптить Небо", между прочим, происходит название египетских коптов, а также обычай зажигать свечи во время молебна). Топоним "кострома" (от слов: КОСТер из КОСТей) встречается и в степной и в лесной зонах Евразии.

     Таким образом, мы подошли к древней религии скифов, которая основывалась на культе мирового дерева, а развесистые оленьи рога выступали символом этого дерева.

     Большое дерево не только представляло из себя абсолютно необходимый аттрибут для строительства бревенчатых изб, плавки металлов, основы для высокоэффективного подсечно-зольного земледелия, а также создания многих орудий труда.
 
     Дерево олицетворяло собой мистическую связь Неба (крона) и Земли (корни). При этом Небо представлялось многослойным, как многоярусное дерево, и Земля тоже имела много слоев, подобно корневой системе дерева. Рубить дерево без острой необходимости было крайним святотатством. Отголоски этого мы находим в месопотамских и египетских текстах, где рубка ливанского кедра приравнивалась к важнейшему религиозному ритуалу. Да и древний деревянный столб Джед для ритуального распятия египетского фараона в рамках праздника Хэб-Сед (бычий хвост) [см. ст. «Хэб-Сед»] имел насечки, обозначавшие слоистый мир и связь Неба и Земли. Аналогичный столб, к которому привязывали человека, чтобы он «обрел связь с Небом» мы встречаем в древнеиндийской Ригведе.

     Таким образом, в древнем скифском культе мирового дерева мы находим основные черты религии тенгрианства (см. термин).

     Что касается языков, на которых говорили скифы, то они представляли из себя множество диалектов и их гибридов, относящихся, в основном, к славянским, тюркским и угорским направлениям (см. эти статьи, а также ст. «Индоевропейские языки»). Скифов объединял не общий язык, а единство технологии и религии.

            Древнейшей письменностью "скифов"  были руны - стилизованные изображения деревьев с различным количеством веточек, направленных вверх и вниз (см. статью "Руны"). Другой  тип письменности, который мы находим в южных анклавах протоэтноса - это карийский, финикийский, коптский, нубийский алфавиты, представляющие из себя различные варианты развития алфавита, названного позднее кириллицей. Этот шрифт использовали в древности самые разные языки и наречия (см. соответствующие статьи, а также статью "Алфавит"). Греческий алфавит возник на основе коптского и карийского, путем выбрасывания около 10 букв.

     Каково же происхождение слова «скифы»? Этот термин встречается впервые лишь на греческом языке, где буквы «ф» и «т» использовались равнозначно в одном и том же слове. По-русски это, очевидно, были «скиты», т. е. «скитальцы» (иСКаТели и путешественники). Заметим, что в древних славянских языках слово скиталец не считалось обидным, а означало лишь перемещение в пространстве. После реформы патриарха Никона (XVII век) слово «скит» стало широко употребляться для тайных поселений бежавших от никоновских реформ старообрядцев, ставших поневоле скитальцами.

     Теперь перейдем к другим названиям цивилизации воинственных всадников.

     Саки («олени»).
     Саксоны ("сыновья оленей").
             Сколоты ("соколята")
     Косоги (кос-саки = "белые олени"). Отсюда произошло слово "казаки" (см. статью).
     Аланы («олени» или «лани»)
     Гиксосы («Цари-пастухи»)
     Сарматы («рожденные царями», либо, возможно, «дети Мары" [марийцы], откуда и название города «Самара» и ближневосточной столицы скифов – Рас-Шамра (Угарит-Иерусалим).
     Геты (готы) («идущие впереди»). Ср. со словом "геть!" - двигаться вперед, и словом "гетьман" - предводитель гетов.
     Массагеты (сыновья гетов).
     Берендеи, бродники (от слова "бродить", т.е. уходить в походы. Это напоминает происхождение слова "скифы" (см. выше).
     Гунны («угры» – будущие «венгры»)
     Тартары (на Западе – «ужасные», на Востоке – команда лошади «Трр! Трр!» (стой!). Также как слово "иго" - искаженное лошадиное ржание "Иго-го".
     Авары – всадники, бравшие с собой твердый сыр (см. ст. «Варяги»).
     Кельты (пришельцы с холода).
     Халдеи (из холодных краев).
     Хазары (см. статью).
     Кипчаки (степняки).
     Дешт-и-Кипчак (Горцы и степняки).
     Киммерийцы (Крымцы). См статью.
     Половцы, поляне (степные люди).
     Древляне ("древесные", лесные люди).
     Печенеги (печники, плавившие металлы, в основном угро-марийцы).
     Ясы ("солнечные"). Однокоренное с русским "ясно" = "солнечно" и с аналогичным древнетюркским словом. Так, "яса Чингизхана" означает "солнце ("ясный" закон) Чингизхана" (см. статью "Чингизхан").

     Что касается хронологии (интервала времени на котором жили и действовали скифы), то общепризнанным является утверждение, что цивилизация скифов существовала более тысячи лет подряд. Учитывая подход к хронологии событий мировой истории, принятый в этой книге, период начала цивилизации скифов следует отсчитывать не позднее, чем от времени начала цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии, где изобилуют изображения оленей и других типично скифских рисунков в "зверином стиле", а также изображения лошадей. Не забудем упомянуть и наскальную живопись испанских пещер в сходной стилистике. Абсолютные значения числа лет для этих культур, считая от нашего времени рассматриваются в других статьях Словаря.

     Временный закат цивилизации скифов пришелся на период эллинизации Причерноморья и Днепра (Киев). Греки добились своего путем внедрения новой религиозной идеологии (сначала «классики», затем митраизма, и, гораздо позднее, христианского тринитаризма, взамен арианства-несторианства). Главным же фактором были навыки греческой торговли, совершенно чуждой скифам.

     Изгнание греков из Причерноморья было недолгим. После крушения Византии они заполонили своим тринитаризмом всю Русь. Так греки полностью уничтожили монотеистическую веру Владимиро-Суздальской Руси и породили, в результате религиозного раскола, многие другие религии.

     Сразу после 1917 года 1,5 миллиона греков срочно покинули Россию, оставив ее саму "разбираться" с расколом на множество религий и возникающих отсюда проблем.


Рецензии
Вы молодец! Продолжайте "копать глубже", "истина где-то рядом", как любил говорить агент Малдер из "Секретных материалов"...

Аллеф Лей   18.06.2014 23:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.