Гл. 31. Методика фотографического процесса

Невский проспект от площади Восстания к Адмиралтейству.
Панорамная цветная съемка Ильи Голанда сделана с крыши дома, 70-е годы

***
Фотографический метод можно разделить на три этапа:
процесс съемки, процесс обработки фотоматериалов
и процесс изготовления цветоделенных диапозитивов для полиграфии.
***
ПРОЦЕСС СЪЕМКИ
• Правильное освещение объекта съемки, так, чтобы все детали зданий и построек «читались».
• Определенное время съемки, которое должно укладываться в интервал  пятнадцать минут.
• «Игра» света и тени.
• Время года, так как некоторые здания освещались хотя бы немного в определенный месяц года.
• Учитывались все элементы будущего снимка, как то: транспорт, люди, облачность, реклама. Всегда делал точное кадрирование сюжета.
• При съемке все погрешности перспективы выправлялись задней и передней «плавающими» стенками камеры. Поэтому фотографии И. Б. Голанда выгодно отличались от работ других фотографов.
• Съемочным днем мог считаться такой день, когда не было сплошной облачности и солнце могло выйти из-за облаков хотя бы на десять минут.
• Для достижения достоверности снимка Голанд использовал набор немецкой цейсовской оптики, которую приобретал годами.
• Надо было рассчитать диафрагму и выдержку съемки применительно к используемой пленке, ее светочувствительности, а поскольку съемка велась крупноформатной камерой, то расчет этот был весьма сложен, учитывалась и высота съемки: чем выше, тем короче выдержка.
***
ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ
Проявление фотоматериалов отец осуществлял сам в собственной лаборатории. Его помощником была мама. Он доверял также и мне.
• Исключительно важным было составление проявителей и других химических растворов. При обработке цветной негативной фотопленки необходима исключительная чистота, недопустимо загрязнение одних химических реактивов другими в процессе обработки фотоматериалов. Требовалась чистая проточная вода определенной температуры.
• Для того чтобы случайно не поцарапать кадры уже сфотографированного эксклюзивного материала, никогда не проявляли в перчатках – только руками.
• После процесса фиксирования,  обязательна обработка  формалином для сохранности цветопередачи цветного негатива.
• При печати диапозитивов (цветных и черно-белых) использовались стабилизаторы напряжения.
• Голанд никогда не объединял процесс получения цветной фотографии с обработкой черно-белой фотографии.
***
ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦВЕТОДЕЛЕННЫХ ДИАПОЗИТИВОВ
В полиграфии использовался фотомеханический процесс цветоделения для цветной печати. Метод Ильи Боруховича Голанда в изготовлении комплектов цветоделенных диапозитивов для типографии был новшеством. Применение этого метода улучшало качество цветной печати в несколько раз.
Процесс изготовления комплекта цветоделенных полутоновых диапозитивов для четырех красок (голубая, пурпурная, желтая, черная) основывался на том, что Голанд применял контактный способ, т. е. размер цветного негатива соответствовал размеру диапозитива. Отец всегда снимал на большой формат пленки (13х18 см и 17х40 см), поэтому и полиграфия получала цветоделенные диапозитивы соответствующих форматов. Процесс растрирования изображения выполнялся специалистами типографии.
• Для изготовления диапозитивов использовал увеличитель, в том числе «Магнифакс», в котором помещалась матовая перекальная лампа. Конденсор обеспечивал равномерность освещения негатива. Отец размещал цветной негатив и фототехническую пленку в контакте друг к другу между двумя полированными стеклами.
• Илья Борухович использовал комплект четырех светофильтров: синий – для желтой краски, красный – для голубой краски, зеленый – для пурпурной краски и нейтральный – для черной краски.
• Светофильтры размещал на кронштейне под объективом.
• Использовал для изготовления цветоделенных диапозитивов фототехнические пленки ФТ-11, ФТ-21, ФТ-32, ФТ-41.
• Следил за величиной тока и напряжения для повторяемости результата.
• Проявлял диапозитивы вручную в своей лаборатории, строго выдерживая режимы обработки фотоматериалов.
• Составлял для этой цели проявитель с большим количеством бромистого калия, для того, чтобы было как можно меньше «вуали» на фотопленке.
• Для того чтобы было точное совмещение диапозитивов всех четырех красок, на цветном негативе делал «кресты» при помощи иглы и туши.
• Всегда сам вел корректуру цветных пробных оттисков в типографии.
• Делал комплекты цветоделенных диапозитивов, как для высокой, так и для офсетной печати. Разница в том, что для офсетной печати негатив переворачивался зеркально.
• Комплект немецких светофильтров Илья Борухович приобрел в комиссионном магазине (в пятидесятые годы в таких магазинах было много трофейной фототехники, потребляемой только специалистами).
• Качество диапозитивов было таково, что ни одна из типографий не отказывалась от услуг Голанда, в том числе фабрика «Гознак», Москва.
***
С появлением в нашей Стране цветокорректоров и цветной обратимой пленки «Kodak» в 1973–1975 годы ручной фотомеханический процесс изготовления цветоделенных диапозитивов для Полиграфии ушел в небытие.
Позже появилась и была освоена цифровая технология, компьютерная техника и специализированные программы для полиграфического воспроизведения изображений.
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/04/982


Рецензии
- Евгений Большаков, художественный редактор.
- «Обширно наследие Ильи Боруховича. И дело не только в конкретных фотографиях и слайдах. Он разработал новые принципы съемки, новую стилистику, нашел и сделал общеупотребимыми точки для съемки в нашем городе, в том числе съемку сверху и т.д. Новые поколения фотохудожников используют его опыт, зачастую даже не догадываясь об этом. Он был первопроходцем и по праву занимает свое место в истории отечественной фотографии».

Борис Голанд   10.10.2022 19:20     Заявить о нарушении