Амплуа

Амплуа – роль – «жизнь – театр, и все мы  в  нём   актёры» - быть, а  не   казаться – «быть  иль не  быть? – вот в чём вопрос» - Гамлет –  театр – художественные    фильмы – ролевые игры – лермонтовский «Маскарад» - лицо или личина

         Кто мы? Какие мы? Чтобы узнать и понять самого себя, человеку требуется много времени, часто целая жизнь. Иногда лишь перед лицом смерти человек вдруг осознаёт, что он растратил, растранжирил свою жизнь без всякого смысла. Мы живём в обществе, оно устанавливает правила поведения, иерархию отношений. И если человек не обладает развитым самосознанием, не совершил  самоопределение – общество, среда  общения  продиктует  ему его роль, покажет  образцы  для  слепого  подражания. Мода,         массовая культура – вот как это называют.
       
         Становление личности – это великий труд, индивидуальное творчество. Не каждому оказывается это по силам. Есть и другие причины использования человеком маски. Инстинкт самосохранения при грозящей опасности, застенчивость,  желание нравиться и, конечно же, карьеризм. Богатство масок воплотилось в гравюрных фантасмагориях Франсиско Гойи. Сам Гойя считал:  « Мир – это маскарад. Лицо, одежда, голос – всё искусственно. Все хотят казаться не тем, что они есть, все обманывают, и никто себя не знает».
       
         Быть собой в мире лицедеев действительно трудно. Можно поддаться эффекту толпы, массовому гипнозу. Хотя в некоторых случаях, возможно, примерять на себя какие-то качества даже полезно, причём неоднократно, если это делается с целью приближения к идеалу прекрасного, с целью самосовершенствования. Как говорится, «повторение – мать учения», и «привычка – вторая натура».

         Кстати, об одежде. Все помнят с детства пословицы: «Не одежда красит человека…» «По одёжке встречают, по уму провожают». И все с детства знают волшебную силу той же одежды. Стоит девочку одеть, как принцессу, и она начинает себя вести сообразно своим представлениям о принцессе. В спортивной одежде мы становимся более подтянутыми, бодрыми, энергичными. Таковы особенности гибкой человеческой психики. Сознание реагирует на изменения окружающей среды, стремясь к ним адаптироваться.

         Не у всех людей есть актёрский талант, в таком случае невооружённым глазом видна неестественность и напряжённость в исполнении взятой на себя роли. Противоположность этому – позёрство, своеобразная театрализованность поведения.

В нём каждое движенье, чувство – поза.
Не жизнь, а «поэтическая проза». /1996/

         Отказ от роли, капитуляция – дорога к комплексу неполноценности, ярлыку неудачника. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Если роль резко расходится с собственной природой, с выработавшимися жизненными принципами – сумасшествие гарантировано. Только «дуракам везёт», чем меньше развит интеллект, тем безболезненней и безвреднее игра в Другого.

         РИТУАЛ

         Человек естественный, полагающийся во всём на течение бытия, настолько распространён в современности, что мы ещё и на шаг не отошли от адамовых веков, самоуспокоенных в приуготовленности всего Богом. Полное торжество телесного монологизма, всепоглотившей другости.
         И, напротив, удивительно то, что живущие жизнью тела не знают и не понимают его.
         …Женщина танцевала. Попытки согласовать свои движения с музыкой редко удавались. Выражение лица было весёлым, праздничным. Улыбка скользила по губам. Но опускавшийся ниже взгляд наблюдателя видел конвульсивно дёргавшееся тело, напряжённость которого ощущалась сильнее по контрасту с радостно расслабленным лицом. Эта неестественность очень угнетала, создавая эффект марионетки в неумелых руках.
         На вопрос, что её побуждает танцевать, женщина с удивлением отвечает: «Просто у меня хорошее настроение». Она глуха к импульсам тела, и танец превращается в ритуал, лишённый первоначального смысла. \1996\

         Самореализация – лозунг современной системы воспитания. Раскрытие и развитие своих способностей и физических возможностей. Они помогут найти своё «место под солнцем», свою фразу в симфонии жизни, избегнув бездумного копирования и подражательства. А если хочешь попробовать себя в чужой роли, то воображение плюс умение сопереживать помогут тебе это испытать на  спектакле, при просмотре художественного фильма или в компьютерной игре.

Пусть станут вашими все маски,
Что примеряла в карнавале.
Виват! Меня короновали
На междуцарствие в Аляске! /1997/

         Искусство – это игра, причём двусторонняя. Автор-творец обыгрывает разные роли и приглашает ваше воображение найти себе роль по душе. Игра настолько у нас в крови, что Хейзинга прав, переименовывая Homo sapiensa в Homo ludensa (Человека играющего). Как в современном театре отсутствует разделение актёров на соответствующие дарованию амплуа, так и в жизни человек полифункционален и не ограничивает себя узким репертуаром.

             ДИСКУССИОННЫЙ  КЛУБ
1. «Быть самим собой» - что это значит: «оседлать своего конька» или  это профилактика раздвоения личности?
2. Как и когда определять свою доминирующую роль в театре жизни?
3. Почему в жизни часто встречаются личности-миражи?

             ИСКУССТВО
• Гойя Ф. Вплоть до третьего поколения. (Из серии офортов.) Одетый  в человеческую одежду осёл рассматривает свою генеалогическую книгу. Ослы, порождающие ослов.

• Гойя Ф. Сурки. (Из серии офортов.) Люди, которые лежат – спят, ходят – спят. С замками на ушах. С открытыми ртами, в которые можно вложить какую угодно пищу: хозяева равнодушны, их разум спит.
 
• Шагал М.З. Свадьба. Невеста, жених, гости, музыканты (среди них человек-виолончель). У всех расписаны роли в этом традиционном действе. Вино и ночь срывают маски и открывают подлинные лики. Не потому ли во мгле возникают козлиный и куриный профили?

• Шагал М. «Серые» любовники. (Автопортрет с женой.) Привычная блёклость амплуа в браке.

Леонкавалло Р. Опера «Паяцы». Ария Паяца. Обрушившееся несчастье (измена жены) в один миг сразило Паяца – сильного волевого мужчину. А тут ещё надо надевать шутовской наряд и выходить на сцену, чтобы, на потеху зрителям, произносить пустые и холодные слова надоевшей роли, бессмысленно двигаться, шутить, смеяться, ничем не выдавая своего горя… В финале оперы Паяц меняет амплуа, превращаясь в трагического героя – обманутого мужа, убившего в приступе ярости жену и её любовника.
Кальман. Оперетта «Принцесса цирка». Ария мистера Икс. «Да, я шут, я паяц, так что же?»

2009
________________________
Графиоль автора


Рецензии