Переплёты жизни

               


                В детстве его звали Прокошей. Родился и рос Прокопий, в рыбачьем посёлке. И как потомок древней семьи старообрядцев, он не брил бороду и на его гайтане весел крестик одетый ему при его рождении. Во всём остальном он не отличался от других моряков рыболовного флота, а лучшим своим другом он называл Володю.
Владимир знал его с детства. В одном детском саду воспитывались. Ещё мальчишкой Володя любил приходить в эту спокойную и тихую семью, где всё было чинно и благородно. Где, не перекрестившись, в дом было войти неудобно. Тётушка Матрёна, Прошкина мама, пекла очень  вкусные пирожки, а её знаменитые рыбные пельмени, он просто обожал. Володе нравился спокойный рассудительный Прошкин характер. Их дружба ещё более окрепла, когда они пошли вместе работать на рыбный промысел. Летом тянули невода с корюшкой и лососем, а зимой трудились на подлёдном лове наваги.
Время шло. Ребята возмужали и окрепли. Вместе посещали злачные притоны, мореходные курсы и кабаки. И вот разделила их морская волна. Прокопий Андрианович стал капитаном рыболовного сейнера «Удача», а Владимир ходил старшим штурманом на траулере «Лейтенант Максутов». В редкие дни, когда оба судна находились в порту, друзья были неразлучны.
               

                В кают-компании сейнера «Удача» чувствовалось явное беспокойство. Отход был назначен на семнадцать часов, но внезапно кок Гришаня заболел, и его пришлось отправить на берег.
Управление обещало прислать замену, но вот уже пятнадцать тридцать, а кока нет. Но вот, в шестнадцать часов, когда напряжение команды было на пределе, к борту сейнера подвалил катер. На борт поднялась, как заметил капитан Прокопий Андрианович, девушка неописуемой красоты. В ней чувствовалась та мягкость и нежность характера, редкой, необычайной прелести северо-восточных красавиц.
- Я к вам, только на один рейс, направлена на должность повара. Вот мои документы.
                Повариха Валюша быстро и без труда завоевала авторитет всей команды. И не только  изысканным разнообразием блюд и вкусной выпечкой, но главное, своим серьёзным, неприступным характером, что так высоко ценится в женщинах  на флотах.

               

                Вот уже третий месяц в чужих водах болтается «Удача». Подходят рефрижераторы, моряки перегружают в их трюмы свой улов и опять: - Трал за борт!- Трал на борт! – Выбрать ваера! - Вира – майна! – И так без конца, день за днём, черпают рыбаки эту несчастную камбалу.  Капитан всё чаще и чаще заходит на камбуз. Ему очень нравиться смотреть, как повариха Валюша колдует над своими кастрюлями. До одури хочется подойти к ней, обнять и бесконечно целовать эту красавицу.  Но она по-прежнему пресекает в корне все его малейшие попытки «особого внимания». А она снится Прокопию ночами, и он ничего не может с этим поделать. Он не может о ней не думать.
                Но вот конец походу! Судно после долгого плавания идет на перевооружение с  камбалы на сельдь. Тревога Прокопия не дающая ему покоя, ни днём, ни ночью, доходит до предела.
- Вот сейчас, как только привалим к пирсу, команда разбежится по домам. Увижу ли я ещё когда-нибудь Валюшу? Ведь она ходила только на один рейс. –
И вот команда уже кучкуется у трапа. Среди них и повариха. Многих на пирсе встречают жёны, подруги, друзья. Сердце капитана такое не могло выдержать:
- Валюша, зайдите ко мне в каюту. – А что я ей скажу? Тотчас же подумал Прокопий. –
Валя открыла дверь капитанской каюты и прямо с порога заявила: -
- А я знаю, Прокопий Андрианович, о чём вы меня будете просить. Я сама хотела к вам зайти и просить Вас оставить меня в команде. Если говорить правду, то я привязалась к ребятам. Мне они все стали родными и близкими. И мне очень не хочется уходить. Я понимаю, что у вас есть свой кок, но если можно, оставьте меня на судне. Если, конечно, ваш кок не обидится. –
- Он не обидится – чуть не выкрикнул от радости Прокопий. И тотчас же, совершенно не владея собой, заявил:
- А вы Валюша, не проведёте ли со мной вечер? Отметим где-нибудь в хорошем кабаке наш приход.
             Ресторан гудел как растревоженный улей. Пили моряки, кто расставание, кто встречу.
Танцевали во хмелю без конца и удержу. Прокопий, уже изрядно захмелевший, всё плотнее прижимался к горячему, гибкому телу Валюши. И она не возражала.
Из ресторана выходили весёлые и довольные.
- А где вы, Валюша, живёте?
- Мой дом в посёлке Каменка, а здесь я снимаю комнату у одной, очень приятной семьи. Да это совсем не далеко. Вон, видите, за тем высоким зданием домик с синими окнами? –
Шли молча и вот, у самого дома настала минута прощания. Они стояли, держась за руки. Что-то невнятное нашёптывая друг другу и губы её были на столько близки, что не поцеловать их было невозможно.
- Всё, хватит. А то вы слишком настойчивы. –
Валюша вырвалась из его объятий и исчезла в подъезде дома.
Прокопий летел домой на крыльях счастья. По пути он забежал к Володе, чтобы поделиться своей радостью. Но на пороге его встретила незнакомая симпатичная девушка.
- Я Прокопий, друг Владимира. Где он? –
- Так вот вы какой! Я знаю. Он все уши мне о вас прожужжал. Да проходите же. Володя в морях и раньше, чем через пару месяцев он не вернётся. –
- А вы кто? – робко спросил Прокопий.
- А я его жена. Зинаида. –
У Прокопия от удивления глаза на лоб полезли.
- Мы всего три месяца, как поженились. Я после института по распределению сюда попала.  Хотите чаю? –
Но он чаю не хотел. Наскоро распрощавшись, он вышел.
                Месяц «отдыха» пролетел незаметно. Они встречались каждый вечер. Посещали театры, выставки, кино, рестораны. Но Валюша по-прежнему была непреступна. И вот, «концы отданы» и «Удача» вновь бороздит необъятные воды Океана. Но на судне, на глазах команды их страсти поутихли. Точнее, были на время спрятаны. В редкие, очень редкие дни Валюша забегала на минутку в каюту капитана. Они обменивались страстными, как будто ворованными поцелуями, и дальше их жизнь текла по-прежнему без волнений и штормов. Только через пять месяцев сейнер «Удача» вернулся в родную гавань. И вот опять родной порт. Команда спешит на берег. Но Валюши среди них нет. Она ждёт своего капитана. На берег сошли вместе.
- А я, Прокопий Андрианович, собираюсь домой, в Каменку. Если хотите, покажу вам свой родной дом.
                Приехали в Каменку уже под вечер. В небольшом посёлке жили охотники на пушного и морского зверя. Валя жила с бабушкой и дедушкой. Долго сидели за бутылкой коньяка. Говорили о счастливой охоте и удачной рыбалке. Наконец время пришло расставаться.
- Да куда ж вы, Прокопий Андрианович? На дворе ночь. Да и такси сейчас найти практически не возможно. Уж оставайтесь у нас до утра, а утром и поедете. Мы вам постелем на кухне.  –
Упрашивал его дед Фёдор.
На пол, возле печки, были брошены медвежьи шкуры, а одеяло было сшито из оленьих шкур. Спать было тепло и уютно. Разомлевший Прокопий уже засыпал, когда совершенно бесшумно вошла Валюша и юркнула к нему под одеяло.
Дальнейшую свою судьбу Прокопий решил в одно мгновение. Как только первые лучи солнца позолотили верхушки сосен, он с Валюшей помчался домой рассказать о своём решении родителям и подать заявление в ЗАГС.
                Валя в дом не пошла.
- Мне как-то боязно. Иди один. Если позовут, я войду.
Но дома эту радостную весть встретили холодно и даже с неприязнью.
Как ты можешь? – Возмущался дед. - Она же язычница! У них Бога нет. –
Тетя Матрёна была более категорична.
- Она не переступит порог нашего дома. И тебя к ней не пущу. –
Дядя Андриан, строго посмотрев на сына, спросил:
- Разве мало хороших девушек нашей веры почитающих Бога?  Я не хочу, чтобы мой сын с безбожницей знался. –
Прокопий не был религиозным, но ослушаться родителей он не мог.
С поникшей головой и с неподдельным горем на лице, Он вышел во двор, где его ждала Валюша.
- Ты, Прокоша, не переживай так. Я домой поеду. Я это предвидела.  Возвращайся в свой дом. –
И Валя, больше не сказав ни слова, пошла быстрым шагом прочь. Прокопий от растерянности не мог придти в себя.
               Всё время перевооружения судна они не встречались. Валя жила в своей Каменке и в городе не появлялась. Прокопий часто навещал хозяев её городской квартиры, но безрезультатно.
                Выход в море был назначен на двадцать два часа. Вся команда была в сборе. Не было только поварихи. Из подвалившего к борту катера на трапе появилось улыбающееся лицо кока Гришани.
- Мне в управлении сказали, что у вас кока нет. Я так обрадовался! Опять я на «Удаче». –
- А где же наша Валюша? – Чуть не хором спросили матросы.
- Так она на траулере давно ушла в моря. Отдыхать наверно надоело. –

               

                Прошло пять лет.  Прокопий купил квартиру и жил теперь один. К родителям заходил редко.
Владимир сегодня вернулся в родной порт. Они сидели с Прокопием на кухне за бутылкой сухого терпкого вина.
Зинаида, сославшись на поздний час, ушла спать.
- Эх, Володя! Хорошая она у тебя, твоя Зина. Повезло тебе с семьёй. Вот уже сыну Ромке пятый год. Наследник! А у меня ни кола, ни двора, да и вряд ли когда-нибудь будет. Не могу я свою Валюшу забыть. –
- Постой, постой. Какая Валюша? Ты что, женат был?
Так это что ж, я с твоей женой живу? –
- Как? Я и твоя Зина. Ты чо, по пьянке городишь? –
- Да при чём здесь Зина? Мы давно уже с ней как пауки в одной банке. С Валюхой я твоей, поварихой нашей сошёлся. Но Зинаида не знает. Смотри не намекни.
Сердце Прокопия похолодело. Он почувствовал неприятную тошноту, но вида не подал.
- Правда что ли? –
- Мы с ней года два, так вроде - здравствуй, прощай. А примерно год тому назад, среди ночи входит ко мне в каюту и без разговоров на койку. А потом и говорит: Я – говорит – замужем была за капитаном сейнера и у нас дочь растёт. Да только бросил он меня. Чучмечка мне,
говорит, не нужна. Ты ведь не такой?
Я ещё тогда ей сказал: - Вот негодяй! Носит же земля таких уродов.
Когда ж ты Проша жениться успел? Да и родители твои мне ни разу не заикнулись.-
- Не был я на ней женатый. Встречались долго. Один раз переспали. Вот и все наши  семейные дела. Родители мои не пустили её.
Как услышала она их приговор, так больше мы и не встречались. Потому и живу теперь отдельно. Хотя в нашем роду это не практикуется.
Ну, я пойду, время позднее. Завтра вставать рано. –
- Ты что ж, Проша, расстроился? Не виноват я перед тобой. Прости. Так уж получилось. –
                Прокопий шёл не видя дороги. Чувство обиды и злости не покидали его. Он ненавидел флот и моряков, которые вынуждены вот так, шарахаться от одной женщины к другой. Многомесячные разлуки никак не укрепляли семью. Он решил взять полугодовой отпуск и посетить южные курорты.
           До вылета на материк оставалось не более недели.
Как-то, поздним вечером в дверь его квартиры постучали. На пороге стояла Зинаида. В одной руке она держала чемодан, другой держала за руку сына Ромку.
- Помоги, Прокопий! Некуда нам идти. Ушла я от Володи. Он привёл в дом другую женщину. –
По её щекам текли слёзы.
Да проходи, Бога ради. Места хватит и тебе, и Ромке. А я на полгода в отпуск улетаю. Так, что располагайся и живи как дома. Надеюсь, не подерёмся.-
В воскресение, все втроём отправились в кафе. А когда выходили, смеясь и балагуря, на пороге появилась Валя. Увидев Прокопия, она вдруг побледнела и стала оседать на пол. Он подхватил её, но подбежавшие официантки, сказав, что это их шеф-повар, тут же увели её.
- А это та женщина, которую Володя привёл. Ты разве знаком с ней? –
- Это та женщина, которую я любил и наверно до сих пор люблю. Но развела нас жизнь. И по нелепой случайности по вине твоего Володи. –
- Так вот из-за чего была ваша ссора! –
                На следующее утро Прокопий помчался в кафе.
- Могу ли я видеть вашего шеф-повара? – спросил он официантку.
- Валентина Игнатьевна! – Громко крикнула девушка - Тут к вам пришли. –
Увидев Прокопия, Валюша опять побледнела, но спросила прерывающимся от волнения голосом.
- Вы, Прокопий Андрианович, по какому поводу к нам? – Валюша! Не зависимо от наших отношений, я хочу видеть свою дочь. Я имею на это право. –
- О какой дочери идет речь, и какие вы имеете права? Нашу дочь зовут Татьяна Владимировна. Она любит своего отца, да и отец её любит. А какое вы к ней имеете отношение? Может вы хотите разрушить нашу семью нелепыми притязаниями? Давайте прекратим этот глупый разговор и больше никогда не будем к нему возвращаться. –
С этими словами она резко повернулась и исчезла за дверью кухни.
                Месяцы отпуска тянулись нескончаемо долго.
Он ездил по южным городам, менял курорты, но его тянуло домой, в моря, в родной до боли город. Всё когда-нибудь кончается. Кончился и отпуск.
Совершенно нежданно его в аэропорту встречала Зина с Ромкой. Ромка подбежал к нему и повис на шее. Дядя Прокопий! Мы по тебе скучали. Мы тебя любим. Для Прокопия это было новостью. Дома его ждал красиво накрытый стол.  Короче говоря, его встретили как родного.
- Дядя Проша! А ты женись на моей маме и тогда ты будешь моим папой. –
От неожиданности Прокопий чуть не подавился. Зина залилась краской.
- Вы действительно этого хотите? Ты, Зина, этого хочешь?  - Спросил он, глядя ей в глаза.
Зина опустила голову и ничего не сказала.
На следующее утро Прокопий уговорил Зину поехать к родителям. Мать сняла икону и благословила молодых.
Заявление в ЗАГС ходили подавать втроём. И Ромка теперь стал Романом Прокопьевичем.
Событие это отмечали в ресторане.
- А можно, я тебя папой буду называть? –
Прокопий растерялся, но ответил: - У тебя есть другой папа, папа Володя. –
- Нет у него другого папы.  – со злостью выкрикнула Зина. – Ты единственный. Запомни это Рома. Это твой отец! И другого у тебя нет. -
               Так родилась семья. Жили они дружно, но детей у них больше не было. Роман, после окончания школы уехал в Москву, в университет. Прокопий Андрианович по-прежнему ходил в моря. И Зинаиде приходилось коротать одиночество. Сын не баловал родителей письмами, но вот однажды сообщил в письме, что встретил землячку и они подружились.
В следующем письме сообщалось, что они полюбили друг друга, но оказалась она его сестрой. Так ей об этом написала её мама. Зинаида поспешила ответить, что это явная ложь. Никаких сестёр у него быть не может. И когда Прокопий вернулся из рейса, пристала к нему с провокационным вопросом: - У тебя что, на стороне есть дети? Ну-ка признавайся! –
- Да вроде бы нет. Во всяком случае, мне это не известно. Мне говорил Володя, что у его Валюши якобы мой ребёнок, но это оказалась ложью. Так, во всяком случае мне она сама сказала.
Через некоторое время получили телеграмму:
- Дипломы защитили успешно. Возвращаемся домой. Встречайте.-
И вот с трапа самолёта сошел далеко уже не мальчик, но заметно возмужавший Ромка. Рядом с ним шла красивая стройная девушка с приятным восточным лицом.
- А мы поженились. Это моя жена Татьяна – сходу заявил Роман. – Ну что ж, сказали родители, - раз поженились, милости просим под родимый кров.
                После торжественного ужина Зинаида спросила: - Вы сегодня ещё к Татьяниным родителям пойдёте? –
- Нет, Мама. Татьянины родители запретили мне в их доме появляться. –
На этом и закончились вопросы. А через полгода Татьяна родила крепкого красивого мальчика, и  назвали его Андрианом. Или просто  - Андрюшкой.
Как-то поздним вечером, сидя у телевизора, Зинаида услышала звонок. На пороге стояла Валя.
- Я хочу видеть своего внука. Где он? –
- Да вон, в детской. Дед ему на ночь анекдоты рассказывает. Да ты проходи. Хочешь, я чай поставлю?
Зинаида на кухне накрыла стол. Валя вышла из детской вся раскрасневшаяся и прошла к столу.
- Ой, Мама! - Ворвавшись в кухню, закричала Татьяна.
- Я знала, что ты придёшь. Как там мои сестрёнка с братишкой. Я  так давно их не видала. –
Так пришли бы. Небось, не чужие. Да и отец переживает, скучает. Внука хочет видеть.


Рецензии