Даниил

    Они договорились встретиться утром на кладбище, у могилы похороненного там известного в кругах местного бомонда художника. И когда Исмаил подошёл к назначенному месту, там его уже ожидал внебрачный сын умершего его друга. На погосте стояла тишина, гулял лёгкий весенний ветерок, и светило раннее солнышко. Было так спокойно, словно сама благодать снизошла туда, откуда начинался путь в мир вечности.

- Здравствуй, Даниил.

-Здравствуйте, дядя Исмаил.

Поздоровавшись за руки, они уселись рядышком. Долго и молча оба слушали кладбищенскую тишину. Первым нарушил молчание тот, кто явился на встречу вторым: "О твоём существовании он не знал. Твоя мама, будучи его подругой, исчезла из его жизни, да и из нашей тоже, внезапно, никому ничего не объясняя. Ладно мы, а твой отец имел право знать о её решении, покинуть его. О тебе и покинувшей сей бренный мир твоей мамы я узнал слишком поздно. Как понимаю, причины ухода от художника она и тебе не поведала. На том свете они встетятся и разберутся теперь. Здесь на земле, к сожалению, вы так и не встретились. А до того твой родитель искал свою возлюбленную повсюду, подключая всех своих знакомых, которые могли что-либо знать или предполагать, куда она могла направиться. Искал долго, но всё было тщетно. От недоумения, ведь причин её исчезновения он, как и мы, родственники, друзья, не ведал, от горя, он лишился любимой, от отчаяния, так как он следов матери твоей так и не обнаружил нигде, у него случился нервный срыв, после чего его поведение стало странным для многих. Художника переставали узнавать. Для многих он стал шизанутым". - Юный собеседник внимательно слушал. После небольшой паузы тот продолжил: "Как тут не свихнуться! Его бросила женщина, которую он любил до безумия. И видно было, у него что-то внутри надломилось. Мой друг не хотел более жить, потому умирал молча и уединившись ото всех, в растерянности, ибо не понимал, чего же в жизни своей он такого ужасного непоправимого натворил, что заслужил такую кару, как уход от него любимого человека. Он согласен был понести любую пытку, только бы знать, за что его покинула им обожаемая женщина. Но никто ему на этот крик души ответа не давал. Мой друг чах на глазах. Нечто подобное и я пережил в студенческие годы. И мне тогда казалось, что жизнь закончилась. В таком состоянии не долго и руки на себя наложить. Но тогда этого не случилось по милости Божией, ибо Он, наверное, видя мои страдания, почему-то вдруг решил помочь мне через моего друга мавританца, с кем мы учились на одном факультете. Он знал о моих душевных переживаниях и, точно не спроста, предложил ознакомиться с Кораном и добавил: "Здесь в этом Священном Писании есть ответы на все вопросы жизни".На тот момент подобные книги были почти запрещены.

    В Священном Писании мусульман я обнаружил духовную страстность последнего пророка человечества Мухаммада, которую он поэтически выразил в сурах. Эта страстность намного превышала своею содержательностью мою страсть к девушке, отвергшей меня. Этого я не сразу понял, но почувствовал, как мелки мои мучения по сравнению с тем к чему призывал пророк. А призывал он к жертвенности, к истинной любви, отличающейся от любви эгоистической именно своею жертвенностью. Перечитав несколько раз Коран, во-первых, я перестал страдать из-за безответных чувств от предмета моего обожания, правда, не окончательно, образ мечты юного сердца долго ещё предстоял предо мной, но невыносимой боли в груди уже не было, во-вторых, я стал понимать, пусть и смутно, почему подобные книги называют Священными. Тексты там освящены самим Создателем всего мира. Это значит, что слова там просты и всеобъемлющи, они доступны и одновременно недосягаемы. В зависимости от внутреннего содержания и духовного потенциала, каждый раз ознакамливаясь с текстом Писания, человек раскрывает перед собой всё новые и новые откровения, хотя читает снова и снова всё те же слова. Писания открывают нечто такое, что выше и глубже всяких эгоистических личных переживаний. Это нечто похоже на врата или форточку во вселенную, в природу самого божественного создания и в природу самого Творца мироздания. Такое неземное откровение не может не привлекать к себе внимание. Разумеется, такие книги писались людьми. Но какими! Творческими! Они творили Писания, вдохновлённые самим Богом! Вечные тексты здорово лечат психические и душевные недуги, как самовлюблённость, само внимание, собственная исключительность, и всё тому подобное, выдвигая на первый план иные приоритеты для устремления наших взоров, этим самым, сохраняя нравственные вековечные ценности для всего человечества из поколения в поколение. Так мир получил Авесту, Бхагават-гиту, Тору, Евангелие, Даоские сказания, Коран. Кстати, к вышеперечисленным книгам я пришёл через Писание мусульман, где пророк Мухаммад не единожды напоминает правоверным: "Читайте Тору, читайте Евангелие, ибо там свет и руководство". Ознакомившись с тем, чего рекомендовал основатель Ислама, я заинтересовался другими Писаниями и перечитал не раз их все. В каждом их них, заверяю с полной ответственностью, Бог присутствует в той или иной форме, в том или ином качестве, иногда даже Богом не называясь.

    На некоторые вопросы я ответа не нашёл даже после ознакомления со всеми Писаниями, например, такими: почему именно меня постигла участь одинокого человека и в чём смысл моего появления в этом мире? Эти вопросы отошли на второй план, ожидая своего часа. Чтобы на них ответить мне надо было сначала, осознать, и, понять, что есть мир вообще. А для этого необходимо было поначалу измениться мне самому, чтобы узреть то, чего не видел ранее. И со временем мир внутри и вокруг меня постепенно стал преображаться, вместе с ними изменялись и ценности жизни. Моя личная трагедия соответственно со временем предстала в ином ракурсе, став незначительным. Когда такое произошло, я, будто очнулся от чего-то вязкого и не нужного, и вновь как в детстве услышал говор рек, озёр, морей, ветра и растений, услышал, как на лету переговариваются чайки, как разговаривают животные и звери. И ощутил присутствие во всём некой силы свыше, и она придавала бытию необъяснимый, но существующий смысл. В общем, стал выздоравливать от самолюбивого, пусть и душевного, недуга. Обновляясь, я вдруг понял, что ненавидеть, и тем более проклинать мир или судьбу нельзя. Они ни в чём не виноваты перед человеком. Предначертания своего никто не знает и бессмысленным оно, верю, быть не может. И потом, как знать заранее, что будет благо, а что зло. Это только потом познаётся. Если очень внимательно своё прошлое проанализировать. Но, хочу особо подчеркнуть, не будь моей личной драмы, кто знает, заинтересовался бы я с таким увлечением содержанием Писаний. Выходит, страдания, переживания иногда приходят, чтобы мы избавились от всего наносного и мелкого, что, несомненно, мешает всякому творчеству. Хотя, любовь к женщине, не относится к чему-то мелкому, если не зацикливаться на собственных переживаниях. Высокие чувства требуют жертвенности.

    Как бы там ни было, глядя на твоего отца, и имея опыт переоценки ценностей, я подумал: а не попробовать ли мне поступить так, как сделал мой друг араб. Правда, в отличие от него, ничего не говорил. Просто молча пришёл к другу, положил Библию ему на стол и ушёл. Минуло с того дня больше месяца, и твой папа, хоть я и ждал каких-то перемен, но всё равно к моему изумлению, вдруг необыкновенно ожил. Он неистово начал работать, писать не свойственные его стилю и воззрению картины, жаждал общения! И наши беседы о жизни, о смысле творчества, прекратившиеся в своё время по понятным причинам, возобновились, но уже обрели иной акцент - библейский". - Глаза юного собеседника загорелись, и было видно, что эта тема ему весьма интересна. Он с нетерпением ждал продолжения. Исмаил, немного помолчав, продолжил: "Мой друг много говорил про Эдем. В особенности о двух судьбоносных для человечества древах. о Древе Жизни и Древе Познания Добра и Зла и о том, что наша цель, он имел ввиду всё человечество, отныне - возвращение или обретение вновь райского сада, откуда были изгнаны наши прародители Адам и Ева за свершение ими первородного греха. Что это такое так сразу не определишь, но некоторые утверждают, что это ослушание, гордыня и всё в этом роде, с чем мой друг был согласен. Лично меня такая трактовка первородного греха не удовлетворяла. Если я тебя не утомил, то мне хотелось бы здесь подробнее описать наш диалог, который выражает его новую озабоченность". - Даниил лишь кивнул энергично, что означало: не утомил, и он готов слушать и далее. Друг Кирилла продолжил: "Когда твой отец в очередной раз при нашем разговоре повторил, что наша цель, - это немедленное возвращение в райский сад, то я ему решил возразить, и обратился к нему: "Скажи, Кирилл, вот в Священном Писании упоминается Древо Познания Добра и Зла, ставшее для людей символом смерти и Древо Жизни, олицетворяющее собой символ вечности. Почему, как ты выражаешься, перволюди предпочли Древо Смерти, и почему блаженный сад мало кого привлекает и ныне?" - Он ответил, что не знает. Тогда я продолжил: "Этого не ведали и пророки. Но они по непонятным причинам рьяно проповедовали идею возврата туда, откуда были изгнаны наши предки. Проповедь мало чего проясняет, хотя она может быть и верна по сути. А не проясняет главного: а было ли изгнание? И был ли грех? Лично мне думается, что их спровоцировали на грех, если допустить, что он всё-таки имел место быть. Спрашивается, кому это было нужно или зачем кому-то понадобилось таким образом вытеснять из рая первых людей?" - Вместо ответа художник спросил меня, а знаю ли я сам ответ. Мой ответ был таков: "Думаю, грех был спровоцированым. Кем? Пока оставим открытым сей вопрос. А вот для чего, можно попробовать сказать. Человек должен стать самостоятельным творцом своей жизни, в этом, похоже, скрытые чаяния нашего Создателя. В Эдеме Адам самостоятельным созидателем жизни стать не мог, не к чему эволюционировать, не к чему стремиться, всё есть, всё под рукой. Чтобы быть истинным хозяином рая или мироздания, человек обязан быть богом или ангелом, чтобы уметь созидать нерушимое и вечное. Но как он этому научится, если не пройдёт школу разрушения, отречения, вызова и обретения того опыта, который и позволит ему называться хозяином не только сада? Не уверен, что Бог хочет простого табунного возвращения в Эдем. Бог, предполагаю, желает возвращения под кров Его созревшего мужа, понимающего, что такое ответственность. Потому двери рая для нас заперты до определённых времён.

    Пророки прочувствовали одно, но не прозрели другого. Цель, пока, не Эдем. Цель наша земная жизнь, обретение её в полной мере, а это значит полная ответственность за неё. Потому, может быть, тебе нужно довериться Адаму и Еве, решившим, что место людей здесь, на земле. До поры, до времени, конечно". Но моё возражение не поколебало его убеждённости, что в общем-то, нормально". - Тут в глазах Даниила блеснул вопрос: почему нормально? Исмаил понял это и немедля решил прояснить своё заявление: "Священные писания воспринимаются по-разному, от буквального понимания до абсурдного. Возможно от того, что пути Господни неисповедимы, как и Его замыслы. Поэтому не удивительно, что каждый странник влекомый вечными текстами видит и чувствует только то, что открывается только ему. Твой отец один из них и он узрел нечто своё в Библии, нежели то, о чём говорил ему твой покорный слуга. Я не навязывал своей точки зрения, просто выразил свою, как альтернативную.

    Немног ещё поговорив, мы расстались. Мне пришлось по делам своим уехать на месяц. Когда мы вновь встретились, то я был потрясён его состоянием! Глаза его безумно горели, сам он страшно похудел. Кирилл заговорил первым после наших дружественных приветствий и объятий: "Я разгадал тайну Древа Познания Добра и Зла! И теперь пытаюсь воплотить свою разгадку на том прикрытом полотне!" Но саму незаконченную картину художник не показал, сказав, что ещё не время. После грубо выпроводил меня, оправдавшись своею занятостью. Изредка захаживал к нему, но и эти визиты его раздражали, он желал уединения. По его редким и урывочным пояснениям знал, что картину он постоянно переделывает. Однажды я его упросил хоть намекнуть в чём его разгадка. Мой друг немного подумал и решил поделиться: "Думаю, настал час приоткрыть завесу. Я хочу вывести на полотне суть Древа Познания Добра и Зла. В виде фаллоса! Не изумляйся, а лучше послушай. Ева в объятиях Адама в основании дерева. Далее идёт ствол с ответвлениями из сплетённых тел и ликов людей разных возрастов и полов. Налитый кровью фаллос венчается грудным ребёнком осиянный ярко голубым светом и вытянутыми к небу ручками!" Согласись, Даниил, оригинальная трактовка: Древо Познания Добра и Зла есть фаллос! В древности фаллос почитали как символ вечного продолжения жизни. В своём открытии он не новатор, но то, что это связал с Эдемским деревом, на самом деле ново. И в этом что-то есть. Но вот в чём проблема, открытие он для себя сделал, но передать это на полотно не смог. Картина не получалось так, как он видел её внутренним оком своим. Наступил момент, когда из глаз его исчезло безумие, они начали меркнуть. Мой друг оказался на грани очередного отчаяния.

    Беспокоясь за одержимого, я старался теперь оставаться с ним каждый вечер, чему он теперь был рад, днём исполняя свои обязанности в одном издательстве, где трудился специальным корреспондентом. И не зря. Я бы себе не простил, если бы позволил покинуть наш бренный мир моему другу в одиночестве. Маму свою он почему-то к себе в мастерскую не пускал. В наш последний вечер, мы как обычно немного поговорили, затем он снова умолк, мысля о чём-то своём, как вдруг лицо его озарилось. Кирилл ахнул, глядя куда-то перед собой. Так ахают, когда чьему-то взору неожиданно открывается нечто невероятное. У Кирилла в глазах заблистали слёзы счастья. И в этот самый момент сердце художника остановилось...

    Что или кто явился твоему отцу, осталось тайной. Мне же посчастливилось коснуться этой тайны лишь отчасти, лишь свидетельством преображения состояния друга. Но этого было достаточно, чтобы ощутить присутствие иррациональной природы, которая произвела неизгладимое впечатление на Кирилла и косвенно на меня!

- А вы, значит, избежали безумных открытий? - спросил, после небольшой паузы Даниил.
- Твой тон говорит о том, что ты не только внешне похож на своего отца.
- ?
- Он тоже был скор на выводы.
- ...
- Мои открытия, может быть, не такие, как ты говоришь, безумные, но они есть. И я тоже как и Кирилл искал много чего.
- Например?
- Искал истину в одной только жизни. Затем меня озарило, что истина в одной жизни не присутствует.
- Почему?
- Она в гармонии.
- В какой?
- В гармонии между жизнью и смертью.
- ?!
- Как полагаю, их разделять нельзя.
- И как вы к этому пришли?
- Мой характер поиска изменился после соприкосновения с неведомым мне миром.
- ...
- Сидел я как-то у одного замечательного небольшого озера, вечером, и углубился в раздумья о связи человека с окружающей средой и космосом. И вдруг, где-то глубоко-глубоко в сердце уловил еле слышимое дыхание вселенной, ощутил прикосновение божественной вечности и в один миг каким-то чувством внутренним осознал, что в мире всё едино и всё взаимосвязано. И в это самое мгновение моя душа как-то незнакомо мне раскрепостилась и рванула ввысь...
- ...
- Всё моё внутреннее существо отчего-то ликовало.
- Только внутреннее?
- Да, к сожалению, только внутреннее.
- Почему, к сожалению?
- Потому что внешнее под эгидой сознания тут же захотело это непривычное и неземное ощущение описать. Это была моя ошибка.
- Почему ошибка?
- Сознание пыталось описать то, чего не может сделать своим представлением, ибо оно у него ограничено в своём кругозоре, обзоре, проникновении.
- ...
- Когда я понял, что из моих длинных пересказов того состояния ничего путёвого не выходит, то забросил эту затею. По сути, я повторил путь художника, пытавшегося изобразить на холсте своё древо, приоткрывшее его внутреннему взору свою суть. Чем больше тот трудился, стараясь механически передать образ, сидевший в подсознании, тем меньше всего картина походила на истинное творение. Так произошло и с моим произведением. Когда я отчаялся воспроизвести то озёрное состояние на бумаге, то некто внутри меня сказал мне: истинный творческий путь должен быть иным.
- ...
- Внутреннее озарение, как понимаю, есть явление чрезвычайно необычное. И для того, чтобы оно вспыхнуло и снаружи подобающим образом, необходимы отрешённость от всего мелочного и тщеславного и готовность к жертвенности собой. Не обязательно, что с тебя тут же судьба потребует оплаты. Эту оплату одни платят до своего озарения. Другие - долгие годы. Чаще судьба требует жертвы от тех, кто жаждет ответа по конкретному вопросу, от тех, кто думает, что он единственный и последний, не понимая, что одной "дверью" откровения не исчерпываются. За одной следует другая, и так бесконечно. Но взыщут всё равно с каждого и по разному. Глагол "взыщут" не означает только наказание или требование, это вполне может оказаться и поддержкой, при условии, что "открыватель" готов идти и дальше.
- ...
- Проблема не во взыскании.
- А в чём?
- Не многие готовы к жертвенности.
- Значит, жертвенность обязательна?
- Да. Без неё великие дела не свершаются.
- ...
- Первыми об этом догадались, разумеется, интуитивно пророки.
- Почему именно пророки?
- Ну, коли тема наша библейская, то пример из неё.
- Значит, пророки первыми разглядели эту творческую аксиому7
- Да.
- А как они доносили до людей её?
- Они заявляли, что Бог в первую очередь придёт к тому, кто направляется к нему и готов пожертвовать собой ради Него. Откровения и открытия тоже приходят к тем, кто движется, предвидя или предчувствуя нужное направление или готов ринуться туда.
- Библейский лейтмотив.
- Можно и так сказать.
- А как вы сказали бы?
- Подсказка.
- ?
- Знаки, символы, междустрочье и так далее.
- Понял.
- Художник принял подсказку. Но пошёл, скажем так, на ощупь, доверяя больше сознательному представлению, нежели сердцу.
- Что это означает?
- Видишь ли, мой юный друг, твой отец, подозреваю, не суть Древа Смерти для себя открыл, а суть Древа Жизни. Логика ему говорила, что прежде чем писать Древо Жизни, он должен Древо Смерти показать людям. И он поверил логике и заблудился.
- А почему он поступил так?
- Уход любимой девушки ассоциировалось у него со смертью. Он хотел, может, знать, почему такая "смерть" произошла, надеясь узнать это через своё творение этого дерева, ставшего причиной смертности людей. Но ответы не в Эдеме, не в Библии или в каком другом Писании или произведении, ответы в самом человеке. Это я уже точно знаю.
- ...
- Те откровения, которые нам приходят требуют расшифровки, а не буквального восприятия. Художник не совсем верно переводил иррациональный язык, скажем так, на сознательный.
- ...
- Но его одержимость, в хорошем смысле этого слова, не могла остаться не отблагодаренной. И когда мастер живописи от отчаяния готов был отказаться от своего открытия, ибо оно ничего ему не давало, то есть, не воплощалось на полотне, его безмолвное недоумение, наконец, достигло цели, и скрытый мглою суть древ рая предстала пред ним во всей своей красе, освещённая, правда, его предсмертным настоящим озарением.
- Высокая цена уплачена.
- Как знать, не пройди он свой достойный уважения путь отчаяния и одержимости, то, возможно, не было бы и явления откровения, именно которое и жаждоло его сердце, а не сознание. Счастливая смерть - такова цена его жажды.
- ...
- У каждого своя жажда и своё утоление.
- Вы меня извините за тон... - начал было сын Кирилла.
- Не извиняйся, - перебил того собеседник, - а лучше расскажи о себе.
- Я расскажу. Но сначала ответьте: как похоронили отца?
- Если ты имеешь ввиду байки о многочисленной толпе провожающих на похоронах, то не верь им. Похоронили обыкновенно и тихо.
- ?
- Да, тихо. Народу на кладбище было мало. Когда засыпали могилу и водрузили деревянный крест с дощечкой даты рождения, смерти и имени художника, его коллега тихо сказал соседке: "Далось ему это дерево. А ведь был талантлив". И эти слова были единственными у его могилы. Коллега был не прав, но что-либо отвечать или пояснять ему не хотелось. Тем более, что говорить мы с твоей бабушкой не смели.
- ?
- Да, мама Кирилла и я молчали. По просьбе моего друга. Он незадолго до своей смерти, как чувствовал, взял с нас слово, что мы никаких речей говорить на похоронах его не будем. Он сказал тогда: "Смерти нет. Придёт время, там мы обязательно встретимся и наговоримся". Он выглядел очень болезненно, и чтобы его не расстраивать лишний раз мы согласились.
- ...
- После похорон сына, твоя бабушка осталась внешне такой же, какой и была, спокойной и доброжелательной. Но что-то неуловимое, неземное появилось в ней.
- ?
- Да-да. И с этим "неземным" я раз столкнулся.
- ...
- Я после похорон Кирилла захаживал к его матери иногда, чтобы проведать, помочь чем-нибудь. При моих посещениях мы почти не разговаривали, если не было дел, типа мебель передвинуть, гвоздь в стенку вбить, мы больше молчали и традиционно пили чай, каждый думая о чём-то своём. Однажды, в один из таких вечеров, я неожиданно для себя спросил её: "Как он?" Она улыбнулась понимающе и кивнула, мол, всё хорошо. Я же, вполне удовлетворившись её кивком, тоже улыбнулся и закивал ей в ответ, мол, и я рад за него и за неё. Уходя, вновь неожиданно для себя, пожал ей руку, раньше такое я себе не позволял, как обычно жал руку другу, прощаясь. В ответ она хлопнула меня по плечу, точно так, как это делал её сын, провожая меня. Я тогда ушёл чрезвычайно взволнованным. Чрезвычайно...
- ...
- Вот, в общем, и всё что хотел рассказать тебе о твоём отце. Правда, получилось, что больше рассказывал о себе. Если есть вопросы, то задавай.
- Скажите, про какой крест отец пишет в своём дневнике?
- Наверное, про судьбу. Принять свою судьбу, значит, принять свой крест.
- ...
- Свой крест Кирилл пронёс до конца сам, нигде и никогда не перекладывая свою тяжесть на другие плечи.
- Получается, можно сказать, что и Иисус Христос пронёс свой крест до конца7
- Он не только пронёс, Он принял добровольно свою судьбу земную, зная о ней. Римские легионеры, казня Мессию на столбе, сами того не подозревая, водрузили Его на крест, тем самым, придав этому возвышению на Голгофе символ жертвенности.
- ?
- Крест состоит из двух перекладин. Вертикальная составляющая есть духовное возвышение, а горизонтальная - природная наша суть. Иисус Назарянин соединил своею смертью эти две сути. Сын Божий испил до дна чашу жизни-смерти-жизни. И Древо Познания Добра и Зла перестало быть карой для людей. Теперь нас всех ожидает другое древо - Древо Жизни. Правда, оно просто так не принимает под своё лоно. Надо теперь каждому человеку соединить в себе духовную и природную сущности.
- Крест, иначе говоря, есть сам человек, - вдруг с какой-то еле сдерживаемой страстью продолжил Даниил, при этом глаза того одержимо загорелись. - И я знаю, где сущности соединяются - в сердце богоподобного существа.

Исмаил внимательно глянул на сына Кирилла, но промолчал. Ему почудилось, только что устами юного собеседника заговорил его почивший друг.

    У могилы художника, на скамеечке, сидели двое и о чём-то долго-долго беседовали. А вокруг них оживала природа. Солнце будило растения и обогревало воздух, и всё живое начинало вздыхать полной грудью весеннюю жизнь. Вдруг двое замолчали и замерли и одновременно повернули свои головы к рядом стоявшей берёзе. На ней маленькая птичка засвиристела свою песнь. Выслушав удивительную трель пернатого ангелочка, они с улыбкой приняли песню весны.

   


Рецензии
Глубокие мысли. Про спровоцированный "грех", думаю, убедительно сказано. Да, очевидно, Господь желает возвращения созревшего мужа, понимающего, что такое ответственность... Интересно, сколько ещё созревать этому мужу?.. Хотя, конечно, дело не в результате, дело в самом процессе. И ответы - в самом человеке, согласен! "У каждого своя жажда и своё утоление".
Усман, тебя можно разбирать на цитаты.
А та птичка на дереве, с которой ни единой цитаты не взять - а вот ей есть ли что утолять?..

Страницын Геннадий   10.02.2012 11:01     Заявить о нарушении
Птичка совершенное создание. Если ей нужны цитаты, тогда погост насмещише, тогда люди паяцы. Птичка тот символ вечной жизни, а может быть и вечной любви, а может быть и самого Творца мироздания, которую пытаются передать сердца истинных поэтов. Я к ним формально не отношусь. Поэтому вразумительно ответить не могу.

Усман Алимбеков   10.02.2012 19:56   Заявить о нарушении