Кто ходит в гости...

Вот такая тема – родственники и друзья из провинции. Полузабытые, многолетней невиданности и давнишней неслышанности, они вдруг возникают в вашей жизни, в вашем городе, на вашей личной территории. Положено проявить внимание, заботу, интерес. Встретить, приветить, подобрать, обобрать… т.е. обогреть. Прослушать все новости за несколько лет, рассказать о себе, показать фотографии, город, куда-то сводить...
 
Всё делается легко и с удовольствием, когда это близкие, родные люди. А если виделись последний раз 30 лет назад? Но родня всё-таки… Вот и смотришь – ну да, ты мой двоюродный брат, я даже узнаю тебя, похож, но ведь совершенно незнакомый человек!..
 
Не хочется ни кичиться, ни спесиво фыркать, но что поделаешь – менталитет у многих не столичных жителей немного другой. В них сильна клановость, устои семьи, связи с родственниками поддерживаются регулярно и неукоснительно – совместно проводимые праздники, дни рождения, свадьбы, крестины… На мой взгляд это ни хорошо, ни плохо – стиль жизни. А тут – живём с родным братом в одном городе, а видимся раз в год, от силы два… И это тоже – ни хорошо, ни плохо.
 
Возможно, это я такая – клановость чужда мне, наоборот, обязанность поддерживать отношения для меня – тяжкий груз. Ну, всё как положено – ходить в гости и принимать гостей, поздравлять со всеми мыслимыми и немыслимыми праздниками, звонить, интересоваться здоровьем и новостями… Брррр! Как это утомительно!.. Вполне достаточно одного звонка раз в два месяца. Если случится что-то экстраординарное – и так узнаю, сообщат. Вот как-то так и живём – отдалились друг от друга, задушевных разговоров давно не ведём. Сказать по правде – дистанцирование пошло с моей подачи, потому что мне так комфортнее – если нет душевной близости, то на фиг что-то изображать? Но сейчас это устраивает обоих.
А вот другим непонятно. Дико как-то!.. Как так? Ведь родные брат и сестра… В одном городе… И не видятся. Не собираются большой шумной семейной компанией на дни рождения, именины… Да этих праздников и поводов можно кучу нарыть!..
 
Втроём долго объясняли, что – а) времени нет; б) дела; в) далеко ехать; г) устаём… Ну, и «д», «е», «ж», «з», и далее по алфавиту… Конечно, на работу находится и время, и маршрут, но это необходимость, а регулярное общение – нет. Наконец Таня не выдержала и сказала: «Ирина, спасибо тебе, что ты так редко бываешь у нас в гостях…» «Тань, и вам с Димкой спасибо, что с визитами бываете не часто…» Ну, то есть это была, конечно, шутка, демонстрирующая наше отношение к вопросу.
 
Хотя вначале Таня очень трепетно относилась к визитам. Помню, как мне было муторно и неуютно, когда я раньше бывала у них. Димка носился – то чайник ставить, то задницу Насте мыть, а Таня сидела, подобрав ноги, в кресле – и общала меня… Я маялась, нудилась, порывалась уйти, типа, пора, но нет!.. Таня держала меня крепко – «Ну куда тебе торопиться? Посиди немного…» И я покорно сидела, отбывая гостевую повинность. По прошествии какого-то времени, после моей очередной попытки сбежать, она неожиданно говорила: «Ну, ладно, давай… Заходи в гости, не пропадай…» Проанализировав несколько своих походов, припомнив, как всё было, я поняла – у неё, видимо, существовала какая-то модель приёма – как должен проходить визит, когда и о чём говорить и сколько времени гость должен отсидеть… Не всё так просто. И она чётко следовала своему плану. Как раньше светские люди – у них же был целый этикет в этой области, счётчик времени.
Утомительное это было дело для меня – ходить к ним в гости.
 
«Уж лучше вы к нам…» Конечно, их визит длился не в пример моему дольше, они отводили этому важному делу целый день. И всегда совмещали со стрижкой. Т.е. я почти всё время носилась – то что-то готовила, резала, заваривала чай, то стригла Таню, потом Диму…
Тоже, знаете ли, хлопотно. Но на своей территории как-то легче. Дома и стены помогают…
 
Сколько же народу у нас перебывало в своё время! Сколько родственников, знакомых… Просто в гостях, просто останавливались у нас, просто жили какое-то время – месяц, полтора, два… Все чувствовали себя как дома и говорили, что у нас очень комфортно, ненапряжно. Гостеприимно-странноприимный был дом...
Наверное, я накушалась гостями. Сама предпочитаю бывать только там, где мне спокойно и уютно. А в остальные места хожу редко, если не получилось отбрыкаться от визита вежливости, то откладываю до последнего.

(из взломанного дневника)


Рецензии