Москва и Евпатория. Из писем

 


   Когда в конце 1979-го мы составляли программу заседаний Евпаторийского клуба любителей поэзии на следующий год, кто-то предложил поговорить о современных бардах. Так в афише появилась строчка: «23 ноября. МЕНЕСТРЕЛИ ХХ ВЕКА». Полгода спустя в городской библиотеке ее углядел приехавший с родителями на отдых 20-летний парень – и, очнувшись от курортной скуки, разыскал меня. В тот самый момент, когда мы обсуждали ближайшие планы с Аней Гриценко, активистом клуба, недавно поступившей на юрфак МГУ. Странный гость стал рассказывать странные вещи про странных людей, которые любят, поют и сочиняют не обычные песни   
про тоскующих мальчиков и девочек – серьезные, умные. А объединяет их Московский клуб самодеятельной песни с интереснейшими традициями  многолюдных концертов и  слетов в лесу. «Но это же всем интересно! – сказали мы. – Давайте соберем членов клуба…» - «Да? Тогда я и спеть смогу».

  Володя Альтшуллер пел и рассказывал несколько вечеров подряд – про Булата Окуджаву, Александра Городницкого, Юлия Кима, Сергея Никитина… А после несколько активистов (и Володька с ними) отправились в Феодосию продолжать нашу большую встречу к 100-летию очень ценимого бардами Александра Грина. А там москвич узнал вдруг на улице группу друзей-КСП-шников - так с ними познакомились и подружились и евпаторийцы. Короче, с тех пор Владимир и Анна стали полномочными  представителями Евпаторийского КЛП в московской «провинции». И рос наш интерес к авторской песне, налаживались контакты с Московским (и не только) клубом самодеятельной песни. А Аня Гриценко издали активно участвовала в подготовке наших заседаний, забрасывая меня письмами о вдруг открывшемся ей новом интереснейшем мире…



     *     *     *

2.4.1980

Здравствуй, Лёня! Прими мои поздравления по поводу восстановления в почетной и нелегкой должности председателя клауба любителей поэзии и пожелания творческих успехов. Я была уверена, что справедливость восторжествует. Мысленно я с вами на каждом заседании, но, к сожалению, в этом году ничем, кроме сочувствия, помочь не могу.
 Благодаря предстоящей Олимпиаде-80 учебный год у нас кончается 1 мая, сроки сжатые, а программа и требования ничуть не уменьшились. Конечно, студент – существо универсальное, трудно обозначить предел его возможностей, но, кажется, этот предел уже
«маячит в отдалении».

 В двух словах о себе. В перерывах между репетициями к курсовому смотру художествнной самодеятельности появляюсь на лекциях, стараюсь возможно чаще бывать на любимых семинарах. С ноября прошлого года вхожу в редколлегию курсового пресс-центра. Не забываю и о своей студии художественного слова. Репертуар мой несколько расширился: Кюхельбекер, Чехов, Ахматова. В этом учебном году дали 4 концерта: три в общежитиях МГУ, один – в Подмосковье. Умудрилась прилично сдать сесиию и в этом семестре получаю повышенную стипендию.

  В театре за весь год была всего раза два, когда удавалось достать билеты. Довольствуюсь встречами, которые проводятся у нас в университете. За последние два месяца в гостях были кинорежиссер Мотыль, писатель и ученый-социолог Ю.Рюриков (читал его «Три влечения?» Занятная вещь!), был следователь прокуратуры СССР, артисты театра Сатиры во главе с Менглетом… Подобные встречи у нас всегда проходят живо, интересно.


*     *     *


18.09.1980

 
 Лёня, привет! 

  Позавчера вечером мы с Володей были на КСП. Итак, все по порядку. Сначала Володя явился на КСП один с твоим пакетом и с великим трудом поймал И. Каримова и В. Акелькина (зав.фонотекой КСП). Твое письмо, приправленное живым рассказом Володи (знаешь, как он это умеет!), крайне их заинтересовало. Они пришли в восторг от того, что в далекой забытой богом и музами Евпатории есть люди, серьезно относящиеся к самодеятельной песне. Они поняли, что наш клуб – солидная организация, и рады помочь нам во многом; но и от нас, как ты догадываешься, тоже ждут помощи.
  Итак, предельно кратко о результатах нашей первой беседы. Сначала, какую помощь предлагает нам КСП.
1.Записи выступлений  бардов (одну пленку – лучшие песни лучших авторов – как раз то, что нам надо к  ноябрьскому заседанию и другие записи – все, что мы пожелаем). Пленку для клуба я уже купила, через неделю ее заполню и тут же вышлю.
  2. Книги (поэтические, песенные сборники и др. материалы о бардах, о самодеят. песне, если Евпат. клубу это надо (а ему надо, не так ли?)
 3. Предлагают прислать из Москвы к нам на ноябрьское заседание двух живых бардов – молодых талантливых авторов и исполнителей самод. песен, а также счастливых молодоженов – Надежду Сосновскую и Юрия Лореса (не утруждай свою память, о них Володя не рассказывал, хотя считает их многообещающими авторами.  В Москве с успехом проходят их абонементные концерты). Но погоди еще радоваться. Сие заманчивое предложение упирается, как всегда, в пошлый вопрос о деньгах. Людям надо оформить командировку, оплатить дорогу в оба конца и устроить в городе парочку платных концертов, по 100 р. каждый. Можно было бы в ДК и в театре. Отказаться сразу было невозможно. Я сказала, что завтра же передам их предложение председателю Евп. КЛП и в ближайшее время сообщу решение. Так что, Леня, скорей думай и решай, есть ли смысл попробовать организовать такую встречу через отдел культуры или общество «Знание». С жильем, надеюсь, проблем не будет, кто-нибудь из наших приютит. По-моему, игра стоит свеч: Акелькин дал понять, что если эта первая встреча удастся, то КСП может присылать к нам хоть каждый месяц бардов более высокого класса, более известных. Инфомация к размышлению: вблизи Евпатории, в Туапсе, живет Ланцберг. Чувствуешь, чем пахнет? «Столица автоматически переносится в Васюки…», «Междупланетный слет КСП в Евпатории…». А если серьезно, твой ответ я должна получить не позднее вторника, 23 сентября - в этот день меня будут ждать на КСП. Если же материальная сторона слишком тяжела, придется вежливо отказаться от столь блестящего предложения.
   И, наконец, в залог долгой и прочной дружбы между Московским КСП и Евпаторийским КЛП Акелькин торжественно преподнес нашему клубу новый диск Б.Ш. Окуджавы, который я привезу в ближайший свой приезд. Посылать почтой этот бесценный груз не рискую.

  Теперь – какую помощь КСП
желал бы получить от нас.

1.    Все наши публикации в любых изданиях периодической печати, касающиеся самодеятельной песни и ее авторов и о заседаниях, посвященных бардам – для арзива КСП.
2.    Детальная расшифровка программ заседаний, посвященных Б.Окуджаве, Н. Матвеевой и др. - от вступительного слова до заключения, подробный протокол этих заседаний, эмоции выступавших, оценка  заседания и т.д. Для КСП это очень важно, т.к. они хотят ввести у себя нечто подобное нашим заседаниям.
3.    КСП просит КЛП написать в стенгазету «Менестрель» статью о Беранже. В саязи со смертью Высоцкого на КСП случайно забыли о 200-летии своего великого предка, и хоть с опозданием о нем необходимо упомянуть. Статья должна быть написана кем-нибудь из КЛП (тобой, Лёнечка!), потому что наш клуб сейчас вплотную занимается творчеством Беранже, и нам эта тема должна быть близка. Содержание – его краткая творческая биография (упор на то, что он писал песни). Еще  просили написать статью о гриновском празднике в Феодосии и Старом Крыму. Этот труд беру на себя.
 
   Итак, удача сама летит к нам, нужно лишь пошире раскрыть объятия.

   Всего хорошего. Аня.


Рецензии