Мои фильмы не о войне, а о любви

На телестудии компании «ИТВ» состоялась запись «круглого стола» с участием известного российского режиссера-документалиста Сергея ЗАЙЦЕВА. Среди приглашенных был и корреспондент «КВ».

На чужих берегах

Международная известность пришла к Сергею Зайцеву в 2003 году, когда вышел его фильм «Погибли за Францию». Молодой режиссер открыл щемящую и для многих не известную страницу в истории Первой мировой войны. Страницу мужества русских Особых пехотных бригад, во многом благодаря которым Франция была спасена.
Он рассказал о солдатах и офицерах, которые были посланы на Западный фронт императором Николаем II, и на чужих берегах узнали о переменах в России.
«Фильм Сергея Зайцева «Погибли за Францию» очень трогает русское сердце, восстанавливает горькую и драгоценную нам память. Очень находчиво снят, выразительный монтаж, хорошо влились солдатские песни… Спасибо Сергею Зайцеву и всем, кто приложил к фильму свое участие», — так сказал о картине Александр Солженицын.

Герои на полке
Фильмы лауреата Национальной премии Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» Сергея Зайцева… Так и хочется дописать: «…идут во всех кинотеатрах России». Однако концовка у предложения иная — «…широкому зрителю практически не известны». И на телеканалах их  увидеть практически невозможно.
Почему? Ведь Сергей Зайцев не снимает порнуху. Его фильмы не призывают к межнациональной и прочей нетерпимости или к изменению существующего строя. И всё же они под негласным запретом.
О чем же эти картины? О нашей, русской истории. Герои документальных картин Сергея Леонидовича — не только русские, погибшие за Францию, но и защитники Севастополя и эмигранты «первой волны» («Лики Отечества», 1996), простой художник («Под знаком Поздеева», 2000), исполнитель романсов Валерий Агафонов («Порог сердца»,2006), театральный режиссер Михаил Корнев («Репетиция», 2009), бойцы Великой Отечественной («Союзники. Верой и правдой!») … И всё это, говоря современным языком, — «не формат».

Патриотофобия

— Весь кинопрокат в России (только ли в России? — А.В.) находится в руках американских компаний и т.н. совместных предприятий… — поясняет Сергей Зайцев. — Хорошее кино негде посмотреть… Мне, как член-корреспонденту Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, ежегодно в конце декабря присылают все игровые фильмы, которые Россия выпустила за год — т.е. я получаю около сотни игровых картин. Из них известными становится десяток. Такие, как «Брестская крепость», «Как я провёл этим летом»… А штук девяносто просто ложатся на полку, а ведь есть среди них очень хорошие картины… То же и с телеканалами — вот, к примеру, мои знакомые режиссеры сделали хороший  фильм о казачестве, принесли его на телеканал, и не какой-нибудь — «Культура», и его не приняли к эфиру с дикой формулировкой: «слишком патриотично».

Кто виноват и что делать?

Зайцев не хочет ломать голову над первым из двух русских  вопросов — «Кто виноват?». Считает, что виноваты все — в той или иной мере. А вот на вопрос «Что делать?» у него есть вариант ответа:
— Выход в создании киноклубов а также интернет-клубов, где можно посмотреть авторское кино… Но это надо делать, к этому надо стремиться, а не просто болтать… Сегодня  удивительное время одиноких людей, когда всё зависит от каждого…

Посланники

Со словами режиссера перекликаются фразы из его фильма «Посольство на Таганском холме» («Великое посольство России», 2005): «…Два миллиона русских эмигрантов на чужбине пили горькую чашу изгнания, но, вживаясь в чужеземный быт, они хранили Отечество в своем сердце, продолжали думать по-русски, чувствовать по-русски, иметь русский облик.
Они были частью прежней России, держались традиций предков, вне Родины хранили и творили её культуру. Их самоопределение замечательно : «Мы не в изгнании, мы в п о с л а н и и. Мы — Великое посольство России» — написал полковник генштаба Евгений Месснер.
Эмиграция своею жизнью осуществляла начертанную ей миссию, создавая уникальную печать, бессмертную литературу, собирая архивы, накапливая воспоминания и реликвии, устраивая музеи, она готовила бесценное наследие, предназначенное для грядущей России, то есть, для нас с вами…»

Крым в эмиграции

Для нас, крымчан, эти строки звучат по-особому. Никуда не выезжая из своих домов, однажды утром мы проснулись и ощутили себя эмигрантами. На наших флагштоках зареяли иные флаги, а в чужую культуру даже не пришлось вживаться — она сама пришла к нам и пытается, подобно энцефалитному клещу, всосаться в нашу плоть. И если у старого поколения — иммунитет на зарубежные иллюзорные блага, то молодым сейчас труднее всего… Поэтому, может, и нам время думать о том послании, которое мы донесем нашим детям-внукам и грядущей стране…
Этот вопрос был также затронут на круглом столе с участием Зайцева. А потом заговорили о Великой Отечественной войне. О последней картине  Сергея Леонидовича «Союзники. Верой и правдой!», снятой в прошлом году.

Память сердца

В фильме «Союзники…» события Второй мировой войны показаны глазами ветеранов армий США, Франции, Великобритании, России. «Память сердца надо передавать по наследству. Ради этой памяти картина и сделана», — поясняет Сергей Зайцев.
Он привез из Великобритании и использовал в фильме уникальную хронику, которую еще не видели ни в России, ни на Украине.
Фильм уже завоевал несколько наград — в том числе Гран-при на VIII Международном фестивале военного кино имени Ю.Н.Озерова в Брянске в 2010-м году, а также приз «Память сердца», учрежденный Американской Ассоциацией ветеранов и инвалидов Второй Мировой войны из бывшего Советского Союза имени маршала Г.К.Жукова. Российские и зарубежные зрители называют «Союзников» «одной из самых правдивых лент о войне».
— Любовь и вера — вот что главное в этой жизни, — размышляет Зайцев, — поэтому я делаю фильмы не о войне, а о любви.

Невыученные уроки

— Что означает для меня лично Великая Отечественная война? — Сергей Зайцев, задумавшись на минуту, отвечает на вопрос ведущей круглого стола, автора программы «Формат А3» Юлии Вербицкой. — Для меня война — это жизнь и смерть моих родственников, моих предков… Не будь их, я бы мог не родиться, а ведь война выкашивала целые семьи, целые поколения — мой дед  по материнской линии Александр Васильевич Кузнецов погиб, пропал без вести. И по отцовской линии брат моей бабушки,  мой тезка Сергей Зайцев, также пропал  без вести… Прошедшая война  навсегда «записалась» на подкорке русского человека, растворилась в его крови… Может быть, поэтому, когда  в музее вижу немецкую форму я невольно сторонюсь этих витрин. … А то, что произошло во Львове 9 мая, это невыученный урок истории. Поэтому сейчас, пока еще живы ветераны, у нас есть последняя возможность выучить недоученный урок. Когда последний ветеран уйдет, правда о войне начнет искажаться со страшной силой.
К слову, Германия этот урок усвоила на «отлично». Вот частный случай: немецкий мальчик нарисовал на парте свастику — и его чуть не исключили из школы, без права поступления в ВУЗ! Мы же, судя по Львову, уроков не учим...

О памяти и памятниках

— Еще один пример. Я много снимал в Германии, — продолжает собеседник. — Так вот, там наши памятники — в идеальном состоянии. Недавно знаменитый монумент воину-освободителю в Трептов — парке (в одной руке солдат держит девочку, в другой — меч) бережно разобрали, по частям отвезли в Гамбург, отремонтировали, вычистили, вернули на прежнее место, собрали — и сейчас он стоит как новенький!... О состоянии же наших памятников вы знаете не хуже меня… 

***

Опубликовано в газете "Крымское время" в мае 2011
Зайцев - второй слева, автор - крайний справа


Рецензии