колесо - гусеница

Два самых распространённых движителя  сухопутных машин – это колесо и гусеница, правда гусеница без колеса просто «тьфу!». Главное их различие  - в назначении: колесо – дорога, гусеница – бездорожье. Специалисты перепробовали практически все их сочетания для создания «сухопутной» амфибии, но как-то не приживаются: что-то не то… Чего-то не хватает…
     В технике, впрочем, часто так бывает, что появившееся новое заставляет вспомнить старое.  Так, например, лучевые противотанковые системы дождались появления лазера, так как обычные источники излучения были очень громоздки.
     Возможно и «сухопутным» амфибиям не хватает какой-нибудь электрической трансмиссии, в то время как последней, в свою очередь,  не достаёт ёмкой аккумуляторной батареи, чтобы полностью сформировать новый тип трансмиссии, удовлетворяющий требованиям построения таких машин.   
     Видимо, схемы, в которых колеса на таких   машинах  (условно быстро) заменяются на гусеницы, для боевых машин должны быть исключены из рассмотрения. Схемы, в которых оба движителя работают как и в тех, так  и в других условиях, неинтересны, так как в дорожных условиях не извлекаются преимущества колёс.
     Остаются две схемы: первая, обеспечивающая немедленный переход с одного движителя на другой без выхода экипажа из машины, и вторая, при которой в дорожных условиях используется только колесный ход, а в бездорожных - к колёсам добавляются гусеницы.
     В обеих схемах реализовать классический гусеничный ход   вряд ли удастся. Однако, вторая имеет больше оснований для реализации из-за ожидаемого меньшего среднего удельного давления и меньшего вылета корпуса за  рабочей части движителя.
     Академия БТВ давно проработала в металле объект 19 на уровне экспериментального образца, но никаких заметных выгод в сравнении с гусеничными машинами она не получила (грузоподъемность, внутренние объёмы, уровень защищенности), а с учётом повышенной сложности трансмиссии дальнейшего развития не получила и не составила конкуренции в качестве боевой машины пехоты, отрабатываемой рядом заводов промышленности на конкурсной основе, что реализовалось в БМП-1 ЧТЗ.  Пока я не вижу как в эту идею можно вложить жизнь и ради чего.
      Вот взять, например, общеизвестную сторону существования соединений и частей как выдвижение в район боевых действий (или маневр по фронту): осуществление его проводится колонными путями с образованием глубокой колеи (зачастую не одной). Глубочайшей проработки потребует оценка  возможности выбраться с таким движителем из неё, имея всего пару управляемых колёс и упрощенную гусеницу с укороченной опорной частью (в районе центра тяжести). Может для десантников это несущественно, но при нынешних потребностях, держать специальное производство – себе дороже станет.


Рецензии