Что произошло с главным памятником Симферополя

Недавно после реставрации предстал пред очи симферопольцев  «помолодевший» памятник-обелиск освободителю Крыма  от турецких захватчиков князю  Василию Долгорукову.
 Когда были убраны реставрационные леса, некоторые особо внимательные горожане узрели в отреставрированном монументе не только грубейшие надругательства над исторической правдой, но и политический заказ, и очередное оскорбление крымских русских.

Зачем убрали про русских?!

Сыр-бор разгорелся вокруг некогда бетонных барельефов (медальонов) на четырех сторонах обелиска. Так, после реставрации исчезли привычные барельефы с надписями «На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В.М. Долгорукова» и «В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году». На их месте появились новые — с крестом и гербом.
Действительно, на первый взгляд, очевиден «наезд» на русских: ведь теперь на отреставрированном обелиске нет ни единого слова об их подвигах в борьбе с турками. Особо ретивые крымские политики поспешили опубликовать гневные заявления по поводу «монументальной дискриминации» русских. Жареную новость подхватили услужливые СМИ. А вот реставраторы никакой крамолы в своей работе не усматривают. Давайте разберёмся.

На круги своя

На поиски истины я отправился в Центральный музей Тавриды, где в недрах научной библиотеки «Таврика» ее сотрудники разыскали уникальное издание — изданные в Москве в 1842 году эскизы памятника Василию Долгорукову! Этот труд носил длинное, но исчерпывающее название, которое в переводе с итальянского выглядело так: «Памятник с его главными барельефами. Воздвигнутый с Высочайшего соизволения Его Величества Императора Всея Руси и установленный на большой площади в Симферополе в Крыму в 1842 году. В честь князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского его внуком князем Василием Васильевичем Долгоруким, созданный профессором Штрейхенбергом» .
В папке находятся листы (формата нашей газетной страницы), на которых изображены эскизы вышеупомянутых барельефов.
Так вот, я воочию убедился: вновь установленные медальоны на обелиске ПОЛНОСТЬЮ АУТЕНТИЧНЫ первоначальным эскизам!

Кое-что сохранилось…

Более того, заведующая библиотекой «Таврика» Нина Колесникова пригласила меня в лапидарий, находящийся во дворе музея, где сохранились фрагменты двух первоначальных барельефов обелиска! Нынешние, замечу, практически такие же. Разве что выглядят новее…
К слову, три года назад Нина Колесникова выпустила  книгу «Увлекательное крымоведение», где в главе «Замечательный памятник присоединения Крыма к России» приведены первоначальные эскизы барельефов-медальонов.

История реставраций

Ну, если я оказался в библиотеке, грех было бы не полистать еще книги по нашей теме. В одной из них, «Симферополь: этюды истории, культуры, архитектуры», художник - реставратор Светлана Белова сообщает, что за время своего существования Долгоруковский обелиск дважды (теперь — трижды – А.В.) подвергался ремонту, в результате чего его внешний, первоначальный облик несколько исказился.
Первый раз ремонт произвели в декабре 1912 года, затем на сорок лет про памятник «забыли». А вот в двадцатые годы уже двадцатого столетия с него были сорваны все медальоны.
«В 1952 году, — пишет Светлана Леонидовна, — был произведен частичный ремонт Долгоруковского обелиска, в результате которого заменили мраморные медальоны на бетонные. Два из них являются частичными копиями первоначальных, другие заменены полностью — изменены были и содержание и материал».
И вот настал декабрь 2010 — январь 2011…

Все на своих местах!

Итак, мы установили точно — памятник восстановлен практически в первоначальном виде. Похоже с этим согласились и противники реставрации. Но ненадолго.
В прессе появились высказывания о том, что медальоны на отреставрированном монументе размещены не так, как это было во время оно.
Чтобы поставить жирную точку в этом странном споре, мы обратились к старшему научному сотруднику Научного центра историко-краеведческих исследований и Свода памятников Украины в Крыму Владимиру Гурковичу.
Владимир Николаевич заверил нас, что восстановленные барельефы располагаются именно на тех местах, на которых были размещены их «предшественники».

Ценность памятника

Возможно, некоторые читатели «КВ»  спросят, почему столько общественного внимания привлечено к этому скромному памятнику? В чем его ценность? На этот вопрос Владимир Гуркович отвечает так:
— Долгоруковский обелиск является выдающимся памятником истории Крыма. Он посвящен российскому полководцу, который сокрушил в 1771 году татаро-турецкую мощь в Крыму и на юге современной Украины. Руководимые им войска поставили последнюю точку в череде многочисленных грабительских набегов войск крымских ханов на нынешние территории Украины, Российской Федерации, Польши и других государств. Поэтому значение данного памятника выходит далеко за пределы города Симферополя и Крымского полуострова.

И с точки зрения искусствоведческой, Долгоруковский обелиск тоже не является рядовым объектом! Великолепные пропорции, изящество, классическое расположение объекта как градостроительной доминанты дают право высоко оценить архитектурные, художественные и строительно-технологические достоинства обелиска. Установленный в 1842 год на личные средства внука князя В. Долгорукова, Василия Васильевича, он является и первым гражданским памятником в Симферополе. Долгоруковский обелиск сразу же после возведения превратился в одну из важнейших достопримечательностей города Симферополя. В определенной степени он стал одним из неофициальных символов столицы Таврической губернии — убежден крымовед.


Так что мы, напротив, должны поблагодарить реставраторов, вернувших симферопольцам «памятник №1» в его первоначальном виде. А у скорых на расправу патриотов появилась возможность установить где-нибудь рядом доску с пояснительным текстом. И направить свой пыл на восстановление других памятников. Например, на памятник Екатерине II в Симферополе, о котором, похоже, в пылу споров напрочь забыли…

***

Опубликовано в газете "Крымское время" в январе 2011


Рецензии