Москва и Евпатория. Из писем - 2

 4.10.1980

  Лёня, привет! Твой пакет пришел кстати – я обнаружила его в воскресенье, вернувшись с одной прелюбопытнейшей прогулки (о ней – на закуску), а сегодня, во вторник, иду на КСП. Новостей, как всегда, лавина. Но сначала отвечу на твое письмо.
   Бандероль я получила, все в целости и сохранности, но лента не лучшего качества, больше таких не покупай. Все, что интересует наш клуб, постараюсь выяснить сегодня в разговоре с Акелькиным или Каримовым, кого удастся поймать. Эти несчастные чувствуют себя по вторникам, как грешники в пекле, они всем нужны, их буквально разрывают на части. Они бы рады всем помочь, но практически это неозможно. Володя не обманывал, когда говорил о бескорыстии членов КСП. Они на самом деле помогают всем совершенно бесплатно и записями, и литературой, даже школа игры на гитаре работает у них на общественных началах. Ты не путай КСП-шников с бардами.   Если барды приедут в Евпаторию, то для членов клуба они готовы петь и говорить сколько угодно без всякой мзды. Но ребятам хоть как-то надо оправдать дорогу. А может, и слегка подзаработать, коль случай представится. Но все же главное для них в этой поездке – пропаганда искусства самодеятельной песни и общение с заинтересованной аудиторией.  Зря ты на них так ополчился.   

  Ты пишешь, что нас интересует не столько собственно творчество Лореса и Сосновской, сколько история и пути развития самодеятельной песни. Так вместе с бардами или сам по себе собирается выехать Виталий Акелькин. Этот человек знает о самод. песне все, великолепно играет на гитаре и хорошо поет. Он – настоящий КСП-шник. Денег ему не надо, только жильем обеспечьте. Как видишь, с нами собираются иметь дело всерьез и надолго.

 Твоя статья о Беранже мне понравилась, как раз то, что нужно для КСП: коротко, ясно, не избито, с КСП-шным уклоном. Сегодня покажу им статью и все остальные наши материалы, а завтра допишу тебе письмо.
  А теперь о главной моей новости. 27 – 28 сентября состоялся традиционный осенний слет семи кустов КСП (общегородские проходят весной). Посвящен он был памяти Владимира Семеновича Высоцкого.

  Дорога от станции к лесу оказалась намного легче и короче, чем я ожидала – вели нас всего час. В общей сложности добирались почти шесть часов. Всю дорогу туда и обратно, конечно, пели песни под гитару. Мои спутники оказались чудесными ребятами, с которыми  легко и приятно общаться. Невольно я все время сравнивала эту группу с группой «Кенгуру» куста «Балаган», которую мы встретили в Феодосии. Ну, к «Кенгуру» у меня особое отношение – это первые в моей жизни живые КСП-шники, моя «первая любовь». Но если даже судить беспристрастно, то «Секвенция» уступает «Кенгуру» и в репертуаре, и в общем интеллектуальном уровне. Группа сравнительно молодая, ей всего год, и у нее все впереди. А мне как новичку было с ними легче и проще.

   Всего на слете было 2,5 тысячи человек. Расположились на огромнейшей великолепной поляне. Погода была явно в сговоре  с КСП: все дни до и после слета были сырыми, пасмурными, а в субботу и воскресенье – ослепительно синее небо  и яркое солнышко.

  Вечером, в 9 часов, начался концерт, и закончился он в час ночи.

  Первое отделение было построено, по-моему, очень удачно. Выступавшие попыталсь восстановить во всх подробностях день похорон Владимира Семеновича, передать настроение народа. Представители КСП были на Таганской и в театре до последнего момента. Они рассказывали, что там происходило, читали телеграммы в адрес театра на Таганке, стихи профессиональных и непрофессиональных авторов на смерть В.С., вспоминали речи актеров, писателей, которые они слвшали на гражданской панихиде в театре. Весь рассказ сопровождался на редкость удачно подобранными песнями Высоцкого, записанными на пленку. Этот концерт дал мне колоссально много в понимании Высоцкого, по сути, я впервые всерьез взглянула на его творчество. До сих пор я относилась к нему как к популярному шансонье, хрипящему на всех перекрестках свои песни на потеху досужей толпе. Наверное, многие лишь после его смерти начали понимать, чем был для народа Высоцкий.
  На слете у меня возникла мысль предложить нашему клубу организовать вечер памяти В.С. Высоцкого. Ведь за то время, которое будет отведено его творчеству на заседании, невозможно вызвать у людей то настоящее, серьезное отношение, которое он заслуживает как истинный поэт. Постараюсь достать для клуба пленку с записью первого отделения концерта.

 Во втором отделении все желающие исполняли свои песни и стихи, посвященные Высоцкому. Было несколько неплохих вещей, например, выступления барда В. Егорова, поэта И. Резголя, но
удержать настроение на уровне первого отделения не удалось. Потом, с полвторого ночи до пяти утра, все, кто хотели, могли слушать отличные чистые записи Высоцкого. Мне послушать не удалось: девочка из группы «Кенгуру» узнала меня и потащила к своему костру. Разумеется, я не очень сопротивлялась. На слет приехали почти все, кто был в Феодосии. Встретились, будто знаем друг друга сто лет. Вспоминали чудные феодосийские ночи, пели песни. В этом отношении я оказалась счастливее Володи, он так и не набрел на «Кенгуру» на слете, т.к. целиком был поглощен Высоцким. Кстати, на концерте Володя читал стихи Городницкого, Резголя и Окуджавы.
  Простившись с «кенгурятами», я пошла бродить от костра к костру, смотрела во все глаза, слушала во все уши. О сне и думать забыла. Уже утром, часов в семь, набрела на группу «Бермудский треугольник». Мужики  все работают в одном НИИ космических исследований. Они раскинули свои палатки на самом бойком месте поляны и зазывали к своему костру всех проходивших мимо, причем прежде чем оставить человека в своей компании, проверяли его реакцию на юмор. С ними я протрепалась часа два. Договорились созвониться через две недели. 

  С 10-ти утра до обеда опять крутили записи Семеныча. Ты себе представить не можешь, насколько он плодовит и разнообразен, сколько у него просто гениальных вещей!
   От «Бермудского треугольника» я вернулась к своей группе и была с ней до конца. Потом к нам присоединился Володя. Домой возвращались вместе, наперебой делясь впечатлениями. И я вспомнила, как в Феодосии радовалась Володиному восторгу. Точно так же он радостно слушал мою счастливую болтовню о первом в моей жизни слете КСП. 


1.10.1980

   Вчера были с Володей в штабе КСП. Там народ еще не остыл от слета.  Поймать кого-нибудь из правления было практически невозможно. И все-таки мы изловчились задержать на несколько минут Андрея Крылова, редактора  стенгазеты «Менестрель» и зав. архивом КСП, чтобы вручить ему бумаги нашего клуба, твою статью о Беранже и мою заметку о Грине. Тут же я заикнулась о фотокопиях «Менестреля» для клуба. Оказалось, что фотокопии есть лишь первых двух выпусков, они лежат у Андрея дома.  Договорились, что я позвоню ему в понедельник и напомню, чтоб он захватил  их с собой. 

 Наше упорство было вознаграждено: мы дожлались Виталия Акелькина. Прежде всего я вручила ему твой презент – буклетик о Грине. О КСП Виталий знает все, в его руках сосредоточена литература о всех бардах- он зав. библиотекой КСП и курирует творчество Б.Ш. Окуджавы, лично хорошо знаком с ним, здорово играет на гитаре и поет  КСП-шные песни. Скоро я смогу узнать еще больше об интересах и увлечениях Виталия: в пятницу у него на квартире соберутся художники КСП готовить фотостенд и газету о Высоцком, потом будет  концерт молодого ансамбля «Слово». Виталий пригласил меня и Володю на этот вечер тоже. Да, чуть не забыла. Я отдала Виталию твой список, он ничуть не удивился его объему, обещал его внимательно изучить и, если понадобится, отредактировать. Этот список подсказал ему идею составить пленку «Азбука КСП», в которой будут лучшие песни в лучшем исполнении, и эту пленку давать переписывать всем клубам, которые обратятся за помощью. Работа кропотливая, требующая много внимания и времени. Не волнуйся, к началу ноября пленка у нас будет.
   


4.10.1980 г.

   Ты знаешь, Лёня, Акелькин – личность, достойная восхищения.  Он читал все на свете книги обо всем на свете,  разбирается буквально во всех областях искусства, но самая сильная его привязанность – поэзия. Его богатейшая библиотека постоянно в движении, ею пользуются все его друзья. Фонотекой, кстати, тоже, где около 250 кассет с записями концертов бардов. Показав мне все эти сокровища, он тут же предложил их к нашим услугам.
  Виталий настоящий художник, он творит потрясающие вещи: все стены в квартире увешены изумительными деревянными масками, панно, полки заставлены  фигурками из металла, фольги, дерева и еще бог знает из чего. Кроме того, он где-то работает, читает лекции в обществе «Знание» по литературе, живописи и музыке. И ко всему прочему умудряется быть отцом и мужем. Он живо интересуется такими же одержимыми, как он сам, поэтому горит желанием лично познакомиться с тобой и с нашим клубом. 
 
  Ансамбль «Слово» состоит из трех человек - молодые супруги и их друг. Необычна и нова форма их работы – исполнение песен сопровождается стихами и прозой, сочиненными ими самими. Аккомпанемент тоже необычен – удивительно красивый синтез гитары и фортепиано.
  После концерта был интересный разговор за чаем с тортом - о поэзии, музыке,  самодеятельной песне. Ушли мы от Виталия в полночь.

   И еще парочка КСП-шных новостей.
10 октября, в день открытия сезона театра на Таганке, в институте психологии будет посвященный В.С. Высоцкому вечер с участием многих бардов. Обещали и меня провести. 
Вечера памяти Высоцкого проходят не только в Москве. Сюда приезжают, пишут, звонят отовсюду, прося материалы и пленки. Это я к тому, что наш клуб у них не единственный.

  Собираюсь нагрянуть в родные пенаты к 7 ноября. Все КСП-шные материалы привезу с собой и передам тебе лично.

   Знаешь, как Виталий отредактировал твой список записей? К 22 авторам добавил еще 13.

   Привет всем. Аня.


     *     *     *


12.11.1980

 Лёня! Приветствую в твоем лице весь клуб. Новости на этот раз нерадостные. Заболел Акелькин, и теперь его приезд под большим вопросом.
  Вчера я была на Трофимова, встретилась  впервые с Барановым. Письмо твое он прочел, дал направление на бардов и Виталия, которое высылаю. КСП никаких расходов оплачивать не может, но, говорят, по этому направлению может оплатить дорогу отдел культуры того города, куда приезжают выступающие. Лорес и Сосновская  согласны приехать, если им будет гарантирована оплата дороги. Гостиница им не нужна – у них в Евпатории есть где остановиться. Советую не отказываться от их приезда: в Москве среди КСП-шников их творчество ценится довольно высоко. 
   
   На закуску несколько более приятных вестей. Передала Крылову вместе с ответом от Евпат. КЛП твои публикации. Статьи о Кукине, Ножкине, Тальковском, журнал со статьей о Ножкине были приняты с восторгом и  благодарностью. Спасибо и за вырезку о Егорове. 
Ищи сообщения о заседаниях по Окуджаве, Н. Матвеевой, они Андрею необходимы для архива.
  Вышел новый выпуск «Менестреля, где увидела свет моя заметка о Грине (в том виде, как я ее написала, без изменений и сокращений!). Грину посвящен целый лист «Менестреля». Твоя статья о Беранже пойдет в следующем номере.


 
   *     *     *


14.11.1980. 10.30 утра

  Только что звонила Акелькину. Сегодня же попытается пробить в обществе «Знание» для себя путевку. Если пробьет, сразу вышлет тебе. К 23-му он вряд ли успеет приехать. Но это тот случай, что лучше позже, чем никогда. Попробуем пока устроить гастроли Лореса и Сосновской 21 – 23 ноября. Жду телеграмму!


  Прежде чем отправить тебе письмо, еще раз позвонила Акелькину, чтобы уточнить, по какому адресу и на чье имя надо посылать заявку. Писать ее надо на имя директора КСП Баранова Михаила Олеговича по адресу: Москва, ул. Трофимова, 33. И не отдельно на бардов и на Акелькина, как я думала, а на всех вместе с просьбой направить их для проведения концерта и лекции о самодеятельной песне.






 


Рецензии