С. Гиллиген о гипнотическом трансе

  Нередко человек обращается за лечением потому, что потерял способность сотрудничать с самим собой и со значимыми для него людьми из своего окружения. Он заблудился в замкнутом круге ограниченного выбора возможностей и не видит заложенной в нём способности к изменению. Он заблудился в замкнутом круге ограниченного выбора возможностей и не видит заложенной в нём способности к изменению (С.Гиллиген,с.8).
В 19 веке энциклопедия Брокгауз и Ефрон констатировала: "Транс — английский термин (trance), обозначающий своеобразное болезненное изменение сознания, наблюдаемое иногда под влиянием алкоголизма. А именно, при этом человек может совершать сложный ряд действий, кажущихся целесообразными, обдуманными и вполне сознательными, а на самом деле он их вовсе не сознает, не отдает себе в них отчета и не сохраняет ни малейшего воспоминания о них и вообще за известный промежуток времени, который может, по-видимому, длиться до нескольких суток. В это время движения, речь, вообще поведение больного, находящегося в "Трансе", ничем особенным не поражают, и если он в этом состоянии совершил преступление, то легко принять его за намеренное, сознательное действие. На самом же деле поступки, совершенные в трансе, составляют продукт автоматизма, без участия сознания и воли... В этом отношении транса представляет большой интерес для судебной медицины. У лиц, привычно злоупотребляющих спиртными напитками, состояние транса иногда возникает вслед за опьянением. Оно представляет большую аналогию с состоянием так называемого absence (отсутствие сознания), наблюдаемым нередко у эпилептиков, у которых оно длится от нескольких мгновений до нескольких суток и даже недель. — Кроме того, выражение "Транс" употребляется для обозначения состояний, похожих на летаргию или экстаз, при которых также имеется помрачение сознания".
П. Р.
Эта крайняя версия предполагает "утрата самоконтроля" разделяется неспециалистами.

Там же читаем: "Гипнотизм — есть учение о своеобразном состоянии организма, сопровождаемом изменением сознания, похожим на сон (отсюда и название — сон), но резко отличается от естественного сна прежде всего тем, что вызывается искусственно, а затем и целым рядом симптомов. Само это состояние называется гипнозом, или гипнотическим; тот, кто его вызывает — гипнотизером (hypnotiseur). Слово "Гипнотизм" было введено для обозначения относящихся сюда явлений английским врачом Брэдом (Braid), в начале 40-х годов нашего столетия; кроме того, для их обозначения служили и отчасти служат еще теперь некоторые другие термины: месмеризм, животный магнетизм, электробиология, фасцинация, neurypnologie, sommeil lucide, sommeil nerveux, бредизм, сомнамбулизм. Научная разработка Гипнотизма и методическое применение его к лечению принадлежат новейшему времени. Но различные способы вызывать гипноз были известны и применялись для разных целей еще в глубокой древности. Исцеления от болезней, нередко выдаваемые за чудеса, производившиеся древними жрецами в Египте, Греции и других странах с помощью молитв и наложения рук на больного, внимание которого целиком поглощалось торжественным актом — эти исцеления отчасти сводились на простое внушение наяву, отчасти же на вызывание гипнотического состояния, которое, как мы увидим, значительно повышает внушаемость. Но гораздо важнее медицинского применения Г. в древности было его религиозное значение. Индийские факиры издревле приводили себя в особое, сноподобное состояние с помощью продолжительного направления взора на кончик своего носа или беззвучного повторения священного слова "ом" многие тысячи раз подряд. К подобным же приемам прибегали некоторые монашеские ордена в начале христианской эры. Например, так называемые таскодругиты или пассалоринхиты при молитве в течение многих часов вкладывали указательный палец в ноздрю. Монахи священной Афонской горы, известные под названием гезихастов или квиетистов, а также омфалопсихиков, крепко прижимали подбородок к груди и фиксировали область пупка. Пребывая в таком состоянии многие часы, задерживая при том дыхание, они впадали в гипноз; первоначально при этом появлялось световое ощущение, что в XIV ст. подало повод к продолжительным спорам, так как некоторые считали этот свет божественным, другие же отрицали возможность видеть божественный свет телесными глазами. Гипноз, совместно с истерией, несомненно играл также большую роль в явлениях, которые в Средние века принимались за колдовство, одержимость бесом (possession), черную магию и т. п. и которые подавали повод к пыткам и казням мнимых ведьм и колдунов. В конце прошлого века сперва в Вене, а потом в Париже Г. стал применяться для лечения различнейших болезней Месмером (Franz Anton Mesmer) под видом животного магнетизма. Магнит издревле пользовался славой целебной силы. Еще у древних египтян магнитные камни служили амулетами для сохранения здоровья, и в египетском папирусе XVI в. до Рождества Христова, магнит рекомендуется для лечения ран. Эта вера в значение магнита для организма поддерживалась также учеными врачами Средних веков, прописывавшими магнитные мази, магнитные порошки, и предлагавшими различные метафизические теории для объяснения этого значения магнита. Впрочем, в приеме Месмера, по его словам, играл роль не минеральный, а животный магнетизм: он утверждал, что переводит на больных таинственное магнитное истечение (fluidum), прикасаясь к ним пальцами, или производя около их тела определенные движения (пассы) руками; кроме того, больные могли воспринимать этот же животный магнетизм, прикасаясь к железным шестам, которые были соединены с магнитным бакетом (baquet) — сосудом, наполненным водой и обломками железа и стекла. Больные должны были составлять цепь вокруг такого бакета, держась друг за друга. Шум, который наделал в Париже Месмер своим лечением, и обстановка, при которой она производилась (на сеансы собиралась масса народа, многие подвергались судорожным припадкам, имелись отдельные кабинеты; по-видимому, не всегда соблюдались правила благопристойности в отношениях магнетизера к пациенткам), побудили короля в 1784 г. к назначению исследования лечебной методы Месмера Парижской академией наук. Избранная ею для этого комиссия, к которой принадлежали Лавуазье и Франклин, пришла к заключению, что никакого животного магнетизма не существует и что месмеризм сводится отчасти на обман, отчасти на результат воображения и подражания.
Несмотря на этот убийственный приговор, месмеризм находил новых приверженцев. Один из адептов Месмера, маркиз Пюйзегюр (Chastenet de Puys;gur), артиллерийский офицер, убедился в возможности внушать определенные мысли замагнитизированным субъектам и получать от них во время месмерического сна ответы на вопросы; это состояние считалось за особый вид месмеризма и получило тогда название искусственного сомнамбулизма. Вместе с тем, благодаря этому обстоятельству, возникло сближение между месмеризмом и ясновидением. Дальнейшее видоизменение месмеризма заключалось в том, что гипнотическое состояние достигалось простым приказанием спать. Этот прием культивировался с большим успехом португальским аббатом Фариа, который отрицал существование магнитных истечений и вообще значение обстановки, придуманной Месмером. Он считал существенным для производства сна сосредоточение магнетизера на желании усыпить данное лицо и допускал, что усыпление может достигаться даже без слов, на расстоянии. Новый, весьма важный толчок в правильному пониманию месмеризма дал в сороковых годах английский врач Брэд, которого и нужно считать основателем научного воззрения на Г. Он присутствовал на магнетических сеансах, устраиваемых как интересное зрелище за входную плату путешествующим магнетизером Лафонтеном (эти сеансы назывались conversazioni и составляли тогда модное развлечение). Публика видела в этих явлениях не то чудеса, не то шарлатанство. Брэду же пришла мысль, что гипнотический сон может наступать вследствие напряженной фиксации глазами близкого предмета, что он немедленно проверил и с успехом на нескольких субъектах. Таким образом был найден новый способ для вызывания искусственного сна. Брэд пользовался им в обширных размерах для лечебных целей; он объяснял осуществление внушений, даваемых гипнотизируемым субъектам, влиянием господствующей в сознании идеи на физиологические процессы, и в многочисленных статьях и брошюрах старался очистить учение о гипнотическом сне от всех мистических в шарлатанских примесей. Но учение его после его смерти (1860) было забыто. По временам Г. вновь служил для публичных представлений, при чем, между прочим, в Америке в 60-х гг. эти явления получили название электробиологических.
Во Франции после того, как месмеризм стал культивироваться в измененном виде упомянутым выше аббатом Фариа, а впоследствии его учеником генералом Нуазэ, научный интерес к нему охладел; по временам выступали врачи с трактатами, священными теоретическому изучению вопроса и практическому применению месмеризма к медицине в разных видах (Гюссон, Дю-Потэ, Филипс, Шарпиньон и др.), но им не удавалось обратить на себя внимание. Та же участь постигла еще 1866 г. д-ра Льебо из Нанси, взгляды которого примыкали к воззрению Брэда. Точно так же долго оставались изолированными исследования, опубликованные в 1873 г. физиологом Чермаком в Германии, стоявшие в близком отношении к Г. Он исходил из старого опыта, известного еще с XVI ст. под названием ехреrimentum mirabile (чудесный эксперимент). Последний заключается в том, что можно курицу привести в совершенно неподвижное состояние, если придавить ее клювом к полу или столу и провести от клюва в его направлении длинную прямую черту мелом. Чермак вызывал состояние неподвижности, оцепенения, нечто подобное гипнозу, у различных животных. Состояние это впоследствии было названо "катаплексией" (испуг) — термин, предложенный германским физиологом Прейером, который продолжал эти исследования и указал на отношение их к Гипнотизму. Этому же вопросу посвящены весьма ценные исследования русского физиолога Данилевского. Внимание научного мира было вновь обращено на гипнотизм и притом уже с продолжающимся доныне интересом лишь с тех пор, как Шарко в 1878 г. стал изучать и демонстрировать на своих лекциях явления искусственного сна у истерических больных. Почти одновременно в Германии толчок к научному, экспериментальному изучению гипнотических явлений подали публичные представления гипнотизера Ганзена, который в 1880—81 гг. побывал и у нас, где он также сильно заинтересовал общество. Вскоре затем в Нанси идеи д-ра Льебо, в свое время оставшиеся незамеченными, стали вновь разрабатываться профессором медицинского факультета Бернгеймом и юристом Льежоа, причем теперь они обратили на себя всеобщее внимание и нашли многочисленных приверженцев в других странах. В настоящее время все-таки преобладающую роль в этой разработки играет Франция, где издается несколько журналов, специально посвященных Гипнотизму, и за последние десять лет создалась обширная литература этого предмета. Хотя исследования франц. врачей проверялись и обсуждались в других научных центрах, тем не менее всем существенным, что теперь выяснено относительно Г., мы обязаны французам".
 
  С.Гиллиген в книге "Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской гипнотерапии" систематизировал всё, что необходимо для освоения и использования эриксоновского подхода в гипнотерапии.

С.Гиллиген считает, что гипноз - отличная модель для описания того, как порождается внутренний опыт, когда "Я" человека начинает проявляться автоматически, то есть без участия сознания.

 Эриксоновская гипнотерапия берет за основу идеи:

* 1. Каждая личность уникальна.
 М.Эриксон отмечает: Основная проблема в гипнозе - это наведение удовлетворительного состояния транса...

Причина этих трудностей лежит в том факте, что гипноз основан на меж - и внутриличностных взаимоотношениях.

  Такие взаимоотношения непостоянны и меняются в соответствии с реакцией личности на любое гипнотическое воздействие.

 Кроме того, каждая личность уникальна, и характер её спонтанного и ответного поведения по необходимости изменяется в зависимости от времени, ситуации, намеченных целей и участников взаимодействия".

* 2. Гипноз  - это чувственный процесс передачи идей.
 Идея - это бит информации.

Хартлед (Hartland,1971) отмечает:
"Наведение гипнотических состояний феноменов представляет собой прежде всего передачу идей и вызывание у субъекта цепочек мыслей и ассоциаций, которые в конечном счете приводят к поведенческим реакциям.

 Даже когда гипнотизер что-то делает с субъектом или говорит ему, что и как делать, возникающий транс по-прежнему остается результатом идей, ассоциаций, психических процессов и представлений, которые уже существуют в психике субъекта и вследствие этого всего лишь пробуждаются в нем...

 Следует всемерно направлять внимание субъекта на процессы, идущие внутри него самого, на его собственные телесные ощущения, воспоминания, эмоции, мысли, чувства, идеи, прежде всего знания и опыт".

 Гипнотерапевт стремится к тому, чтобы клиент сосредоточился на своих ощущениях, а затем с помощью гипноза изменяет направление его внимания, чтобы достигнуть терапевтических целей.

* 3. Продуктивные ресурсы есть у каждой личности.

 Каждый человек располагает продуктивными ресурсами и наделен ими больше чем осознает их.

 Более того, человек располагает достаточными ресурсами, чтобы испытывать счастье и удовлетворение жизнью.

К сожалению. многие из этих ресурсов разобщены с текущими переживаниями человека.

 Задача не пытаться дать клиенту что-то новое, а научить его использовать те навыки и ресурсы, которыми он обладает.

 Предполагается, что эти ресурсы будут реализованы через самоисследование клиента на уровне ощущений, а не через осознанное понимание со стороны гипнотерапевта (или клиента).

* 4. Транс активизирует ресурсы.

 Главная терапевтическая ценность транса состоит в том, что он может избавить человека от жестких ограничений и тем самым сделать возможным переструктурирование и реорганизацию системы ощущений .

 Сознательная, целенаправленная деятельность, как правило сужает поле внимания или сосредотачивает его лишь на связанных с этими ограничениями.

 Настроение искажает познание в сторону соответствующего аффекта; например, у счастливых субъектов возникали счастливые воспоминания, а у грустных субъектов печальные.

 А люди отягощенные проблемами, зациклены на тех или иных неизменных структурах переработки информации.

 Это означает, что их сознательные процессы идут по бесконечному замкнутому кругу и в силу этого разобщены с ресурсами бессознательного.

 Транс же активизирует ресурсы, необходимые для трансформационных изменений, создает неискаженное (дефреймированное) состояние  самовосприятия, в котором могут открыться новые способы существования.

То, как настроение искажает ощущения человека иллюстрирует стихотворение А.С.Пушкина
ПРИМЕТЫ

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

* 5. Транс естественен и биологически важен.

 Он напоминает переживания, знакомые каждому из нас, - такие как, чтение увлекательного романа, , влюбленность, или грезы наяву.
 
* 6. Эриксоновский подход больше ориентирован на решения, чем на проблемы.

Эриксон выдвигал на первый план не понимание прошлого, а указывал на достижение целей и удовлетворение потребностей сегодняшнего "Я".

 Если традиционный подход пытается координировать "проблемы", ограничивая диапазон самопроявлений - например, добиваясь от человека, чтобы он прекратил проявлять данный симптом, то эриксоновский подход сосредотачивает усилия на принятии и использовании происходящих в данный момент процессов и изучает их естественное развертывание, чтобы использовать для дальнейшего развития.
 Этот подход расширяет, а не ограничивает диапазон самопроявлений человека.

* 7. Уникальность личности можно рассматривать на многих уровнях.

 С точки зрения гипнотерапии наиболее полезно различать четыре уровня личности: глубинное "Я" (самоощущение уникальной цельности), бессознательное, сознание и содержание сознания.

 Психика не ограничивается рамками тела, внутри- и меж-личностными взаимосвязями, но всеми цельными связями группы, семьи, культа.

Сознание может рассматриваться как фигура на фоне или в поле бессознательного.

 В то время как бессознательное действует целостно, сознание по своей сути линейно, консервативно

* 8. Бессознательное может функционировать на многих уровнях.

 Бессознательное может функционировать независимо от сознательных процессов и способно на глубинные трансформационные изменения.

 В гипнозе внушаемое не "переносится" в некий пассивный приемник а продуцирует значимый трансформационный опыт.

 Сознательное понимание не является необходимым для осуществления и таких изменений.

Главное для психотерапевта добиться:

1. осознанного намерения (или обязательства) измениться;
2. обеспечить ритмичный и сбалансированный биологический контекст;
3. найти способ эффективно сотрудничать с социальными структурами.

Люди могут полностью находится во власти бессознательных процессов; в своем крайнем проявлении это называется психозом.

 Или, чаще, человек может с большим недоверием относиться к интуитивным процессам в бессознательном и поэтому пытается жестко управлять жизнью рациональным путем.

 Задача гипнотерапевта - найти способы научить человека по достоинству оценить как сознательные, так и бессознательные процессы [c.21-48].

Литература:
1. С.Гиллиген. Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: ПСИХОТЕРАПИЯ. 2011.


Рецензии