Гл. 30. Фотографический метод Ильи Голанда

Сюжет альбома: Панорама Невы с видом на Зимний Дворец и Восточный павильон Адмиралтейства.
На переднем плане - Дворцовый мост.
Цветная панорамная съемка сделана Ильей Голандом с верхнего яруса башни Кунсткамеры.

***
ПРОДОЛЖАЕТ РАССКАЗЫВАТЬ БОРИС ГОЛАНД.
В 2011 году в Санкт-Петербурге праздновали 300-летие Полиграфии...
В годы становления 1952–1953 гг. цветной полиграфической печати в нашей Стране метод Ильи Боруховича Голанда, включавший в себя фотосъемку кадра большого формата на цветную негативную пленку и в изготовлении контактным путем комплектов цветоделенных диапозитивов с цветного негатива для типографии, был новшеством.
И это продолжалось фактически до 1977 года.... Изменение технологии Полиграфии шло очень поэтапно... и длительно, с покупкой Типографиями профессионального, специализированного импортного оборудования... внедрение, обучение, освоение...  В Полиграфии началась цифровая компьютерная Эра...
ФОТОХУДОЖНИК ИЛЬЯ ГОЛАНД ВНЕС СВОИМ НЕИМОВЕРНЫМ ТРУДОМ ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИГРАФИИ.
Представляем фотографический метод Ильи Боруховича Голанда, предшествовавший эре компьютера и возможностям программы Adobe Photoshop.
Илья Голанд снимал сначала немецкой фотокамерой «Linghof» с размером кадра 13х18 см. Имел в арсенале к фотоаппарату три кассеты с заряженной пленкой и перезарядный мешок, который всегда брал с собой на съемку.
***
С 1962 года для панорамной съемки он использовал дореволюционную деревянную дорожную камеру форматом 50х50 см, которую сам реконструировал. Формат задней «плавающей» стенки камеры составлял 50х50 см. Матовое стекло, по которому устанавливал точную кадрировку сюжета, 17х40 см. Этот фотоаппарат был оснащен двумя кассетами 17х40 см, заряжаемыми пленкой с двух сторон. Перезарядка этих кассет была возможна только в стационарных условиях фотолаборатории. Такая оснащенность позволяла отцу сфотографировать только два сюжета и два повторных кадра (дубля). Фотоаппарат был снабжен автоматическим немецким затвором, блендой и специальным деревянным штативом.
***
Илья Голанд использовал фотоматериалы, которые покупал на химическом заводе в городе Шостке. Из архивных документов, писем:(директор – М. И. Мумзиев, 1968): Заказ на авиационную, цветную, негативную пленку ДС-2 (в заявке заводу: пленка перфорированная, на бобине, высотой 19 см – 100 метров) и цветную позитивную пленку ЦП-8 (в заявке заводу: пленка 20 м2 в рулоне).
Илья Борухович Голанд вел огромную экспериментальную работу для Шосткинского химкомбината и для ленинградской фабрики светочувствительных материалов «Позитив». Для химкомбината он фотографировал свои сюжеты на фотопленке особых поливов. А цветные диапозитивы печатал на позитивной фотопленке. Результаты своей работы и отзыв о ней он отправлял на химкомбинат. Для фабрики «Позитив» со своих цветных негативов отец печатал на фотобумаге черно-белые изображения, глянцевал их и отдавал на фабрику, где потом эта фотобумага сертифицировалась как «Унибром», «Фотобром» и другие. Это была его добровольная работа как Мастера.
***
Мы все можем удивляться целеустремленности, мужеству, выносливости, трудолюбию этого человека, читая строки из письма от 3 февраля 1964 года Государственному комитету Совета Министров СССР по печати тов. В. С. Сомову:
«…В целях достижения наивысших результатов в 1962 году я оборудовал специальную фотоаппаратуру для получения кадра 17х40 см. Фотоматериалы такого размера не требуют увеличения при воспроизведении их в печати и при правильном их использовании дают наилучшие результаты. Все процессы изготовления такого материала заключаются в следующем: а) создание цветного кадра 17х40 см особо крупной аппаратурой и с индивидуальными кассетами размером пластин 17х40 см;
б) ручная химическая обработка каждого большого негатива в отдельности;
в) получение хорошо откорректированного контактного комплекта цветоделенных позитивов 17х40 см. Безусловно, весь этот труд сложен, трудоемок и требует от автора множества творческих поисков, много времени и большого опыта. Не каждый возьмет в руки аппаратуру, имеющую вес 2 пуда...(33 кг)»
***
ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, который выполнял Илья ГОЛАНД, можно разделить на ТРИ ЭТАПА: процесс СЪЕМКИ, процесс ОБРАБОТКИ фотоматериалов (негативов, позитивов) в своей фотолаборатории, и процесс ИЗГОТОВЛЕНИЯ цветоделенных диапозитивов для 4-х красок СMYK, голубая, красная, желтая, черная, для ПОЛИГРАФИИ тех лет...
(Процесс растрирования диапозитивов для 4-х красок СMYK, выполняли специалисты Типографий).
Илья Голанд ездил по городу на своем автомобиле в поисках точки съемки, по возможности, новой; выходил из машины, чтобы обдумать еще раз каждый кадр. Четко определял точку съемки, а потом фотографировал это место с высоты: из окон, с балконов домов, крыш, колоколен, башен, «вышки» своего автомобиля. В памяти отец хранил множество еще не сфотографированных объектов, поэтому выбор сюжета был определен заранее. Отец очень любил город и природу, мог прослезиться, если не удавалось сфотографировать чудесные облака...
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/03/870


Рецензии
Присоединяюсь к мнению Евгения Большакова, как бывшие сотрудники издательства "Аврора", Санкт-Петербург, редакция западно-европейского искусства:
"Новые поколения фотохудожников используют опыт Ильи Голанда, зачастую даже не догадываясь об этом.
Илья Голанд был первопроходцем и по праву занимает свое место в истории отечественной фотографии»".

Ильдус Фаррахов   08.03.2013 14:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.