Самый первый экипаж

           120 ЛЕТ НАЗАД БЫЛА ЗАПАТЕНТОВАНА ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА
 
 На чердаке моего дома,  без малого полвека, пылится остов светло-зеленой детской коляски. Моей коляски. Много хлама было спущено с чердака и отправлено в костер, а вот на коляску рука не поднимается. И не скажу, что с ней связаны  давние воспоминания. Из того младенческого далека в памяти остались не колер и модель экипажа, а смеющаяся мама, колючий щетинистый отец. Еще молодые. Еще живые. А я, кроме их сияющих лиц, из первого своего экипажа видел тогда  далекое небо и был, наверное, счастлив.

Как не вырасти козлом
 Ни педальная машина, не трехколесный велосипед, а простая детская коляска стала для многих из нас самым первым экипажем. Ну а самая первая детская коляска, сконструированная в середине восемнадцатого века английским ландшафтным архитектором Уильямом Кентом, действительно напоминала взрослый экипаж – карету. Только в миниатюре. И запрягалась в такую  мини-карету не лошадиная упряжка, а пони или коза. Заметим, что первые пассажиры  экипажа Кента -  шестеро детей третьего Девонширского герцога Уильяма Кавендиша выросли вовсе не козлами: старший, лорд Фредерик, дослужился со временем до звания фельдмаршала, а младший, лорд Джон, --  до министра финансов. Жаль, что некоторых украинских министров возили в детстве не на козлах. Вот и выросли…
 Прошло еще сто лет, прежде чем мода на коляски  распространилась среди толстосумов Старого света. Произошло это с легкой руки  королевы Виктории, пожелавшей самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку.  Заметим, что в то время  в качестве тягловой силы стали использовать уже  не мелкий домашний скот, а прислугу.
 
Попал под… коляску!
   В середине девятнадцатого века  некто  Чарльз Бэртон додумался приделать  ручку к коляске не спереди, а сзади. Это элементарное новшество значительно  увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу ее применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из "экипажа" были не редкостью.
 Известный «колясковед» Наталья Воронцова-Юрьева  пишет, что лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колесах. Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта, а в связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить ее по тротуарам. Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам - - оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями.
 Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски, и родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями еще и наличие водительских прав. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц быстро сделали все это ненужным, и   коляска была вытеснена в парки и скверы.

Отец современной  коляски
 Но даже в тиши парковых деревьев продолжала кипеть конструкторская мысль.  И 18 июня 1889 года в балтиморском патентном бюро появился некто  Уильям Ричардсон с очередным  вариантом усовершенствовании коляски.  Он придумал особую реверсивную модель: ребенок мог в ней сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему. Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, что не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.
 С окончанием первой мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился, и стал доступен практически всем, кроме бедняков. Коляски снова претерпели  изменения. У них появились подножки, колясочная "корзина" стала несколько глубже, а сами коляски ниже.
  В двадцатые годы в США стали выпускать легкие и компактные коляски с брезентовыми стенами и  металлическими колесами, "одетыми" в резиновые покрышки. Еще одна отличительная черта детских экипажей того времени - постепенная замена деревянных и плетеных частей на резиновые и пластмассовые, дорогие же медные шарниры сменили на более дешевые хромовые

Коляски страны Советов
 В России до большевистского переворота 1917 года малышей перемещали на улице также как и на западе. Правда, до глухих деревень эта мода не дошла, наверное, и до сего дня.  Советская «колясочная промышленность» начала развиваться    в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был, едва ли не тайно, доставлен образец немецкой коляски. Трофей был детально изучен, и по его образу и подобию стали создавать советские модели. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто полсотни цехов для производства "детского транспорта".
 В начале 60-х появляется прогулочная коляска нового типа - с высокой посадкой, на больших колесах: в ней уже нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись А к середине 1970-х годов коляски перестали быть дефицитом и стали доступны каждой семье.
 В то время было два типа колясок - советские и импортные, преимущественно из ГДР.

И снова изобретения!
 В 1965 году авиаинженер Квин Макларен внес значительную деталь в усовершенстование колясок. Слушая рассказ своей дочери о ее путешествии из Америки в Англию и о том, что ей постоянно приходилось таскать за собой коляску, Макларен решил применить свои знания  и изобрел легкую складную модель  - stroller. Он использовал алюминиевые конструкции, которые легко можно было привести в компактный вид. Прогулочная коляска быстро завоевала симпатии и существенно потеснила прежние модели.
  В 1980 году Фил Бэчлер   решил устроить пробежку вместе с маленьким сыном. Однако, в связи с тем, что обычные коляски вряд ли бы выдержали скорость бега взрослого человека,  Фил решил усовершенствовать модель. Так появились трехколесные коляски.
 Нынешние т.н. «кроссоверы»   хорошо подходят для скоростей, достигаемых на роликовых коньках или велосипеде, к которому коляска присоединяется в виде прицепа.

Как выбрать коляску?
  Сегодня на  отечественном колясочном  рынке спросом пользуются экипажи зарубежного производства.   Их предлагается огромное количество, на любой  возраст (до полугода, от полугода до двух-трех лет и с рождения до двух-трех лет); вкус (четырех- и трехколесные; трости) и кошелек (от 1000 до 12 000 гривен).
 Можно, конечно, заказать детский экипажик и подороже. В этом случае рекомендуем практически ювелирное изделие  дизайнеров Graham Richardson и Alison Murfet. Их первая
детская коляска, покрытая 24-каратным золотом и оббитая синим сатином и мехом горностая, стоила  12 000 долларов. В нее  вмонтирован специальный музыкальный механизм, проигрывающий убаюкивающие мелодии. Первый экземпляр был продан богатому бизнесмену из Южной Африки.Следующую модель  дизайнеры планируют украсить также и бриллиантами.
 Для адекватного покупателя специалисты рекомендуют при выборе коляски обращать внимание все же  не на размеры бриллиантов, а на следующие особенности: у нее должна быть строго горизонтальная поверхность, она должна иметь несколько положений спинки, изменяющуюся по высоте ручку, большие надувные колеса и  пятиточечный ремень безопасности. 
 Как рассказал нам продавец колясок Володя из одного из  симферопольских бутиков, особым спросом пользуются прогулочные коляски (стоимость от 300гривен) для детей от шестимесячного возраста и коляски-трансформеры  типа «зима-лето»: от младенческой поры до трех лет. Это также относительно недавнее изобретение колясочной мысли. Оно совмещает в себе и люльку для младенцев и сидячий прогулочный вариант. Широко распространены китайские коляски, но в данном случае бабушки и дедушки стараются не экономить  и дарить внучатам коляски производства Польши, Германии или Италии. Последние, кстати, пользуются особым спросом.

 К слову, про Италию. Есть, оказывается, в этой стране (да и в мире вообще) город - и вовсе не сказочный, где старые коляски не пылятся не чердаках, а новые не теснятся в сквериках, или у пыльных дорог. В этом городе из всех колесных видов транспорта разрешены только детские коляски. Нет, там не больше других любят детей, просто там …дефицит дорог. Этот замечательный «город детства» – Венеция.

 
***
Опубликовано в газете "Крымское время" в июне 2009.
Использованы материалы сети интернет.


Рецензии