Антиномии антимонила

Это введение к реферату-эссе по философии. Так, упражнение, чтобы разговорить себя.

ЛИТЕРАТУРНОЕ  ОТСТУПЛЕНИЕ  КАК  НАСТУПЛЕНИЕ 

Мои колдовские глаза воскрешают исчезнувшие воинства, рухнувшие города, римских виний и суровых вояк, героев и красавиц, водивших их за нос, широкий ветер равнин, лучезарное море, и синь восточных небес, и мир, который исчез…
Р.Ролан, "Кола Брюньон".

Мир этот прекрасен и совершенен, обширен и богат, един и неповторим. Архитектор его и Создатель в мудрости своей все устроил разумно и безупречно. Хотя мир определенно конечен, и его пересекает множество дорог-путей, он по-прежнему загадочен и таинственен. В нем есть спокойные воды и унылые пустыни, отвратительно-топкие болота и светло-стройные буковые леса. Там с восходом солнца приходит ясный день, вослед за ним ночь, которую непременно сменяет вновь наступающий день. Там шумит ветер в степной высокой траве, и полыхают июльские зеленые закаты. Порой идет там тихий, задумчивый дождик, мягко шурша и разрисовывая лужи математически правильными концентрическими кругами, иногда случается гроза: хлещут яростно струи, сверкает молния, раскалывая грома раскаты. Там в ярком солнечном луче под тонкое пение своих прозрачных крылышек самозабвенно танцуют мушки, и кто-то угрюмым и густым уханьем наполняет таинственный полночный лес. Там, в душном мареве прея, парятся тропики, и застыли на века в вечных льдах вершины. Там под небом голубым у синей речки дремлет крошечный поселок, пасутся коровы, кудахчут куры, разносится бойкий стук молотка.

Вот это ствол дерева, шершавый и бугристый, а это — подпирающее забор бревно, серо-бархатистое от бремени лет и непогод; это — камень, он имеет массу, твердость и лишайник, его можно даже пошевелить, если достаточно сил или он мал, под ним могут обнаружиться несколько червячков; а это — непроницаемые и колючие заросли тёрна; это — посреди зноя освежающая влага из колодца.

Горяч песок, и солон вкус пыли на сухих губах после долгого пути. Запах и тепло костра, и живые лица друзей на плотном пологе мрака. Герой слушает, смеется, рассказывает. Разве можно усомниться в реальности этого всего? Протяни руку и коснись ладони друга — она теплая, мускулистая, живая — разве это нереальность? И друг ответит улыбкой. Улыбка нереальна? Коснись рукой пламени — разве острая боль нереальна? Что может быть еще реальнее: ощущение тепла, уюта, чувства расслабляющей усталости, надежности и безопасности в кругу друзей после дня дорог и тревог!? Если это все нереально, тогда, видимо, вообще нет ничего реального — ведь нечему больше быть столь достоверно ощутимым! Ибо это есть здесь и сейчас! — и оно суще!

Как это ни прискорбно, как это ни ужасно, но — приходится признать — мир все-таки нереален, и тому имеется у меня наивернейшее доказательство. Он фантом до последнего блика костра в очах сидящего напротив, до торопливо окапывающегося жучка в лунке от камня, до каждой теплой капли дождевой, катящейся по лицу! Более того, он нереален в квадрате! Ибо, во-первых, что бы там ни чувствовал герой — усталость от непрестанных забот или гордость за совершенное, — он всего лишь плоская картинка на экране монитора, во-вторых, собственно, даже этого красочного результата работы псевдотрехмерной графики на самом деле нет, а есть лишь бесструктурно-крошечное пятнышко-апейрон триединого цвета, стремительно бегающее по аспидно-инфернальной пустоте меоничного экрана, и только благодаря грубому, несовершенному зрению человека возникает цельный, единый образ: и трепещущие листики, и бегущая по воде рябь, и все прочие в том мире сущие предметы; — и сам деющий герой тоже!

NB. Антиномии объяснять не нужно, антимонил - химический радикал, может входить в сложные соединения и составные кристаллы, в том числе в полупроводники. Ряд ассоциации: полупроводники-электроника-компьютер.


Рецензии